Цели:
познакомить учащихся со способами обозначения географических объектов,
формирование практических навыков анализа информации, самообучения,
развивать навыки коммуникативного общения;
развитие познавательной активности.
Оборудование: рабочие тетради, листы с записями отрывков из произведений Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей” и заданий, иллюстрации из книг Н.Носова, экран соревнования.
Форма работы: групповая.
Метод: исследовательский.
План
1. Организационный момент.
Дети рассаживаются по звонку за партами в виде буквы “П”. Учитель говорит о начала урока, о том, что работать они будут в группах. В каждой группе есть командир, помощник командира (выбирается учителем). Все остальные – члены экипажа. Критерии работы в группах:
1. Умение находить общий язык, прислушиваться друг к другу.
2. Умение выбирать отвечающего: право назначения принадлежит командиру после предварительного обсуждения в команде.
3. Умение соблюдать дисциплину: рабочий шум разрешается, выкрики запрещаются.
Формы оценивания ответов на экране команды:
зеленый – отлично
синий – хорошо
красный – удовлетворительно.
2. Повторение пройденного материала.
Учитель: Мы изучали тему: “Карта”. Знаем, что на карте множество названий. Достаточно посмотреть на карту любой страны, чтобы заметить, что их столько, сколько звезд на ночном небе. А что произошло бы, если бы исчезли с карты все географические названия? Обсудите ответ на этот вопрос, выберите того, кто будет отвечать. Воспользуйтесь иллюстрациями учебника с. 32.
Ответы учащихся.
Оценивание ответа учителем на экране каждой команды: учитывается правильность, оригинальность, т.е. не повторяемость ответов, дисциплина.
Итак, жизнь на земле практически остановится. Все на земле имеет свой адрес. Каждый город, каждый поселок, каждая река, улица, площадь имеет свое имя, данное им человеком. Изучение географических имен позволяет проникнуть в жизнь и прошлое человечества. Запись темы в тетради: “Названия на карте”. Этим занимается специальная наука. Отгадайте её название (топонимика).
Ученики из слогов должны составить слово: НИ КА ПО ТО МИ
Подсказка: первый слог в слове ТО.
Запись в рабочую тетрадь:
Топонимика – наука, которая изучает происхождение названий городов, сел, рек, озер, гор, островов.
Как люди выбирали названия местам, где они жили, и всему, что их окружало? Разобраться в этом помогут герои детских книг Н.Носова “Незнайка и его друзья”. Для обозначения тех мест, где живут герои, использованы способы, которыми пользовались люди для обозначения географических объектов. (Знакомство с книгами Носова “Незнайка и его друзья” проходило во внеурочное время при чтении книг и просмотра мультипликационных фильмов.)
Учитель: Какова, по вашему мнению, цель урока?
Ученики: Должны выяснить способы, которые пользуются для обозначения географических объектов.
3. Работа над новым материалом.
Работа в группах. Задание №1.
Инструкция: Задание №1 (Приложения №1, №2, №3). Прочитайте отрывки из книг Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Прочитайте вопросы. Обсудите ответы. Выберите отвечающего. Помните, что право назначения принадлежит командиру.
1 группа. Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”.
“Снежинка и Синеглазка вышли с Незнайкой на улицу, по обеим сторонам которой тянулись заборчики. За заборчиком виднелись красивые домики с красными и зелёными крышами. Над домами возвышались огромные яблони, груши и сливы. Деревья росли во дворах и на улицах.
Весь город утопал в зелени деревьев и поэтому назывался Зеленым городом”.
Почему город получил название Зеленый?
Какой ещё город в книге назван по тому же признаку?
Учитель: Незнайка вместе с 15 малышами-коротышками проживал в Цветочном городе на улице Колокольчиков. На воздушном шаре они прилетают в Зеленый город, где живут малышки-коротышки. Почему город получил такое название?
Ученик: Для названия своего города малышки выбрали признаки географического объекта: пышная зелень. Зеленый город этим и отличается от других городов сказочной страны. Запись в тетрадь в виде таблицы. Аналогичные записи появляются на доске.
В географических названиях отражены: |
|
Признаки географического объекта |
Зелёный город Цветочный город |
Рассматривание иллюстраций (Рисунок №1).
2 группа. “Город Змеёвка был расположен на пляже, возле реки. Деревья здесь не росли, поэтому на улицах было не так красиво, как на улицах Зелёного города. Зато повсюду росло много цветов, как в Цветочном городе. Дома здесь были очень красивые. Над каждой крышей здесь возвышался шпиль, украшенный сверху либо деревянным петухом, который поворачивался в разные стороны в зависимости от направления ветра, либо беспрепятственно вертевшийся игрушечной ветряной мельницей. Многие из этих мельниц были снабжены деревянными трещотками, которые беспрепятственно трещали. Над городом там и сям реяли бумажные змеи. Запускать змеев было самым любимым развлечением жителей, отчего город и получил своё название”.
Учитель: Малыши-коротыши, прилетевшие с Незнайкой, Винтик и Шпунтик для ремонта машины отправились за инструментами в Змеёвку.
Почему город получил название Змеёвка?
Ученик: В названии города Змеёвка отражено любимое занятие жителей.
Учитель: дополним нашу таблицу.
В географических названиях отражены: |
|
признаки географического объекта: |
Зелёный город Цветочный город |
занятия жителей: |
город Змеёвка |
3 группа.
“Чем дальше они уходили от центра, тем реже встречались освещённые витрины магазинов и яркие огни реклам. Дома становились все ниже, а окна подслеповатее. Асфальтированные тротуары кончились и пошли просто булыжные с выбоинами и ухабами, лежащими поперёк кучами мусора. Вид всего этого производил на Незнайку удручающее впечатление. Одни названия улиц могли вызвать неприятное чувство. Если в богатых кварталах встречались такие названия как Светлая улица, Счастливая улица, бульвар радости, то здесь в ходу были такие названия, как улица Бедности, Тёмная улица, Болотная или Гнилая”.
Подумайте: почему улицы так назывались: улица Тёмная, улица Грязная, улица Гнилая, улица Болотная?
Учитель: В третьей, заключительной части сказки Н.Носова Незнайка и коротышка Козлик попадают в город Сан-Комарик. Оставшись без денег, они вынуждены перебраться из богатого центра в бедный квартал. Почему улицы получили такие названия?
Ученик: на Тёмной улице отсутствовало освещение, на улице Грязной было много грязи, на улице Болотной, вероятнее всего, тоже была непроходимая грязь, а на улице Гнилой ощущались неприятные запахи.
В названиях улиц отражены его признаки.
Учитель: почему ещё могли назвать “улица Болотная”?
Ученик: возможно, на этом месте, когда-то было болото.
Таблица дополняется.
В географических названиях отражены: |
|
признаки географического объекта: |
Зелёный город Цветочный город улица Темная улица Грязная улица Гнилая улица Болотная |
занятия жителей: |
город Змеёвка |
Рассматривание иллюстраций (Рисунок № 2).
Физкультминутка.
Упражнения мозговой гимнастики: “Третий глаз”, “Ленивые восьмёрки”, “Ладонь-ребро-кулак”.
Учитель: как вы считаете, существуют ли другие способы для обозначений названий объектов?
Ученики: нет, да.
Учитель: прочитайте текст учебника с.26-27, попытайтесь найти ответ на вопрос.
Работа в группах по учебнику Е.В.Саплиной, А.И.Саплина с.26-27. Ответы учащихся по очереди от каждой группы. Дальнейшее заполнение таблицы.
В географических названиях отражены: |
|
признаки географического объекта, его величина или форма: |
Зелёный город Цветочный город улица Темная улица Грязная улица Гнилая улица Болотная |
занятия жителей: |
Город Змеёвка |
местоположение объекта, особенности местности: |
село Заречное |
имена основателей или выдающихся людей: |
князь Ярослав- г. Ярославль Семён - д. Семёновка |
названия рек, на которых возникали населённые пункты |
река Томь- г. Томск река Омь- г. Омск |
героическое прошлое народа |
улица Победы улица 9 Мая |
названия племён и народов, которые проживали здесь в древности |
племя мурома- г. Муром племя саксов - Саксония |
Прослушивание легенды об основании г. Ярославля (учебник для 3 класса, авторы Е.В.Саплина. А.И.Саплин, с.74), легенды об основании г. Москвы (Муравьёв В.Б. “Московские литературные предания и были”) заранее подготовленных учеников.
4. Закрепление.
Топонимические головоломки. (В заданиях используются географические названия г. Белогорска)
Задание 1 группе. Подумайте, почему улицам могли дать такое название: улица Пушкина, улица Высокая, улица Дальняя?
Задание 2 группе. Подумайте, почему улицам могли дать такое название: улица Низменная, переулок Томский, улица Гагарина?
Задание 3 группе. Подумайте, почему улицам могли дать такое название: переулок Короткий, переулок Задорожный, улица Пушкина?
Оценивание ответов.
Разложим по полкам.
Задание 1 группе. Выберите из названий улиц г. Белогорска названия, связанные с именами выдающихся людей:
ул. Колхозная, ул. Дальняя, ул. Гагарина, переулок Придорожный, переулок Короткий, ул. Денисенко, ул. Пушкина, ул. Горького, ул. Рабочая, ул. Железнодорожная, переулок Учительский, ул. 9 Мая, ул. Победы, ул. 8 марта.
Задание 2 группе. Выберите из названий улиц г. Белогорска названия, отражающие географическое положение улиц:
ул. Колхозная, ул. Дальняя, ул. Гагарина, переулок Придорожный, переулок Короткий, ул. Денисенко, ул. Пушкина, ул. Горького, ул. Рабочая, ул. Железнодорожная, переулок Учительский, ул. 9 Мая, ул. Победы, ул. 8 марта.
Задание 3 группе. Выберите из названий улиц г. Белогорска названия, связанные с занятиями людей:
ул. Колхозная, ул. Дальняя, ул. Гагарина, переулок Придорожный, переулок Короткий, ул. Денисенко, ул. Пушкина, ул. Горького, ул. Рабочая, ул. Железнодорожная, переулок Учительский, ул. 9 Мая, ул. Победы, ул. 8 марта.
После ответов представителей групп учитель значками оценивает ответы.
По результатам оценивания выставляются оценки за групповую работу.
Дайте названия объектам сказочной страны (Рисунок № 3).
5. Итог. Продолжите одну из фраз:
На уроке я узнал (а)…
Мне было интересно узнать…
На уроке я чувствовал (а)… …
Урок заставил задуматься…
Урок вызвал на размышление о том, что…
6. Домашнее задание. Прочитать по учебнику текст с. 29-32, выполнить задания №2,3,4 по тетради “Творческих заданий”.
Литература:
Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н., Скатенок Е.В. В гостях у истории (Введение в историю.) Дневник путешествия. Брянск: “Курсив”, 1997.
Морозова М.Н. Имена собственные русского языка. М., 1977.
Муравьёв В.Б. Московские литературные предания и были, 1981.
Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Книга для учителя. Москва, “Дрофа”, 2002.