Тема урока: "Передача информации"

Разделы: Информатика


Вид урока: комбинированный урок.

Цели:

  • Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации.
  • Ознакомить со схемой передачи информации.

Задачи:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  • Учебная – изучить и закрепить основные понятия источник, приемник информации, канал связи.
  • Развивающие – развитие логического мышления, расширение кругозора.

Основные понятия:

  • Источник информации;
  • Информационный канал (канал связи);
  • Помехи;
  • Приемник информации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка усвоенного материала:

  • Что такое информация?
  • Какие действия человек совершает с информацией? (Прослушать фрагмент программы “Мир информатики” компании “Кирилл и Мефодий” – четвертый год обучения – Информационные процессы)
  • Как человек хранит информацию.
  • Носители информации (учебник [1] стр 19 №4). РТ [2] №3 стр 4.
  • Проверочный тест на 5 минут (раздел 4-1 [4] – Хранение информации).

Один из вариантов:

Вариант 1

Задание 1

Для хранения информации люди используют:

  1. звук;
  2. текст;
  3. свет;
  4. жест.

Задание 2

Хранилищем информации является:

  1. фотоаппарат;
  2. библиотека;
  3. телевизор;
  4. радиоприемник.

Задание 3-1

Для хранения информации с помощью знаков (букв, цифр и так далее) люди НЕ используют:

  1. бумагу;
  2. камень;
  3. папирус;
  4. воду.

Задание 3-2

Для хранения информации люди с древних времен используют:

  1. танцы;
  2. рисунки;
  3. жесты;
  4. звуки.

3. Изложение нового материала:

  • Прослушать фрагмент программы “Мир информатики” компании “Кирилл и Мефодий” – четвертый год обучения – Передача информации.
  • Эвристическая беседа:

Источник информации

Вопрос: Давайте подумаем как пригласить друзей на день рождение:

  • написать письмо, телеграмму (письменное сообщение);
  • позвонить по телефону или сказать самому человеку (устное сообщение);
  • ТО ЕСТЬ лично в процессе беседы или используя технические средства (телефон, компьютер, аудио-видео запись)

В данном случае приглашающий выступает в роли источника информации.

Вопрос: Могут ли быть источниками информации животные? (Да)

  • петух кукарекает – будит
  • гром – перед дождем
  • шум мотора – неисправность
  • листья растения завяли – нет воды или болеет…

ТАКИМ ОБРАЗОМ человек, природа, животные, растения, технические средства могут выступать в роли источника информации.

ИГРА: Мы уже знаем, что можно передать информацию с помощью устной или письменной речи. Менее распространенный способ передачи информации – мимика и жесты. Человек использует их чтобы выразить свои эмоции.

  • ученикам выдаются карточки с заданием, обдумав немного один из них демонстрирует сообщение с помощью мимики и жестов. Остальные должны угадать.

КАРТОЧКИ: Я хочу есть, Я хочу спать, Пойдем погуляем, Радость, Грусть.

Приемник информации:

Передача информации ПЛАКАТЫ:

Рисунок 1

Рисунок 2

Давайте откроем учебник [1] стр 23-24 и рассмотрим следующие упражнения №5-8.

№5 Обсуждаем вместе с записью в тетрадь.

№5.

Остальные номера по цепочке.

№6.

1) ветер, месяц и т.д.

2) волшебное зеркальце;

3) рассказы купцов;

4) рассказы купцов и тетушек;

5) Золотого Петушка.

№7.

Ситуация Источник Приемник Характер передачи
1 Школьник читает текст в учебнике Учебник Школьник Односторонний

—>

2 Бабушка читает письмо Письмо Бабушка —>
3 Мальчик просыпается от звонка будильника Будильник Мальчик —>
4 Разговаривают две подруги Таня и Лена Таня и Лена Таня и Лена Двусторонний
5 Учитель объясняет новый материал всему классу Учитель Учащиеся класса
6 Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов Регулировщик Пешеходы, водители
7 Человек читает объявление в газете Газета Человек —>
8 Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков Завуч Ученики и учителя —>
9 Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется Диспетчер Пассажиры —>
10 Вывешен знак, запрещающий проезд по улице Знак Водители —>
11 Мальчик получил пригласительный билет на елку Билет Мальчик —>

Дополнительно – повторение:

ИГРА “Преобразование информации”

Цель: наблюдательность, внимательность. Умение узнавать и выбирать существенное, различать геометрические фигуры.

Одному ученику предлагается посмотреть на рисунок (человекоподобный робот ASIMO – рисунок 5), затем он не показывая его другим пытается объяснить что изображено, остальные его рисуют.

План объяснения:

  • содержание (робот…)
  • пространственная ориентация объекта (где расположен на листе: посередине, справа, слева…)
  • название геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник, круг…)
  • размер (большая, средняя, маленькая фигура…)

ИТОГ: Ни один рисунок, который сделан со слов, не является копией оригинала, причина в источнике или в приемниках информации? (в изложении и восприятии)

Вопрос: Какие виды информации были использованы в игре? (источник – рассматривал рисунок и преобразовывал зрительную информацию в звук речи, то есть звуковую информацию. ПРИЕМНИКИ – воспринимали звуковую информацию и преобразовывали ее в графическую информацию.)

Д/З: §1.5 РТ №6 стр 12, №7 стр 13

Практика: Матвеева 2 класс – параграф 6 (9 заданий), параграф 5 (11 заданий.)

Примеры заданий практикума:

Рисунок 3

Рисунок 4

Литература:

  1. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 3 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь 5 класс./Л.Л. Босова. – 3 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова. – 3 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.
  4. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе / Ю.А. Аверкин, Н.В. Матвеева, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2004 г.