Цели урока:
- Систематизировать и обобщить знания о тригонометрических выражениях, опираясь на числовые окружности;
- Развивать вычислительные навыки, творческое мышление, оригинальность мышления;развивать умения критически анализировать ситуации, навыки самоконтроля;создавать для учащихся ситуации критической самооценки.
- подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:1) набор перфокарт для индивидуальной работы.
Ход урока
Тема нашего урока: “Преобразование тригонометрических выражений”. Задача:обобщить и систематизировать материал по данной теме и выявить основные недочеты и трудности, над которыми надо еще поработать.
План урока:
- Опрос по индивидуальным перфокартам.
- Тест.
- Развивающие задания.
- Работа в группах.
- Индивидуально-дифференцированная работа.
- Диагностика учащихся по данной теме.
- Рефлексия.
Девиз урока: ”Не берись за новое, не усвоив предыдущего”.
Обращаю ваше внимание, ребята на то, что все факты, связанные с тригонометрией не нужно запоминать наизусть, а достаточно понимать, где искать их на числовой окружности. Это и основное тригонометрическое тождество: sin? a +cos?a=1. (и все производные формулы), это и знаки тригонометрических функций по четвертям, все основные значения тригонометрических функций, это и решения всех простых уравнений.
I. Блиц-опрос по индивидуальным перфокартам.
Цель: проверка умений работать устно по единичной окружности.
1) sin 0 | 5) arctg1 | 9) |
2) arccos | 6) arcsin | 10) arcctg(-1) |
3) cos | 7) sin>0, cos<0 | 11) sin( |
4) | 8) arccos |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
30 | Х | ||||||||||
2 | Х | ||||||||||
Х | |||||||||||
0 | Х | ||||||||||
Х | |||||||||||
Х | |||||||||||
II | Х | ||||||||||
3 | Х | ||||||||||
-sin | Х |
Анализ работы. Результаты блиц – опроса ребята отмечают в листе учёта.
II. Вводный тест. (индивидуальный)
Цель: проверка вычислительных навыков.
Двое учащихся решают с обратной стороны доски для дальнейшей быстрой проверки.
I вариант | II вариант |
А1. Вычислите: 0+2sin300 + tg 2 600-ctg 450 1) 1 2) -1 3) -2 4) 2 |
А1. Вычислите: sin 2 450 + cos 600 + ctg 2 300 1) 3 2) 4 3) – 4 4) 2 |
A2. Вычислите:
1) 4 2) 3 3) 2 4) 1 |
А2. Вычислите:
1) 1 2) 3 3) 2 4) -2 |
А3. Найдите значение выражения: 14sin 2 x – 3, если cos 2 x= 0, 7 1) 2, 2 2) -1, 2 3) 1, 2 4) -2, 2 |
А3. Вычислите cosx, если sinx = 1) -0, 6 2) -0, 5 3) 0, 6 4) 1, 5 |
А4. Вычислите: sin 75 0 1) v2 2) 3) v3 4) |
А4. Вычислите: 1) 6 2) 8 3) 4 4) 5 |
В1. Вычислите: | В1. Вычислите: |
Анализ работы по тестам. Результаты ребята отмечают в листах учёта. Задаю вопросы: какие задания вызвали особые трудности, какой материал необходим для того , чтобы хорошо научиться решать эти задания, что особенно понравилось.
На 20 мин. – развивающие задания.
3) Развивающий канон – это элемент интеллектуальной игры, составленный из шести элементов, связанных между собой логическими связями. Например,
- сos ( |
2) Проанализируйте следующие последовательности, выявите закономерность и продолжите запись:
.
3) Известно, что Найдите . Проанализируйте задание. Хватает ли данных в условии задачи?
4) Развивающий канон: | - - arcsin x |
Arcsin a = x - x Є [ | |
Arccos a = x - x Є [ 0;] | |
Arcctg a = x - ? | Ответ: (0;) |
5) Работа в группах. Учащимся предлагаются карточки. Свободный выбор.
- карточка “консультант” -ребята решают по образцу;
- карточки для самостоятельного решения (часть “А”) ;
- карточки для самостоятельного решения (часть “В” и часть “С”)
А5. Вычислите А6. Вычислите А7. Найдите В2. Найдите 50 sin 2x, если cos x = -
А8. Упростите выражение: А9. Упростите выражение: А10. Упростите: А11. Вычислите: В3. Найдите значение выражения В4. Найдите значение выражения В5. Вычислить sin 2x, если sinx+cosx= В6. Вычислить ctg 3 В7. Вычислите В8. Вычислите В9. Вычислите В10. Вычислите C1. Вычислите В11. Вычислите С2. Вычислите С3. Найдите значение выражения:
Анализ работы в группах. Результаты отмечают ребята в листах учёта.
Индивидуально- дифференцированная работа.
На “3”:
1) Упростите выражение:
1) 1+ сos 2) 2 3) -12 4) 12.
2) Вычислите 2 – tg ?x
1) 1, 2 2) 1, 96 3) 1, 04 4) 1, 6
3) Вычислите cos x, если
1) – 0, 6 2) 0, 6 3) 1, 6 4) – 1, 6.
На “4”:
4) Вычислите ;
5) Найдите значение выражения: 6
На “5”:
6) Вычислите:
7) Дополнительные задания:
а) Какое общее название у объектов, входящих в эту группу?
у = sinx, y = cosx, y = tgx, y = ctgx. (Это тригонометрические функции).
б) Найдите лишнее: tgx, arcsinx, cosx, sinx. (arcsin x т. к – это обратная тригонометрическая функция)
в) Придумайте задание по тригонометрии для своего соседа по парте.
г) Вычислите 50sin2, если cos = , . Посмотрите нет ли лишних данных в условии задачи?
8) В конце урока каждый учащийся проводит самодиагностику с использованием кодификатора Нужно отметить в таблице своё отношение:
* -в повторении не нуждаюсь, знаю хорошо;
** - нужно напомнить на следующем уроке способ деятельности(алгоритм), еще раз обсудить;
*** - трудно, хочу решить подобную задачу в классе.
Задания | * | ** | *** |
1) Нахождение значений тригонометрических выражений: | |||
2) Преобразование тригонометричеcких
выражений: 5sin; и т. д. |
|||
3) Для преобразования выражений
использую формулы: а) основное тригонометрическое тождество: б) произведение тангенса и котангенса одного и того же аргумента: tgx; в) зависимость между тангенсом и косинусом одного и того же аргумента: ; г) зависимость между ctgx и sinx: . |
|||
4) Использую формулы сложения: а) синус суммы: sin(x+y) =sinx; б) синус разности: в) косинус суммы: г) косинус разности: |
|||
5) Использую следствия из формул
сложения: а) sin 2 = 2sin; б) cos2=cos2-sin2 = 1-2sin2=2cos2-1; в) |
|||
Подводим итоги по листам учёта.
Учащиеся сами оценивают.
“Сегодня на уроке математики…”, “Мне понравилось…”, “Хочу предложить …”.
Ваши ассоциации при изучении темы “Преобразование тригонометрических выражений ”.
Терпение
Радость
Интересно
Г
Окружность
Нравится
О
М
ЕГЭ
Трудолюбие
Реально
И
Ясно
Лист учёта
Фамилия, имя _____________________________________________________________
Этапы | Кто оценивает | наибольшее кол-во баллов |
1. Блиц опрос. | Взаимопроверка в парах. | 11 |
2. Вводный тест. | самооценка | 5 |
3. Работа в группах: а) часть “А” б) часть “В” в) часть “С” |
консультант | 1 2 3 |
4. Индивидуально-дифференцированная
работа: а) на “3” б) на “4” в) на “5” |
учитель | 3 4 5 |
5. Дополнительные задания. | учитель | 1 |
6. Работа в классе по развивающим заданиям. | учитель | 1 |
7. Итого | ||
8. Оценка. | ||
Критерии оценок: На “5”- 33-36 баллов; На “4”- 20- 32 баллов; На “3”- 12-19 баллов. |