Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Первостепенное значение в деятельности школы приобретает опора на “сильные” стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребенком собственной позиции по отношению к осваиваемому им знанию, по отношению к другим людям, по отношению к себе. Тем самым в центре внимания школы находятся не столько технологические аспекты деятельности, сколько личностные.

Цель школы состоит в создании образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

Образовательный процесс в школе осуществляется в соответствии с идеями гуманитарно-культурологического, личностно-деятельностного, синергетического, диалогического и рефлексивного подходов, идеями творчества, открытости образовательной среды, приоритета положительной обратной связи.

Личностно-деятельностный подход заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы ученика в образовательном процессе, во включении субъективного опыта ребенка в содержание образования, в построении образовательного процесса на основе психофизиологических особенностей учащихся.

Синергетический подход ориентирует на учет естественной самоорганизации в образовательном процессе. Практически это означает учет самостоятельности ученика, педагога, отдельных структурных подразделений и школы в целом; ориентацию на их собственные потребности, цели и интересы.

Рефлексивный подход ориентирует на приоритетное использование в школьной практике диалогических воздействий, стимулирующих внутренние источники развития личности.

Образовательный процесс и управление им в школе строятся на продолжительной обратной связи, которая является основой обеспечения максимально возможного влияния на мотивационные аспекты не только деятельности, но и личности.

Концептуальные идеи позволяют определить и обосновать ведущие функции школы: ориентационную, стимулирующую, пропедевтическую, коррекционную, а также функцию сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Таким образом, управление образовательным процессом тем эффективнее, чем более он направлен на реализацию инновационной деятельности педагогов, стимулирующей поиск новых приёмов и способов профессиональной деятельности.

Результатом этой работы является:

  • Построение системы непрерывного образования и воспитания, опирающейся на преемственность по вертикали (между ступенями обучения).
  • Создание культурной развивающей системы самоопределения и самореализации каждого школьника (система урочной и внеурочной деятельности учащихся).
  • Создание системы социально-психологического сопровождения учебного процесса.
  • Сохранение основных показателей соматического здоровья и психоэмоционального состояния детей.
  • Наличие у выпускников готовности и способности к профессиональному самоопределению и самореализации.
  • Наличие у выпускников общечеловеческих умений и навыков партнёрских отношений с другими.
  • Наличие у педагогов профессиональной мотивации и технологической готовности осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.

В настоящее время школа продолжает работать над проблемой “Индивидуализация обучения и воспитания учащихся при сотрудничестве с родителями. Развитие творческого потенциала учителя”.

Поставлены следующие задачи:

  1. Продолжить работу по созданию системы индивидуальной учебной и воспитательной работы, для чего решить вопросы:
  2. а) развитие творческого потенциала учителя с целью совершенствования его мастерства для проведения индивидуальной работы;
    б) совершенствовать работу детских организаций.
    в) привлечь родителей к работе по индивидуализации обучения и воспитания учащихся.

  3. Разработка модели выпускника (продолжение работы).

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Миссия нашей школы состоит в том, чтобы, сохраняя и охраняя индивидуальность ребенка, помочь ему разобраться, в чем именно состоит его индивидуальность, к чему он предназначен, определиться в выборе рода деятельности и возможно социального положения, признать самоценность его сегодняшнего этапа жизни и подготовить к новой деятельности в будущем.

Для этого в школе созданы наиболее оптимальные психолого-педагогические условия в педагогическом процессе, при которых происходит развитие индивидуальности каждого педагога и ребенка, укрепление их “самости”.

С позиции личностно-ориентированного подхода необходимо такое обучение и воспитание, при котором главным становится самобытность ребенка, его самоценность, субъективность образовательного процесса. Реализация личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания в нашей школе базируется на следующих позициях:

  • соблюдение приоритетности ориентации в образовательном процессе на личностно-смысловую сферу школьника;
  • включение детей в темп и ритм современной жизни, воспитание их как цивилизованных созидателей и разумных потребителей, как людей обладающих качествами лидера;
  • включение личностного опыта ребёнка в образовательный процесс;
  • признание уникальности опыта ребёнка;
  • воспитание у детей общей культуры, верности отечественным культурно-историческим традициям, ответственности за свою жизнь и жизнь других, достоинства и доброты, уважения к ценностям демократического общества;
  • сотворчества, общения детей и взрослых, которые являются главными механизмами становления ребёнка в процессе социализации и воспитания;
  • предоставления ребёнку возможности пробовать учиться на собственных ошибках, выбирать, предвидя последствия своего выбора, созидать на пользу себе и обществу;
  • изменение позиции педагога-информатора, контролёра на позицию педагога-координатора.

Концептуальной идеей педагогический коллектив считает создание комфортных условий для учащихся. Причём, под словом комфортно мы понимаем не только что в школе тепло, светло, уютно, но, также здесь созданы условия для когнитивного, креативного и физического развития учащихся.

Возникла необходимость исследовательской работы в школе. Для осуществления исследовательской деятельности педагог должен положительно относиться к себе, ориентироваться на внутренние, а не на внешние цели развития. От того, как сможет учитель себя реализовать, зависит не только успешность обучения и воспитания ребёнка, но и психическое и физическое здоровье педагога.

В нашем эксперименте мы решили вести поиск наиболее оптимальных психолого – педагогических условий в педагогическом процессе школы, при которых будет происходить развитие индивидуальности каждого педагога и ученика. Одна из исследовательских задач – выявить и обосновать психолого-педагогические условия в педагогическом процессе школы, способствующие развитию и укреплению индивидуальности педагогов и учащихся.

В свою очередь образовательный процесс школы будет более продуктивно влиять на становление и укрепление индивидуальности в каждом ученике и педагоге, если:

  • педагогам и учащимся больше предоставлено ситуаций выбора;
  • в основе учебно-воспитательного процесса – индивидуализация и индивидуальные программы развития и саморазвития, обуславливающие личностную специфику учебной внеурочной воспитательной работы;
  • осуществляется психолого-педагогическая поддержка в развитии и укреплении индивидуальности учащихся, используются адекватные способностям конкретного учащегося приёмы поэтапного самоопределения и социально-профессионального становления личности выпускника.
  • изменить систему управления школой, сделав акцент на мотивирующем контроле, развитии рефлексивных способностей всех участников педагогического процесса.

Исходя из этого, администрацией школы и психологами были проведены обучающие психолого-педагогические семинары по педагогической рефлексии. Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществлялось через работу проблемных творческих групп учителей экспериментальных классов, на заседаниях предметных методических объединений и экспериментальных лабораторий, через самообразование. Умения и навыки вырабатывались на практикумах, тренингах, включенных в программу творческой группы, а также непосредственно в ходе опытно-экспериментальной работы. Большую роль в образовательном процессе играет дополнительное образование.

Система дополнительного образования в школе позволяет создавать широкий общекультурный, эмоционально значимый фон освоения содержания стандарта общего образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать учащихся в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, физическая), опираясь на его склонности, интересы, личностные особенности, способствуя личностному самоопределению.

В школе активно ведется работа в кружках, которая направлена на развитие нравственных качеств личности, сплочение детского коллектива, формирование активности и нравственного отношения к окружающим людям. Кружковая работа помогает раскрыть способности ученика, его склонности и интересы, развить в каждом ребёнке стремление стать лучше, знать больше.

Ещё одним положительным моментом кружковой работы является преемственность. Как правило, участники предметных кружков потом переходят работать в УНО (ученическое научное общество), т.е. работа дополнительного образования и учебная тесно между собой взаимосвязана, целесообразна, даёт положительный конечный результат.

В связи с этим возрастает мотивация учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Создаются условия для развития личности каждого школьника. Ежегодно учащиеся нашей школы представляют свои доклады на научно-практической конференции “Человек. Природа. Общество”.

Итак, образование личности происходит тогда, когда уделяется внимание удовлетворению физических, социальных, эмоциональных и когнитивных потребностей, создаются условия для максимального раскрытия творческого потенциала учителя и комфортных условий для развития личности ребёнка. Школа ведет активный поиск методических основ использования системного и личностно – ориентированного подходов в педагогической деятельности. В школе достаточно высока теоретическая и технологическая подготовка педагогов, положителен опыт инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе. Благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, достаточно высок уровень общеобразовательной подготовки выпускников школы.

Школа немыслима, если педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений, не совершенствуют свою психолого-педагогическую и предметную деятельность.

Таким образом, педагогический процесс школы, ориентированный на личностное саморазвитие, соблюдает следующие условия, активизирующие саморазвитие личности:

  • развитие гуманистических тенденций в педагогическом процессе школы;
  • антропоцентрированный характер содержания образования;
  • индивидуализация образовательного процесса;
  • углубление рефлексивных компонентов учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль);
  • воспитательная система школы (дух познания и личностного саморазвития);
  • обусловленность вариативного образования (свобода выбора + мера ответственности).

Итак, продуктивное саморазвитие личности учащихся – результат и условие эффективности образовательного процесса в школе.

Следовательно, вся организация УВП направлена на развитие социализированного интеллекта, приспособленного к реально существующей системе жизни. Систематическая обратная связь в работе с учеником будет способствовать улучшению методического мастерства учителя и совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Главным итогом такой двусторонней деятельности является адаптация детей всех ступеней обучения к быстроменяющейся жизни, а образовательный процесс организован с учетом социальных запросов населения и требований государства к образовательным стандартам, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка.

Образовательный процесс строится, технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно. Основными путями такого решения стали применение новых технологий организации обучения, интенсификация образовательной деятельности, развитие умений самостоятельно включаться в жизнь социума, проектировать жизнедеятельность профессионального самоопределения, сохранение здоровья и мотивации к здоровому образу жизни.