Учебно-деловая игра на тему "Российский парламентаризм. Избирательное право граждан"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма;
  • формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека.

Эпиграфы:

“Власть может быть сильной только тогда, когда сильной является каждая ее ветвь”.

“Иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно”.

В.В. Путин, Президент РФ

Основные этапы игры

I) Подготовительный –

1) Распределение ролей (историки, члены избирательной комиссии, наблюдатели, избиратели, кандидаты в депутаты)

2) постановка задач перед участниками (сбор информации об истории парламентаризма в России и РТ, об избирательных правах граждан РФ, о функциях избирательной комиссии и наблюдателей; создание партий и их “программ”; подготовка бюллетеней для голосования)

3) оснащение игры (запись гимна РФ, герб и флаг РФ, урна и кабина для голосования)

II) Основной – описание действий игры

1) выступление историков с информацией об истории парламентаризма в России и РТ.

2) выступление членов избирательной комиссии об избирательных правах граждан РФ, о функциях избирательной комиссии и наблюдателей.

3) встреча “кандидатов в депутаты” с избирателями и ознакомление их с Программами партий (названия партий предложены учениками).

“Партия Солдатской Матери”

“Молодежная Партия России”

“Партия “Будущее России”

“Молодежная Партия “Свои”

“Трудовая Партия России”

4) голосование избирателей

III) Заключительный –

1) подсчет голосов.

2) подведение итогов.

Историческая хроника представительной власти России.

Боярская дума стала первым опытом сословного представительства. В период феодальной раздробленности Руси она была советом феодалов – великого князя и его вассалов, имевших политические полномочия. Если князь не советовался со своими боярами, летописец XII в. отмечал это как признак недоброго царя.

С конца XV в. Дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Со второй половины XVII в. состав Думы постоянно сокращался, уменьшилось и ее влияние на дела в государстве.

Первый Земский собор был созван 1550 г. (1549 г.?). Создание нового сословно-представительного учреждения связано с ростом политического значения дворянства.

Присутствие на заседаниях было обязанностью, а не правом. Некоторые соборы заседали часами, другие – днями, а Собор 1613 г. длился целых три года.

С 1699 г. на смену Боярской думе пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя, которая стала предшественницей Правительственного Сената, учрежденного указом Петра I от 22 февраля 1711 г. Сенат имел законосовещательный характер, первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя. После смерти Петра I значение сената упало. Анна Иоановна сделала попытку его возродить, но при Елизавете Петровне функции Сената опять были ограничены. При Екатерине II, в 1763 г., роль Сената возросла, но с созданием министерств (1802) деятельность этого органа власти была ограничена судебно-апелляционными функциями.

1 (13) января 1810 г. по предложению М.М. Сперанского был учрежден Государственный совет, который рассматривал законопроекты перед их утверждением императором. Законодательной инициативой Совет по началу не обладал, но его мнение, утвержденное царем, становилось законом. Членов Совета назначал царь из числа высших сановников. Министры входили в Совет по должности.

В Государственном совете были и представители Казанской губернии: профессора Казанского университета Н.Загоскин и А.Васильев.

В 1863 г; было задумано создать при Госсовете “съезд государственных гласных” из 150-200 человек, которые избирались бы от губернских земств и крупнейших городов. Идея реализована не была.

К 1905 г. Совет представлял собой возрастное собрание, “архив государственной мудрости”, по замечанию современника.

6 августа 1905 г. указом Николая II была учреждена первая Государственная Дума. Государственный совет имел право вето на ее решения.

Первая Дума работала с 27 апреля до 8 июля 1906 г. – всего одну сессию. Депутаты вступили в жесткую конфронтацию с исполнительной властью, потребовав отставки правительства. Царь предпочел распустить Думу.

С 20 февраля по 2 июня 1907 г. работала вторая Государственная Дума. Из двухсот с лишним сотен законопроектов, внесенных ведомствами, она сумела рассмотреть только 31. Центральным вопросом для противоречий с исполнительной властью оставался аграрный. Эта Дума также была распущена.

Третья Государственная Дума избиралась по новым правилам: было сокращено число депутатов до 442, уменьшилось число выборщиков; землевладельцы увеличили свое представительство в полтора раза, крестьян стало меньше. Эта Дума проработала весь созыв с 1 ноября 1907 Г. до 9 июня 1912 г., приняв законы о реформе, внесенные правительством кабинета П.Д. Столыпина, а также законы о местном суде, о крестьянском землевладении, о страховании рабочих, ряд актов об организации самой Думы.

Деятельность четвертой государственной думы – с 15 ноября 1912 г. по 25 февраля 1917 г. – проходила в условиях первой мировой войны и внутреннего кризиса, завершившегося Февральской революцией. В октябре 1917 г. временное правительство распустило и Государственную Думу, и Государственный Совет.

В 1917 г. на основе всеобщего избирательного права было создано Учредительное собрание, в которое было избрано 715 депутатов. На первое заседание 5 (18) января 1918 г. явились 410 человек, среди которых преобладали эсеры-центристы. Собрание отказал ось принять ультимативное требование большевиков о признании декретов двух съездов Советов, и было разогнано утром 6 января. В ночь на 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

Новую представительную власть образовали советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С конца января 1918 г., после создания объединенных советов, органы представительной власти новой России стали называться советами депутатов трудящихся, с 1977 г. – советы народных депутатов.

Советы были на всех уровнях власти: Верховные – СССР, союзных, включая РСФСР, республик, автономий, а также городские, районные, сельские и поселковые. В главном органе представительной власти страны - Верховном Совете СССР - было две палаты: Совет Союза и Совет Национальностей.

26 марта 1989 г. впервые на альтернативной основе при большой активности избирателей состоялись выборы народных депутатов СССР нового созыва. Пленарные заседания проводились в виде съезда. Первый Съезд начался 25 мая. Из числа народных депутатов был избран Верховый Совет (554 человека).

Первый съезд народных депутатов РСФСР работал с 16 мая по 22 июня 1990 г.

После расстрела Верховного Совета РФ в октябре 1993 г. Президент Б.Ельцин принял ряд решений, которые повлекли за собой отмену советской системы представительной власти. Съезд народных депутатов России был упразднен. В России вновь появилась Государственная Дума.

С тех пор парламент Российской Федерации - Федеральное собрание - имеет две палаты - Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата).

Первая Государственная Дума Российской Федерации была избрана в декабре 1993 г. в составе 450 депутатов. Впервые в истории страны половину депутатов составляли представители общественных организаций. Следующие выборы в Думу проходили в декабре 1995 г., потом - в декабре 1999 г. Последние состоялись в декабре 2003 г.

Уже трижды менялись функции и порядок избрания членов Совета Федерации, которых иногда называют сенаторами. Члены первого состава Совета избирались населением, второй состав составляли первые лица от законодательной и представительной власти российских регионов. Сегодня Совет Федерации формируется из назначенцев: половина палаты представители руководителей республик, краев и областей, вторая - представители законодательных собраний субъектов РФ.

Депутатами Государственного Совета Республики Татарстан III созыва, которые были избраны в марте 2004 г., стали 100 человек.

Из прежнего состава парламента мандат получили 42 человека, 16 из них работали на постоянной основе. Пятый раз избрана депутатом В. Липужина, 7 человек стали депутатами в четвертый раз, 9 человек - в третий, 29 человек - во второй. Впервые депутатами стали 54 человека. Избраны в Госсовет 4 депутата Государственной Думы ФС РФ разных созывов: Ф. 3иятдинова, А. Салий, Н. Столярова, А. Хамаев.

По возрасту депутаты распределяются следующим образом: до 30 лет - 1, от 30 до 40 лет - 11, от 40 до 50 лет - 41, от 50 до 60 лет - 36, свыше 60 лет - 11 человек.

Все депутаты имеют высшее образование, среди них 11 докторов наук, 21 кандидат наук. И. Тагиров - академик Академии наук Татарстана. В числе депутатов - 87 мужчин и l3 женщин. Национальный состав парламента: татары 65 человек; русские - 30, украинцы - 2, по одному - грек, мордвин и чуваши.

В новый состав парламента избраны представители различных профессий и сфер деятельности: инженеры (40 чел.), экономисты (18), педагоги (12), юристы (9), врачи (5), строители (5), журналисты (4), писатели (2), историки (2), агроном (1); военный (1). к моменту избрания руководителями предприятий и организаций работал 51 человек, заместители глав администраций городов и районов РТ - 4, руководители банковских учреждений - 4, работники исполнительных органов государственной власти - 4, руководители общественных организаций - 3.

Основной костяк Государственного Совета составляют представители партии “Единая Россия”. В парламенте работают две фракции - “Единороссов” и коммунистов, а также депутатская группа “Татарстан - новый век”.

2. Выступления избирательной комиссии.

Избирательные комиссии.

Организация выборов возложена на избирательные комиссии. Их систему возглавляет Центральная избирательная комиссия, которая состоит из 15 человек. Пять членов комиссии назначает Государственная Дума, пять –Совет Федерации, пять – Президент. Тайным голосованием члены комиссии избирают председателя. Центральная избирательная комиссия:

– руководит работой окружных избирательных комиссии;

– регистрирует общественные объединения,

выдвинувшие списки кандидатов на выборах по общенациональному избирательному округу, и вносит их в бюллетень;

– проводит окончательный подсчет голосов по выборам во всех избирательных округах.

В каждом округе формируется окружная избирательная комиссия. Половина её членов назначается законодательным органом субъекта Федерации, а вторая половина – исполнительным. На каждом избирательном участке создается участковая избирательная комиссия. Она формируется выборным органом местного самоуправления (выборное собрание или глава муниципального образования). участковая избирательная комиссия составляет списки избирателей и организует голосование в день выборов. Она подводит результаты голосования на участке и сообщает о них в окружную избирательную комиссию.

Избирательные права граждан.

Избирательные права граждан, порядок и техника выборов органов высшей государственной власти закреплены в Конституции РФ и в ряде законов:

– Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”;

– Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”;

– Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”.

Граждане России обладают активным и пассивным избирательным правом. Активное избирательное право означает право гражданина избирать в органы власти и самоуправления, пассивное – право быть избранным в эти органы.

Избирательное право является всеобщим, равным и прямым и осуществляется при тайном голосовании.

Всеобщее избранное право, или всеобщий характер избирательного права, состоит в том, что все граждане, достигшие к дате выборов 18 лет - это минимальный возраст для приобретения права избирать.

Право быть избранным, как правило, возникает у граждан более старшего возраста, но минимальный возраст для права быть избранным в представительные органы и органы местного самоуправления не может превышать 21, года, а для права быть избранным главной администрации субъекта Федерации - не более 30 лет.

Лишены права избирать и быть избранным только граждане, признанные судом недееспособными (душевнобольные, слабоумные), и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Порядок выборов в Государственную Думу.

Рассмотрим порядок выборов в Государственную Думу Федерального Собрания России.

Дума состоит из 450 депутатов, 225 избираются по пропорциональной системе и 225 по одномандатной, мажоритарной, сроком на 4 года.

Поэтому первая задача - это образование 225 избирательных округов для избрания депутатов по одномандатной системе. Округа должны быть примерно равными по числу избирателей. Этим обеспечивается равенство голосов избирателей: каждый депутат представляет примерно равное число избирателей.

Для удобства голосования и подсчёта голосов округ подразделяется на участки, где и происходит голосование. На всех участках округа избиратели получают в бюллетени одинаковый список кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Что касается выборов депутатов по пропорциональной системе от партий и других общественных объединений, для них вся Россия образует единый округ. Это значит, что на всех избирательных участках России в бюллетене для голосования содержится один и тот же список общественных объединений, за одно из которых избиратель и должен проголосовать.

3. Выступление “кандидатов в депутаты” с “программами”

4. Голосование “избирателей”.

5. Подсчет голосов.

6. Подведение итогов.

Приложение