Диалог с ребёнком, имеющим общее недоразвитие речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Впервые вопрос: “А мы будем сегодня заниматься?” я услышала восемнадцать лет назад и тогда же решила – сделаю все, чтобы слова эти звучали снова и снова. Но это оказалось нелегко. Почти сразу я поняла, что одними зондами, логопедическим массажем и чистоговорками нам не обойтись. На занятиях мы стали слушать шум дождя и крики чаек, делали аудио- и видеозаписи увлекательных детских рассказов. Тогда же появилась идея конкурса на лучшую книгу, сделанную своими руками. Малыши вырезали, рисовали, клеили, вышивали, писали, сочиняли. Многое приходилось переделывать, исправлять. Были слёзы, огорчения, обиды, усталость, но каждую минуту дети чувствовали поддержку родных и близких. Перед выставкой книг волновались все: и юные авторы, и их надёжные помощники – родители. Каждый ребёнок представлял книгу и отвечал на вопросы гостей. Всеобщее ликование вызывали письма-отклики от благодарных читателей, которые получали все участники конкурса.

Позже особое внимание я стала уделять развитию когнитивной сферы ребенка, изучила множество методик по формированию психических процессов, использовала приемы игровой психокоррекции и арттерапии. В моем кабинете постоянно царил творческий беспорядок: там были поделки из природного материала, вышивки, рисунки, мозаика, оригами и даже тесто, из которого малыши лепили человечков с разными характерами и судьбами. Такими же разными были и мои ученики: застенчивыми, нерешительными, замкнутыми, тревожными. Они не умели (или не хотели?) поддержать беседу, часто “выпадали” из системы реальных взаимоотношений с окружающими, что неизбежно приводило к снижению их речевой активности и препятствовало нормальному ходу развития речи. И я думала: почему так происходит и как это связано с речью?

Учеба в аспирантуре Психологического института РАО, работа в составе медико-педагогического консилиума, жизненный и профессиональный опыт помогли мне понять, что природная способность, сильное желание взаимодействовать с другими, богатое языковое окружение в совокупности помогают ребенку постигать функций и правил языка. И если малыш говорит плохо, то, возможно, он не хочет выражать и разделять свое внутреннее состояние с другими. Это означает, что логопедическую помощь необходимо оказывать в контексте всей системы отношений ребенка с другими людьми. Осуществлять такую работу необходимо в русле диалога, что способствует личностному становлению ребенка и восстановлению нарушенных связей с другим людьми и с миром в целом.

В диалогическом общении важно дать почувствовать ребенку, что взрослый – это собеседник, который вслушивается в то, что говорит малыш, всерьез относится к детским мыслям и переживаниям. Не всегда ребенок сразу готов к контакту. В таком случае часто на помощь приходит игрушка.

…Большой картонный Ёж несколько лет пролежал у нас в коробке на шкафу. Что за Ёж, откуда он взялся? Никто не знает, но для ребят он родной и надёжный! Ёж рассказывает детям свою историю. “А ты кто? – спрашивает Ёж малыша. – Расскажи про себя!”

Здравствуй, Ёжик, я – Илюша! Мне 6 лет. Я живу в доме в Москве и на даче.

Я уже большой, расту, хожу в гимназию на подготовку. Всё идёт хорошо. Иногда прихожу усталый. Недавно у меня было три самых счастливых дня: в субботу я был в гостях, в воскресенье ел на завтрак тортики, в понедельник хорошо занимался на каратэ, целых два часа! Мне нравится в гимназии, когда никто друг друга не обижает. Ещё я умею хорошо готовить: блины, куриный бульон и ризотто. Иногда люблю читать, особенно вместе с мамой.

Привет! Меня зовут Саша. Мне 5 лет, в марте исполнится 6. Живу я дома, в своей квартире, с мамой и папой, весь адрес знаю. Моя мама работает бухгалтером. Ты не знаешь, кто такой бухгалтер?! Это человек, который считает чужие деньги. Моя мама считает деньги своего начальника.

Мой папа добрый. Когда он ходит на работу, он приносит всем подарки. Мой папа любит кататься на верблюдах, плавать в море, читать книжки и спать.

Если бы у меня была волшебная палочка, я превратила бы папу в лошадь. На ней можно кататься и за ней можно ухаживать. Я отправила бы папу в сказку “Конёк-Горбунок”. Он бы давал Иванушке нужные советы.

Мы вместе с Ежом слушаем детей и понимаем, что любой детский текст, если он высказывается легко и свободно, отражает внутренний мир ребенка.

В другой раз мы делали кляксы. Наносили на старые подкассетники краску и ставили штампы на лист бумаги. Некоторые кляксы были как истории. В них начиналась жизнь: существа ходили, думали, встречались и разговаривали – помогали друг другу. У каждого были свои кляксы, о них хотелось что-то сказать…

Вот сапоги зайчика или руки деда. Получился зайчик-дедушка. Он был на огороде, надел сапоги, копал картошку. Потом пришёл, пожарил и кормил сына.

Дракон, грязная лужа, сова, человек. Жили-были дракон, сова, человек. Они друзья. Человек и сова были синие, а дракон красный, так как у него было много огня. Встретились они и начали разговор. Потом друзья пошли в магазин и вляпались в лужу. Дракон купил мороженое и всех угостил.

Ползла змея и видит: стоит грустная лошадь.

Змея: Что такое с тобой случилось?

Лошадь: У меня нет головы и ног.

Змея приделала всё свое, и стали они одним целым.

Мы попали в Анапу. Там море, пляж, солнце, скалы. Волны пляшут на море. Скалы высокие-высокие, до неба. Я там плаваю.

Но вдруг мы встречаем на берегу крокодила. Он светло-зелёный. Все его испугались, и настроение испортилось. Я нырнула глубоко и вынырнула. Его уже там не было. А я увидела, что уезжает Дед Мороз. Он привозил подарки: самолёт, шарики, лошадь, заводную рыбку и робота-собачку. Теперь он едет в Америку и везёт туда сувениры: дельфина, фломастеры, краски, пенал и вкусный вишнёвый торт.

Эти спонтанные истории получились такими яркими и живыми! Слушаешь их и чувствуешь, что в душе ребенка живет самостоятельный мир, наполненный чувствами и переживаниями, сотканный из множества образов. В такие минуты понимаешь, как важно не “вытеснить” их, не лишить детскую душу творческого потенциала, а развить поэтическое отношение к миру. Одним из путей решения этой задачи может быть образное преподавание. По отношению к дошкольникам оно является наиболее приемлемым способом обучения. Образ – та своеобразная форма, в которую облекаются эмоции, находя здесь свою объективизацию и предметность. Образы служат “знаком” (Л.С.Выготский) для передачи эмоционально значимого содержания. Суть развивающей силы образа в том, что она преобразуется, видоизменяется в сознании ребенка, приобретая новую жизнь. Художественная и игровая деятельность помогают обогатить ребенка образами и способствуют установлению диалогических отношений. В основу методики занятий в рамках образного преподавания положен художественный принцип преподавания в сочетании с фонетическим принципом обучения грамоте. Каждое занятие – это событие, объединенное сказочным сюжетом. Часто оно проходит в форме воображаемого путешествия, в ходе которого малыши учатся сочувствовать и сопереживать друг другу. Занятие ставит перед ребенком проблему, решая которую малыш учится получать собственное знание о мире и о себе в этом мире. Большой интерес у детей вызывают взаимосвязанные и дополняющие друг друга задания и упражнения, направленные на преодоление речевого нарушения и трудностей общения, на развитие когнитивной сферы и снятие психоэмоционального напряжения.

Дефицит любви, болезненный опыт семейных отношений приводят к тяжким последствиям в развитии ребенка, в том числе и речевом. Для ребенка беда, если семья и детский сад противоречат друг другу – в правилах, в ценностях и во отношениях. Если дошкольное учреждение призвано давать детям некоторое содержание, то семья призвана обеспечить развитие смысловой сферы. Основной целью нашего взаимодействия с родителями является не передача им той или иной информации, а превращение их в единомышленников, сотрудников, вместе с которыми можно обеспечить условия для полноценного речевого и личностного развития ребенка. Одно из главных правил работы с родителями можно выразить так: педагог – это тот, кто создает условия для развития родителей своих воспитанников. Создать такие условия возможно в русле диалога. На одной из встреч с родителями мы прочли им короткие детские истории про кляксы и предложили узнать авторов, на другой познакомили с рассказами о семье любимого животного малыша, в следующий раз мы вместе с родителями смотрели и обсуждали видеохронику речевых занятий. Результатом каждой из этих встреч стал вывод, сделанный самими родителями, – как же мало и плохо мы знаем своих детей! Родители постепенно стали осознавать, что ребенок – это не прочитанная книга, а огромный неизведанный мир. А потом мы вместе думали, что нужно делать, чтобы услышать и понять малыша, помочь ему и себе. Так возникла идея переписки. Родители писали от лица любимого сказочного героя малыша, ребята получали письма и посылки, с восторгом читали, спешили ответить, а заодно развивали необходимые для этого умения и навыки. Дети охотно делились своими впечатлениями с друзьями и взрослыми. Кто и что получил в таком взаимодействии – пусть каждый решает сам. Бесспорно, взрослые обрели удивительную возможность по-новому увидеть ребенка, а сквозь призму собственных открытий лучше рассмотреть себя.

Что еще может сблизить взрослых и детей? Конечно, игра! Главное для взрослых – все время ощущать на своей голове “шляпу волшебника” и быть готовым к тому, что из неё вылезет кролик. Чаще всего – в виде детского вопроса. Любознательность – форма эмоционального здоровья. Дети и славятся тем, что бесконечно спрашивают: что, зачем, почему.… А еще вопрос – это всегда мостик к сотрудничеству и сотворчеству. И мы решили поиграть в очень серьезную игру под названием “Почта”. Дети написали свои вопросы мамам и папам.

– Почему пингвины не летают?

– Почему на других планетах нет воздуха?

– Есть ли инопланетяне?

–Почему не сбывается мой сон?

–Почему глаза видят?

–Почему идет дождь?

–Почему карандаш не кончается?

И взрослые стали нам отвечать: они писали печатными буквами, рисовали, опускали письма в почтовый ящик.

“Потому что пингвины боятся. Все, кто не боится, могут полететь. Вот сама попробуй. Я лично трушу, потому и не летаю”

“На других планетах нет воздуха? Там некому дышать!”

“Инопланетяне есть. Иначе кто же ухаживает за другими планетами?”

“Чтобы сон сбылся, надо постараться увидеть его два раза, два – счастливое число для сна”

“Глаза соединены с мозгом (рисунок). Глаза умеют передавать мозгу любое изображение”

“Дождь идет или когда грустно – вместо слез, или когда радостно – вместо фонтана” …“Воде тяжело на небе”

“Карандаш заканчивается, потому что частички грифеля остаются на бумаге, а в карандаше грифеля становится все меньше. Постепенно весь грифель остается на бумаге – карандаш заканчивается”

Целое занятие мы читали письма, ведь многие получили по нескольку ответов: от родителей, друзей, сестер и братьев, бабушек, воспитателей и заведующей. В некоторых письмах были… вопросы!

“Почему у человека много мыслей, как вода попадает на небо, что важнее: сон или реальность…”.

И дети стали отвечать:

“У человека много мыслей, потому что он умный и хочет знать еще больше. Мы стесняемся иногда спросить, поэтому нам легче задать вопрос на бумаге и получить ответ взрослого”

“Сначала есть озеро, потом в жаркую погоду вода превращается в пар и летит на небо. Пар попадает в облако и живет там до тех пор, пока не идет дождь”

“Мне сняться плохие сны. Я рад, что живу в реальности, реальность важнее и лучше! В реальности человек с кем-то дружит. В реальности все видишь по-настоящему: ласточек, речку, грибы, козочек, собаку, елку, подарки. Все можно видеть и потрогать руками. В реальности больше чудес. В реальности можно идти вперед!”

“Человек верит в Бога, ангелов, в маму, папу, в чудеса, в синих лягушек, в Деда Мороза и в себя!

Взаимодействие с семьей эффективно при условии, когда педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства логопедической работы. Если родители видят доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию, то они навсегда становятся нашими союзниками. В этом году у меня пятилетки, но я не могла не поговорить с ними о войне. Как и что рассказать о ней малышам? На помощь нам пришли выпускники-подростки. Они нарисовали войну и передали рисунки в детский сад. Но и этого было мало. Моя растерянность нарастала, и я поделилась своими чувствами с папами наших ребят. Я просто сказала: “Помогите, я не знаю, как говорить с малышами о войне”. На следующий день Ваня протянул мне лист бумаги. “Это передал мой папа”,- тихо произнес малыш. Я прочла первые строчки и поняла, что если буду читать дальше, то не смогу провести занятия. Вот что написал нам Ванин папа:

“Это было давно. Когда ещё вас не было на свете. Когда ещё даже не было ваших мам и пап. Жили-были девочка и мальчик. Девочка жила в далекой Сибири в маленькой деревушке, а мальчик в небольшом городке на Урале. Ни мальчик, ни девочка с самого рождения не видели своих пап: девочка – папу Жору, а мальчик – папу Васю. Почему так? Мама Поля и мама Анфиса объясняли им, что это все из-за войны, хотя дети и не понимали еще, что такое война.

И вот мальчик и девочка немного подросли и стали такими же большими, как вы теперь. Они играли во дворе со своими друзьями, у которых тоже все папы были на войне. Каждый из них часто представлял себе, как вот придет папа и какой он есть на самом деле. Но однажды, в один грустный-прегрустный день, их мамы очень сильно плакали и сказали им, что папы погибли на фронте. Ну, то есть они исчезли насовсем и никогда больше не смогут прийти к ним, не поговорят, не обнимут и не поиграют с ними. И вот тогда дети поняли, что же такое война.

А потом они выросли, встретились и стали моими мамой и папой. А у меня так и не было ни одного дедушки, к которому я мог бы сходить в гости. Только ордена и желтая порванная бумажка, где написано, что мой дедушка, мамин папа, “пал смертью храбрых”.

Почему “храбрых”? И как это – “пал смертью”? И зачем? А представьте, как будто на вашу семью надвигается страшный огонь, от которого нельзя спрятаться. И только один человек, самый сильный и самый храбрый, может закрыть вас от огня своим телом. А кто у вас в семье самый сильный и самый храбрый? Конечно, папа! Так и на войну в огонь уходили папы и защищали свою страну, семью и детей.

В той войне, когда пали мои деды, прадедушки Ивана и Ильи, погибло очень много людей. Представьте себе, как много людей в нашей Москве. И сосчитать невозможно. Во время войны погибло и исчезло столько же людей, сколько проживает в нескольких таких городах, как Москва. Их всех-всех до единого не стало, а их мамы, папы, братья, сестры и другие близкие люди плакали все от горя. И слез, если собрать вместе - целое море!

Почему бывает война, если она приносит столько горя? Давайте, когда вы станете большими, сделаете так, чтобы все люди жили в мире! А может, вы уже сейчас знаете и объясните взрослым, что нужно для этого сделать?”

Разговор с малышами о войне получился. В ходе его рождались слова и воспитывался сердечный слух.

Как показывает опыт, у детей с ОНР доминирует предметное, объектное начало в отношении к сверстнику. Такое отношение закрывает другого ребенка и делает оценку, защиту и утверждение своего Я единственной жизненной задачей. Педагогу необходимо использовать любую возможность для формирования у ребенка доминанты на другом. Спонтанную деятельность детей мы стараемся преобразовать в событие, которое воспитывает диалогическую активность.

Ясным октябрьским утром мы были заняты делом. Илья и Саша чинили сломанные буквы, Даша и Настя раскрашивали для них праздничные наряды. Соня, Наташа и Алина строили карету, на которой буквам предстояло отправиться на бал.

Вдруг Даша, сидевшая возле окна, закричала: “Смотрите! Смотрите!” Через мгновение все прилипли к стеклу и подхватили: “Радость! Чудо! Снег! Волшебство!”

Так появились эти сказки…

Один раз девочка Катя отдыхала на море. Мимо пролетала птичка-ласточка. Она была северной ласточкой. Ласточка увидела Катю, приземлилась ей на руку, и Катя её поцеловала. Ласточка взлетела, взмахнула крыльями, и внезапно посыпался снег. Катя не ожидала такого поступка от ласточки. Снежинки покрыли Катю, а море замёрзло.

   Девочка хотела, чтобы из тучки пошёл внезапный снег. Она загадала желание, кинула монетку, и внезапно пошёл снег. Девочка очень обрадовалась и побежала с подружками играть в снежки.

Жил-был Пегас. Он жил на самом пушистом облаке, где снег падал раз в году, только зимой.

Как-то летом полетел Пегас к одной птичке. Птичка тоже была волшебная и жила рядом с солнцем. Пегас пролетал мимо солнца и нечаянно задел его копытом. Он не заметил, что задел солнце копытом и полетел дальше. Птичка, пролетавшая мимо, сказала ему: “Ты задел солнце копытом!” Пегас ничего не услышал, так как летел очень быстро. Нечаянно он врезался в самую холодную звезду, но успел быстро повернуть в сторону.

И вдруг неожиданно пошёл снег. На земле появились сугробы. Тогда Пегас решил лететь к земле. Если бы не было сугробов, ему пришлось бы лететь туда целый год. А так он долетел до земли всего за 25 дней – для пегасов это так мало! Белые сугробы доставали почти до самых облаков. И Пегас плюхнулся прямо в сугроб! Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Создаваемые педагогом ситуации помогают понять, что этот другой является прежде всего другом, прямым продолжением моего Я, которое открыто для других и внутренне связано с ними. Гармонизации межличностных отношений помогает, к примеру, работа с кумулятивными сюжетами.

Дело было в леготеке. Дети играли. У каждого в руках была какая-то игрушка. И тут они услышали: “Идите ко мне, несите свою игрушку!”. На ковре образовался кружок. Началась сказка: “Жил-был волшебный кубик”, – сказала Даша, у которой был сборный кубик из “Лего”. Илья держал в руках пожарную машину, поэтому он сказал: “Однажды в его доме случился пожар, и кубику на помощь приехала пожарная машина”. Соня была, как обычно, с котом: “Водителем пожарной машины был большой кот!”. И дальше говорили по кругу Настя, Алина, Саша, Наташа…

Все удивились тому, что сказка может получиться из игрушек. А может ли получиться сказка из картинок? Из набора картинок каждый выбрал одну на свой вкус. И опять получилось! Дело-то, значит, не в картинках, а в том, что один рассказчик с ходу подхватывает мысль другого!

В одном сказочном королевстве жил-был розовый слон.

Он дружил с весёлым лисёнком.

Однажды слон и лисёнок пошли в дремучий лес.

Там они нашли белый гриб, но не знали, куда его положить.

Вдруг друзья увидели колючего ёжика.

Ёжик дал им плетёную корзинку, и звери положили в нее гриб.

Поваром в королевстве была летучая мышь, которой слон и лисёнок отдали гриб.

Мышь сварила вкусный суп.

Все ели суп и становились добрыми.

 В ходе такой работы дети понимают, что только с другим людьми можно сделать много интересного и полезного: нарисовать картину, сочинить историю, помочь малышам, порадовать мам и пап.

Мы убеждены, что одной из лучших форм взаимодействия детей, педагогов и родителей является творческая мастерская. В прошлом году в нашей творческой мастерской появился уникальный культурный продукт – книга (Приложение 1). “Наша первая книжка” включает такие разделы, как “Давайте познакомимся”, “Волшебные кляксы”, “Сказки из всего”, “Я не Я”, “Деньги, ножницы, бумага”, “Почта” и другие. Ее сверстали и оформили родители, а авторами текстов и рисунков стали наши дети, которые еще три года назад почти не умели говорить и с трудом общались.

Это значит, что диалог состоялся! Нам удалось создать среду, наполненную понимающей любовью, в которой снова и снова звучит вопрос: “А мы будем сегодня заниматься?”.