"Здоровьесберегающие технологии в работе школы"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы


Все знают, что здоровье школьников ухудшается. С трибун и экранов сообщаются устрашающие цифры и пугающие термины – от зобных эндемий до дефицита микронутриентов. Часто создается впечатление, что дети и подростки поголовно больны и остается только удивляться, откуда у них берутся силы делать домашние задания и отплясывать на дискотеках.

Но мало кто обращает внимание, что медицинские “страшилки” про состояние здоровья школьников редко сопровождаются ссылками на источник информации и методику исследования. В результате обычно непонятно, откуда взялись те цифры, кочующие по страницам периодических изданий.

Проблема школьной нагрузки (перегрузки) имеет в России почти 100-летний опыт изучения и попыток изменения ситуации. Начиная с 20-х годов прошлого века Министерство образования, Правительство принимали меры по разгрузке учебных программ, учебников, нормализации нагрузки.

Однако исследования гигиенистов и медиков свидетельствовали о все возрастающей нагрузке учащихся. В то же время следует заметить, что углубленное изучение учебной нагрузки и состояния здоровья учащихся проводились, как правило, в мегаполисах, а для обследования чаще всего выбирались школы с углубленным изучением ряда предметов, лицеи, гимназии.

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.

Это в первую очередь многопредметность в расписании, по пять-шесть предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока – ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности – с расписания уроков.

Мы знаем, что самые продуктивные уроки – со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го и 6-го уроков. С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.

Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

Например, во вторник в 8 “В” последний урок – математика. Как же наш опытный учитель Ларионова Тамара Ефимовна добивается внимания и сосредоточенности, учащихся на уроке, эффективности учебного процесса?

Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению.

1. Работа в парах или мелких группах, “вертушка”, то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым, сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

3. Использование метода мячика.

 

Сохранению здоровья способствует применение системы ТРИЗ, которую активно используют учителя Лейнгард Л.В., Шелковская Л.Н., Логинова Е.Н.; элементы этой же системы применяют Фрунзе Т.С., Ситникова И.В., Баранова О.В. и другие.

Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и так далее. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

Активно внедряют учителя школы в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации.

В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

 

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего “да”, “нет”, “прошу слова”.

Кроме того, на уроках в начальной школе все учителя проводят обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.

В основной школе соблюдается преемственность в использовании игровых технологий на уроках Егозова А.С., Одоевцевой Л.Г., Азанова В.Ю.. Шумаковой Н.А., Котрачевой Л.М.: элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова.

Приемы с соревнованиями, благотворно влияющие на здоровье, используют многие учителя школы: на уроках физической культуры Поздняковой Ю.С., математики Ларионовой Т.Е., Ситниковой И.В., истории Егозова А.С., начальной школы Логинова Е.Н., Лейнгард Л.В.

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы используют учителя Ларионова Т.Е., Ямашкина С.А., Григорьева Т.П., Шумакова Н.А. к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми в рамках научного общества, работа по индивидуальной программе (учитель Шумакова Н.А., Баранова О.В., Ситникова И.В.) работа в классах КРО (учитель Л.Г. Сочнева, Е.Ф. Жевак, С.А. Ямашкина).

“Уроки-праздники”, такие как интегрированные уроки физики и литературы (Н.А. Шумакова и О.В. Баранова), биологии и физики (О.В. Баранова и Е.Ф. Жевак) способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

Здоровьесбережению служат уроки учителей естественнонаучного цикла: Пряниковой И.П., Барановой О.В. и Жевак И.Ф. В соответствии с темой урока и использованием валеологического аспекта они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

На уроке по теме “Кровь” в 8-х классах Е.Ф. Жевак делает полезную практическую работу: измеряет ученикам давление.

Учителя начальных классов Шелковская Л.Н., Логинова Е.Н. и Лейнгард Л.В. применяя оригинальные методики преподавания “Оригами” не только развивают пространственное видение детей, но и сознательно и целенаправленно способствуют укреплению здоровья учащихся; во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

Некоторые Здоровьесберегающие технологии требуют больших изменений в учебно-воспитательном процессе, так как связаны с изменением годового планирования. Но, тем не менее, кое-что учителя делают уже сегодня: учителя математики передвигают темы изучения геометрии и алгебры, концентрируя внимание детей сначала на одном предмете, затем на другом.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.

Так приобщают к выполнению домашних заданий своих учащихся Т.Е. Ларионова, С.А. Ямашкина, Н.А. Шумакова, Т.П. Григорьева, давая задания по трем уровням, то есть, ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.

Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, подвижные игры в продленных группах 1–5-х классов, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, “уроки здоровья”, работа с родителями.

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка. Этому вопросу был посвящен один из педсоветов в нашей школе.

Сберегая здоровье учителей, мы не будем давать низких оценок тем педагогам, которые пока еще не применяют данных технологий, но дали им рекомендации.

 

 

Рекомендации педагогического совета по “Организации здоровьесберегающей деятельности в школе”:

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

В течение учебного года администрацией и службами сопровождения были проведены следующие мероприятия:

  • Анкетирование учащихся 5–9-х классов по выявлению отношения учащихся к школе
  • Анкетирование сотрудников школы по выявлению характера;
  • Анкетирование учащихся 5–9-х классов по вопросам здоровьесбережения в школе;
  • Анкетирование родителей учащихся школы по выявлению отношения к работе школы;
  • Пассивная диспансеризация учащихся на базе школы и ДП № 2;
  • Проверка медицинских карт учащихся и заполнение листков здоровья в классных журналах;
  • Проверка посадки учащихся в соответствии с медицинскими показаниями;
  • Анализ дозировки домашних заданий по данным педагогов и учащихся 2–9-х классов;
  • Выступления на родительских собраниях в 5А, 6А, Б и 7А, Б классах.

В течение учебного года школа принимала активное участие во внешкольных и внутришкольных мероприятиях по Здоровьесбережению детей в образовательном процессе.

  • Тренировочная эвакуация на случай чрезвычайных ситуаций;
  • Участие в районном конкурсе “Учитель 2005”
  • Выступление на педагогическом совете “Организация Здоровьесберегающая деятельности в школе”;
  • Участие в районной научно-практической конференции НОУ, номинация Валеология
  • Участие в Уральской региональной конференции НОУ “Интеллектуалы ХХI”;
  • Общероссийская экологическая акция “Каждой пичужке – наши кормушки”;
  • Районный кросс 'Золотая Осень”;
  • Первенство района по мини-футболу среди 5–6-х классов;
  • Первенство по легкой атлетике на кубок Администрации района;
  • Весёлые старты 1–4-е классы;
  • Первенство района по баскетболу;
  • Президентские состязания 1–9-й класс;
  • Легкоатлетический кросс 1–4-й класс;
  • Районный этап “Соревнования классов, свободных от курения”;
  • Городской экологический марафон;
  • Городской тур Школа безопасности;
  • Городской смотр-конкурс ЮИД “Безопасное колесо”;
  • Легкоатлетическая эстафета;
  • Областной конкурс детского рисунка на противопожарную тематику.

К характеристикам школы, которые обеспечивают возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающую деятельность школы, относятся:

  • характеристика здания школы;
  • наличие и оснащенность школьной столовой;
  • медицинское оснащение (медицинский кабинет);
  • оснащение дополнительным медицинским оборудованием;
  • обеспеченность медицинским персоналом;
  • организация контроля за состоянием здоровья учащихся;
  • проведение витаминизации в летнее время;
  • условия для физкультурно-оздоровительной работы (наличие и оснащенность спортзала, спортивной площадки);
  • обеспеченность кадрами (учителя физкультуры, тренеры);
  • спортивно-оздоровительная работа;
  • спортивно-оздоровительные занятия с детьми специальных медицинских групп;
  • просветительская работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Результаты анализа организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности школы:

  • соответствие всем санитарно-гигиеническим требованиям;
  • хорошо оборудованная школьная столовая, организация полноценного и регулярного питания;
  • наличие и оснащение медицинского кабинета;
  • обеспечение медицинским персоналом;
  • качественный контроль за состоянием здоровья учащихся;
  • полноценное медицинское обслуживание учащихся: регулярные прививки, витаминизация, диспансеризации учащихся.
  • условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, оснащенность спортивной базы (спортивный зал, спортивная площадка);
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительной работы;
  • спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой;
  • просветительская работа с педагогами, учащимися и родителями, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Влияние школы на формирование здоровья детей достаточно существенное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях.

Анализ состояния здоровья учащихся, проведенный в начале учебного года (октябрь), показал:

  • Продолжительность занятий в школе учащихся 1-го класса не превышает допустимые нормативы максимального объема учебной нагрузки (20 часов в неделю);
  • Продолжительность домашних заданий в 1-х классах составляет 40 минут (домашние задания задаваться не должны);
  • Продолжительность занятий в школе учащихся 2–4-х классах не превышает допустимые нормативы максимального объема учебной нагрузки (22 часа в неделю);
  • Продолжительность домашних заданий в 2–4-х классах составляет 1,5-2 часа;
  • Средняя продолжительность учебных занятий у учащихся 5–9-х классов составила 5,4 академических часа, выполнения домашних заданий – 3,2 часа, дополнительных занятий – 1,3 часа (т.е., все компоненты учебной нагрузки в начале учебного года – в среднем в пределах нормативных).
  • Средняя школьная нагрузка учащихся 5–9-х классов – 30 часов в неделю (соответственно, 5-6 уроков в день). В тоже время средняя вариативная нагрузка 5 часов в неделю.
  • Общая школьная нагрузка учащихся 5-й класс – 31 час, 6-й класс – 32 часа, 7-й класс – 34 часа, 8–9-й класс – 35 часов;
  • Общая школьная нагрузка учащихся 8 класса коррекции составляет:
    • Инвариативная часть 33 часа, вариативная часть – 2 часа, коррекционные занятия – 4 часа (проводятся через два часа после основных занятий).
    • Максимальная недельная нагрузка составляет 39 часов при 6-дневной недели.

При внешнем благополучии средних данных нельзя не отметить, что от 25 до 40% учащихся 8–9-х классов есть дополнительные факультативные занятия (от 2 до 3 часов в неделю). Безусловно, у части учащихся 8–9-х классов отмечается выраженная школьная перегрузка, которая усугубляется значительной продолжительностью выполнения домашних заданий (от 2 до 4 и более часов). Особенности организации учебного процесса, программы и методики обучения в этих классах требуют углубленного изучения и анализа.

Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 2–4-го класса и от 20 до 40% школьников 8–9-го класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведет к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья.

В процессе нашей работы был разработан механизм включения в Учебно-воспитательный процесс здоровьясберегающих технологий.

Для реализации данной программы нами был проведен сравнительный анализ состояния здоровья режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся 1–9-х классов, участвующих в наблюдениях по здоровьесберегающим технологиям на основе полученных данных мы разработали программу состоящую из следующих этапов:

  • Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
  • Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
  • Система школьного самоуправления;
  • Развитие системы внеурочной занятости детей.

Входе реализации нашей программы мы получили следующие результаты:

  • Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
  • Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни.
  • Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечение безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
  • Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетической совершенствование личности каждого ребенка.
  • Повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
  • Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложения