Вид урока: комбинированный урок.
Цели:
- Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации.
- Ознакомить со схемой передачи информации.
Задачи:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Учебная – изучить и закрепить основные понятия источник, приемник информации, канал связи.
- Развивающие – развитие логического мышления, расширение кругозора.
Основные понятия:
- Источник информации;
- Информационный канал (канал связи);
- Помехи;
- Приемник информации.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка усвоенного материала:
- Что такое информация?
- Какие действия человек совершает с информацией? (Прослушать фрагмент программы “Мир информатики” компании “Кирилл и Мефодий” – четвертый год обучения – Информационные процессы)
- Как человек хранит информацию.
- Носители информации (учебник [1] стр 19 №4). РТ [2] №3 стр 4.
- Проверочный тест на 5 минут (раздел 4-1 [4] – Хранение информации).
Один из вариантов:
Вариант 1
Задание 1
Для хранения информации люди используют:
- звук;
- текст;
- свет;
- жест.
Задание 2
Хранилищем информации является:
- фотоаппарат;
- библиотека;
- телевизор;
- радиоприемник.
Задание 3-1
Для хранения информации с помощью знаков (букв, цифр и так далее) люди НЕ используют:
- бумагу;
- камень;
- папирус;
- воду.
Задание 3-2
Для хранения информации люди с древних времен используют:
- танцы;
- рисунки;
- жесты;
- звуки.
3. Изложение нового материала:
- Прослушать фрагмент программы “Мир информатики” компании “Кирилл и Мефодий” – четвертый год обучения – Передача информации.
- Эвристическая беседа:
Источник информации
Вопрос: Давайте подумаем как пригласить друзей на день рождение:
- написать письмо, телеграмму (письменное сообщение);
- позвонить по телефону или сказать самому человеку (устное сообщение);
- ТО ЕСТЬ лично в процессе беседы или используя технические средства (телефон, компьютер, аудио-видео запись)
В данном случае приглашающий выступает в роли источника информации.
Вопрос: Могут ли быть источниками информации животные? (Да)
- петух кукарекает – будит
- гром – перед дождем
- шум мотора – неисправность
- листья растения завяли – нет воды или болеет…
ТАКИМ ОБРАЗОМ человек, природа, животные, растения, технические средства могут выступать в роли источника информации.
ИГРА: Мы уже знаем, что можно передать информацию с помощью устной или письменной речи. Менее распространенный способ передачи информации – мимика и жесты. Человек использует их чтобы выразить свои эмоции.
- ученикам выдаются карточки с заданием, обдумав немного один из них демонстрирует сообщение с помощью мимики и жестов. Остальные должны угадать.
КАРТОЧКИ: Я хочу есть, Я хочу спать, Пойдем погуляем, Радость, Грусть.
Приемник информации:
Передача информации ПЛАКАТЫ:
Рисунок 1
Рисунок 2
Давайте откроем учебник [1] стр 23-24 и рассмотрим следующие упражнения №5-8.
№5 Обсуждаем вместе с записью в тетрадь.
№5.
Остальные номера по цепочке.
№6.
1) ветер, месяц и т.д.
2) волшебное зеркальце;
3) рассказы купцов;
4) рассказы купцов и тетушек;
5) Золотого Петушка.
№7.
№ | Ситуация | Источник | Приемник | Характер передачи |
1 | Школьник читает текст в учебнике | Учебник | Школьник | Односторонний —> |
2 | Бабушка читает письмо | Письмо | Бабушка | —> |
3 | Мальчик просыпается от звонка будильника | Будильник | Мальчик | —> |
4 | Разговаривают две подруги Таня и Лена | Таня и Лена | Таня и Лена | Двусторонний |
5 | Учитель объясняет новый материал всему классу | Учитель | Учащиеся класса | |
6 | Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов | Регулировщик | Пешеходы, водители | |
7 | Человек читает объявление в газете | Газета | Человек | —> |
8 | Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков | Завуч | Ученики и учителя | —> |
9 | Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется | Диспетчер | Пассажиры | —> |
10 | Вывешен знак, запрещающий проезд по улице | Знак | Водители | —> |
11 | Мальчик получил пригласительный билет на елку | Билет | Мальчик | —> |
Дополнительно – повторение:
ИГРА “Преобразование информации”
Цель: наблюдательность, внимательность. Умение узнавать и выбирать существенное, различать геометрические фигуры.
Одному ученику предлагается посмотреть на рисунок (человекоподобный робот ASIMO – рисунок 5), затем он не показывая его другим пытается объяснить что изображено, остальные его рисуют.
План объяснения:
- содержание (робот…)
- пространственная ориентация объекта (где расположен на листе: посередине, справа, слева…)
- название геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник, круг…)
- размер (большая, средняя, маленькая фигура…)
ИТОГ: Ни один рисунок, который сделан со слов, не является копией оригинала, причина в источнике или в приемниках информации? (в изложении и восприятии)
Вопрос: Какие виды информации были использованы в игре? (источник – рассматривал рисунок и преобразовывал зрительную информацию в звук речи, то есть звуковую информацию. ПРИЕМНИКИ – воспринимали звуковую информацию и преобразовывали ее в графическую информацию.)
Д/З: §1.5 РТ №6 стр 12, №7 стр 13
Практика: Матвеева 2 класс – параграф 6 (9 заданий), параграф 5 (11 заданий.)
Примеры заданий практикума:
Рисунок 3
Рисунок 4
Литература:
- Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 3 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.
- Информатика: Рабочая тетрадь 5 класс./Л.Л. Босова. – 3 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.
- Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова. – 3 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.
- Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе / Ю.А. Аверкин, Н.В. Матвеева, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2004 г.