Вот уже несколько лет я работаю в классах компенсирующего обучения. Отбор в эти классы производится психолого-педагогическим консилиумом школы, который, среди прочих отклонений, отмечает низкий уровень сформированности познавательных процессов практически у каждого ребенка. Поэтому рекомендации учителю очень просты: развитие внимания, памяти, мышления.
В классах компенсирующего обучения я предлагаю учащимся вести справочники (тетради по теории). Когда новый материал в виде формул, опорного конспекта, правила, алгоритма записывается в тетрадь, то включаются несколько видов восприятия, а значит идет развитие памяти и внимания. Для полного усвоения материала на последующих уроках я разрешаю пользоваться этим справочным материалом до тех пор, пока это необходимо ученику. Поначалу содержание записи в справочники даю детям в готовом виде, затем ненавязчиво предлагаю продолжить, преобразовать, исправить ошибки и, наконец, выполнить самим. К составлению опорных конспектов, алгоритмов для 5, 6 классов привлекаю учащихся старших классов, занимающихся в школьном научном обществе. В результате их плодотворной работы получаются такие “шедевры”, которые вызывают неподдельный интерес и желание пользоваться такими алгоритмами.
Алгоритмы сложения десятичных дробей
1.
Две десятичные дроби
Сложить или вычесть чтобы,
Нужно всегда сначала
Правильно их записать:
Поставь запятую вторую
Под первую запятую,
Затем, если нужно нулями
Их не забудь уравнять.
Вспомни, как целые числа
Сложить или вычесть учился,
И действуй так же, смелее,
Как будто нет запятой.
Да не забудь в итоге:
Ответ должен быть в виде дроби,
Поставь запятую на место -
Под первой и под второй.
2. Если хочешь научиться складывать дроби, делай так:
1) Запиши дроби друг под другом
2) Уравняй число знаков после запятой
3) Сложи, не обращая внимания на запятую
4)Поставь запятую под запятыми
3.
Еще одной методической находкой считаю взаимообмен заданиями. Конечно, сам по себе прием не новый, но в классах компенсирующего обучения не так уж часто используемый. Мы с детьми “изобрели” его в 5 классе при изучении уравнений. Во время самостоятельной работы один учащийся справился с заданием раньше всех, и я предложила ему придумать и записать на доске несколько уравнений для себя и тех одноклассников, у которых также может остаться время (конечно, это было предусмотрено). Какова же была моя радость, когда этот прием понравился не только этому учащемуся, но и другим захотелось выполнять подобную работу. Позже взаимообмен заданиями использовался в этом классе неоднократно и всегда доставлял удовольствие детям, а мне помогал развивать у них такие процессы мышления как сравнение, классификация, обобщение, аналогия.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет учащимся используемая мною на уроке работа в парах. Например, на этапе закрепления темы “Умножение десятичных дробей” предлагаю учащимся записать в тетради десятичные дроби и выполнить их умножение, проговаривая соседу не только ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Выделяю на эту работу 5 минут. В течение этого времени каждый ученик получает возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, алгоритма и, в случае необходимости, еще раз получить разъяснения. Очень нравится детям обсуждать результаты работы: что они чувствовали во время выполнения задания, улучшились ли их знания по теме, кто помог им в этом, чей ответ понравился.
Использование описанных мною приемов способствует формированию у учащихся позитивного отношения к предмету, процесс обучения становится для них более привлекательным и успешным.