Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка

Разделы: Общепедагогические технологии


Проект по теме “Ferien und Bjucher. Gehoeren sie zusammen?” в 9 классе.

Поскольку применение проектного обучения наиболее целесообразно на заключительном этапе работы над изучаемой темой, предлагаемый проект не содержит упражнений по введению и отработке лексических явлений, т.к. эта работа была уже проведена. Понятно, что при выполнении заданий ученик неизбежно выходит за рамки имеющихся знаний и сталкивается с трудностями лексического и грамматического характера, поэтому учащиеся могут обратиться к учителю за консультацией. Восполнение недостающих знаний осуществляется с учётом наличных знаний и индивидуальных способностей школьника.

Таким образом, проект называется “Bjucher in unserem Leben”. (Книги в нашей жизни)

Цель проекта: Привлечь внимание школьников к значимости чтения и его роли в нашей жизни.

Задачи проекта

1. Развить у учащихся творческие способности, навыки исследования, умения работать со справочной литературой.

2. Воспитать у учащихся дух сотрудничества и взаимопонимания.

3. Учить применять знания, умения и навыки по предмету в реализации проекта.

I этап – Разработка проектных заданий.

- Исследование “Что мы читаем. Жанры произведений”.

- Исследование “Что читают мои одноклассники?”

- Сообщение “Моя любимая книга”.

- Исследование “А что читают наши учителя?”

- Стихотворения русских поэтов в переводе немецких авторов.

- Русские и немецкие пословицы.

- Исследование-обобщение “Книги в нашей жизни”

- Иллюстративный материал к проекту: плакаты, рисунки, компьютерная распечатка работ.

Приступая к изучению темы “Ferien und Bucher. Gehoeren sie zusammen?”, школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер будущего проекта, выбирают понравившиеся им темы, которые они должны разработать и представить на заключительном уроке по теме. Здесь обсуждаются способы сбора и виды необходимой информации (интервью, работа со справочной литературой, использование межпредметной связи- литература, ИЗО).

II этап – Выполнение работы.

Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью у своих одноклассников и учителей, обрабатывают предложенный учителем информационный материал, готовят иллюстрации и распечатки. В задачу учителя входит помощь детям в организации данного процесса. Им нужно определиться, что они хотят узнать; решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать и оформить полученные данные, как преподнести информацию группе.

III этап - Оформление проектной работы.

В ходе всей подготовительной деятельности к заключительному этапу – презентации проекта - ученики могут обратиться к учителю с просьбой проверить их на правильность оформления материала с грамматической и лексической точки зрения. С каждым школьником такая работа должна вестись индивидуально: находить ошибки и пути их устранений. Проанализировав и откорректировав собранный материал, работа оформляется как единое целое.

IV – Презентация проекта.

Один из способов презентации проекта – выступление участников проекта с результатами своих исследований перед учащимися 9-х и 10-х классов, изучающих немецкий язык.

Подготовка к презентации ведётся с каждым учеником индивидуально. Устная презентация всегда включает определённую долю риска для учащегося, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.

На презентации ученики видят конечный результат разработок и исследований одноклассников, что вызывает несомненный интерес к проекту. Они могут задать дополнительные вопросы и получить на них ответы, т.е. узнать что-то новое и интересное. Следует отметить, что ученики, которые имеют слабые учебные возможности в изучении немецкого языка, с удовольствии готовят

иллюстративный и печатный материал к презентации проекта. Очень важно, чтобы ребята смогли увидеть положительный опыт в процессе презентации.

V этап – Рефлексия

Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Проект “Die Berufswahl”. (Выбор профессии)

Тема “Die Berufswahl” - одна из самых актуальных, включённых в школьную программу по иностранным языкам в 9 классе – “Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?”

Работая над этой темой ученики ищут ответы на следующие проблемы:

  1. Поиск рабочего места выпускниками школ.
  2. Наиболее популярные профессии в Германии и в России, профессии, о которых мечтают подростки.
  3. Кумиры молодёжи и их воздействие на выбор профессии.
  4. Что нужно, чтобы стать хорошим специалистом?

Подводя итоги изучения темы “Выбор профессии”, девятиклассникам предлагается проектная работа “Das Interview mit …”.

Цели проекта:

1. Привлечение внимания учащихся к выбору своей будущей профессии.

2. Умение систематизировать свои знания, а также осуществлять перенос приобретённых знаний, умений и навыков на другие ситуации общения.

3. Развитие личности школьника, его самостоятельности и творчества.

Задачи проекта:

1. Использовать навыки и умения диалогической речи.

2. Применять специальные учебные умения, в частности работы со словарём.

3. Оформить и презентовать свой проект “Интервью с …”.

I этап – Разработка проектного задания.

Прежде чем работать с интервьюируемыми, школьники составляют вопросы, которые они могли бы задать участнику разговора. Также оговаривается, что они могут задать ещё и другие интересующие их вопросы.

  • Stellen Sie sich vor!
  • Wie lange arbeiten Sie in diesem Berufsbereich?
  • Was ist bei der Berufswahl wichtig?
  • Ist dieser Beruf Ihr Traumberuf?
  • Wo haben Sie studiert? (Was haben Sie absolviert?)
  • Wofjur interessieren Sie sich in der Freizeit?
  • Macht der Beruf Ihnen Spass?
  • Moechten Sie Ihren Beruf verendern?
  • Was sind Ihre Verwandten von Beruf?
  • Haben Sie eine Familiendynastie?
  • Warum haben Sie diesen Beruf gewehlt?
  • Womit bescheftigen Sie sich bei der Arbeit?

Ребята сами решают у представителей каких профессий брать интервью.

II этап – Разработка проекта.

Для проведения интервью ученики отправляются к своим родителям, родственникам, знакомым. Надо полагать, что беседа проходит на русском языке. Для предъявления конечного результата – интервью на немецком языке - ребята реализовывают вышеперечисленные задачи. Ученики с низкими учебными возможностями, которые не справляются с задачами данного проекта, могут выполнить следующую работу: выяснить, какие профессии востребованы в нашей стране и подготовить на эту тему коллаж.

 III этап – Защита проекта.

Так как ученики работают над проектом индивидуально, то защита проектов проводится на уроке следующим образом:

  1. Представить творчески оформленные работы.
  2. Рассказать в третьем лице о своём собеседнике, о его профессии.

Проект “Das Buch der Nationen”. (Книга наций)

Этот проект осуществляется учащимися при изучении темы “Nation” в 10 классе.

Цель проекта:

1. Исследовать социокультурный портрет некоторых стран, их национальное достояние и культурное наследие: достопримечательности, историко-культурные национальные центры и памятники, крупные представители национальной литературы, национальное искусство и его представители с мировым именем, знаменитые учёные, изобретатели, национальный фольклор.

2. Реализовать межпредметные связи

3. Развивать личность школьника, его самостоятельность, творчество.

Задачи проекта:

1. Обозначить страны для социокультурного исследования.

2. Разработать параметры исследований.

3. Определить источники разработок проекта.

4. Выбрать форму презентации проекта.

5. Принять участие в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Режим работы - индивидуальный. Практический выход – “Книга наций”.

I этап - Разработка проекта

После того как перед ребятами были поставлены цели и задачи проекта, они сразу предложили форму презентации проекта, т.е. его конечный результат - создание “Книги наций”.

В ходе обсуждения отбираются по желаниям учеников страны для исследований, например, Россия, Германия, Австрия, Швейцария, Англия, Франция. Однако некоторые учащиеся могут исследовать страны и республики, которые являются их Родиной. Совместно с учениками разрабатываются параметры исследований, как то:

  • народность
  • географическое название страны, столица
  • знаменитые люди страны, национальные герои
  • история
  • культура, праздники
  • достижения страны
  • природные богатства
  • типичные национальные черты характера
  • национальная еда

II этап - Исследовательская работа.

Учащиеся обращаются к разным источникам информации: энциклопедиям, научно-популярным книгам, журналам и газетам, учебникам по истории, географии и немецкому языку. В поисках нужных сведений ребята могут консультироваться с учителями-предметниками. Именно таким образом на данном этапе осуществляется межпредметная связь.

III этап – Выполнение проектных работ.

Через несколько уроков ученики “возвращаются в класс”, т.е., накопив достаточную информацию о своей нации, им необходимо систематизировать её, отобрать самое важное и нужное и представить результат своей исследовательской работы на немецком языке. На этом этапе процесс контролируется учителем. Учитель помогает им подобрать правильное немецкое слово, решить некоторые грамматические проблемы, а также проблемы в правописании иноязычных реалий. Ученики также сами решают, как оформить свою работу. Кто-то выполнит работу от руки, другие прибегут к помощи компьютера.

При изучении темы “Нация” учащиеся могут написать мини-сочинение, где выражали бы своё отношение к другим народностям, о своих друзьях другой национальности. Эти размышления станут приложением к исследовательской работе.

IV этап – Презентация проекта.

Форма презентации – круглый стол. Каждый ученик представляет своё исследование, происходит обмен мнениями.

V этап – Рефлексия.

Оценка ученических работ учителем, самооценка и взаимооценка работ учащимися.

Проект “Die Umwelt im Jamalo-Nenetzki Bezirk”.

(Окружающий мир в Ямало-Ненецком Автономном Округе)

Данный проект разрабатывается учащимися 10 класса при изучении темы “Oekologie”.

Цели проекта:

1. Способствовать развитию экологической культуры учащихся.

2. Развить умения систематизировать свои знания, а также осуществлять перенос приобретённых знаний, умений и навыков на другие ситуации коммуникативной деятельности.

Задачи проекта:

1. Обозначить темы экологических исследований.

2. Определить источники исследований.

3. Создать творческие группы.

I этап – Разработка проектного задания

При работе над проектом решаются следующие практические задачи:

1. Провести исследования по темам:

  • Географическое положение ЯНАО
  • Важнейшие реки, озёра, вершины ЯНАО
  • Природные богатства ЯНАО
  • Растительный и животный мир ЯНАО
  • Экология ЯНАО

2. Подготовить коллаж “Растительный и животный мир Ямала”

3. Создать географическую карту ЯНАО “Der Jamalo-Nenetzki Autonome Bezirk”

Класс делится на творческие группы, которые выполняют задания:

I группа – описать географическое положение и природные богатства ЯНАО.

II группа – подготовить информацию и коллаж о растительном и животном мире ЯНАО.

III группа – подготовить информацию о состоянии экологии Ямала.

IV группа – изобразить географическую карту ЯНАО с нанесением важнейших рек, озёр и других сведений, полученных от I, II, III групп учащихся.

II этап – Разработка проекта

Ведётся кропотливая работа по отбору информации для передачи её на немецком языке. Сначала ученики составляют конкретный, лаконичный материал на русском языке, используя свои наработанные знания и другие источники. Затем на уроках и во внеурочное время готовят материал на немецком языке. Учащиеся много работают с русско-немецким словарём, получают консультацию учителя.

III этап – Презентация проекта

Форма презентации проекта – устный журнал.

Привлечение местного материала при обучении немецкому языку расширяет кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно.

Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель становится их равноправным партнёром и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу группы. Каждый школьник старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.

Проект “Der achte Weltwunder”. (Восьмое чудо света)

Данный проект разрабатывается с учащимися 11 класса при изучении темы “Filmkunst”.

Цели проекта:

 

1. Привлечь внимание к роли киноискусства в нашей жизни и особенно в жизни молодёжи.

2. Ставить и решать проблемные речемыслительные задачи, развивать умение систематизировать свои знания, самостоятельно работать, а также осуществлять перенос приобретённых знаний, умений и навыков на другие ситуации общения

3. Развивать креативное мышление и деятельность у учащихся.

Задачи проекта:

1. Исследовать хронику кино.

2. Провести опрос-исследование среди учащихся и учителей о предпочтениях к кинофильмам.

3. Снять фильм-видеоролик “Die Liebesgeschichte”.

4. Создать анонс-рекламу к фильму.

I этап – Разработка проектного задания.

Ученикам предлагается тема проекта, цели и задачи для её реализации. Класс делится на творческие группы

II этап – Разработка проекта

1 группа учащихся осуществляют поисковую деятельность о возникновении кино, обращаясь к различным источникам. Готовит иллюстративный материал.

2 группа учащихся проводит опрос среди учеников и учителей “Какие фильмы вы предпочитаете и почему?”. Проводит сравнительный анализ.

3 группа создаёт анонс-рекламу к фильму, которую сняла творческая группа. Этот вид работы требует творческого подхода.

4 группа снимает фильм-видеоролик “Die Liebesgeschichte”. При выполнении этого вида работы ученики пишут сценарий и распределяют обязанности при съёмках фильма.

Во время процесса подготовки проекта ребята консультируются с преподавателем, который открыто координирует работу учащихся, непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её.

III этап – Презентация проекта.

Формы презентации проекта - открытый урок, внеклассное мероприятие с учащимися 9-10 классов и др.

IV этап – Рефлексия

На презентацию проекта можно пригласить независимую экспертную группу из учащихся 10 класса и учителя немецкого языка, которая определяет самый актуальный проект, самый информативный проект, самый содержательный проект, самый креативный проект, самый оригинальный проект.

Проект “Die Familie”. (Семья)

Проект осуществляется после изучения тем “Kinder-Eltern-Kontakte”, “Familie” в 10 классе

Цели проекта:

1. Привлечь внимание учащихся к значимости семейных ценностей.

2. Учить применять знания, умения, навыки по предмету в реализации проекта.

3. Развить у учащихся творческие способности, навыки исследования, умения работать со справочной литературой.

4. Воспитать у учащихся дух сотрудничества и взаимопонимания.

Задачи проекта:

1. Обсудить и выбрать подтемы для исследования.

2. Обозначить пути исследования.

3. Определить группы учащихся для реализации проекта.

I этап – Разработка проектного задания.

Учащиеся разрабатывают темы для исследований:

  • Моё генеалогическое древо.
  • Родители и дети: понимаем ли мы друг друга?
  • Семья: свободное время.
  • Иметь брата или сестру: за и против.
  • Моя будущая семья.

Пути исследования: опрос сверстников, анализ и систематизация.

II этап – Выполнение проекта

Работа вне класса. Определяется круг опрашиваемых, вопросы для выяснения проблемы. В классе обсуждаются результаты опроса, выясняются варианты оформления работы. Учитель консультирует учащихся в вопросах речемыслительной деятельности (может указать на грамматические ошибки), принимает участие в репетиции инсценировки.

III этап – Презентация проекта

Презентация проекта – устный журнал. Приглашаются учителя немецкого языка, учащиеся 9, 11 классов.

Учащиеся защищают свои работы: раскрывают темы, используя наглядность (таблицы, схемы, рисунки), выполненную самими детьми, принимают участие в дискуссии о семье в ходе презентации проекта.

IV этап – Рефлексия

Приглашённая экспертная группа определяет самый зрелищный проект, самый актуальный проект, самый информативный проект, самый содержательный проект, самый креативный проект, самый оригинальный проект.

Выполнение названных проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частые, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами иностранного языка ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть к общенаучному стилю, носить академический характер.