Тема урока: "Преобразование тригонометрических выражений"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Систематизировать и обобщить знания о тригонометрических выражениях, опираясь на числовые окружности;
  2. Развивать вычислительные навыки, творческое мышление, оригинальность мышления;развивать умения критически анализировать ситуации, навыки самоконтроля;создавать для учащихся ситуации критической самооценки.
  3. подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:1) набор перфокарт для индивидуальной работы.

Ход урока

Тема нашего урока: “Преобразование тригонометрических выражений”. Задача:обобщить и систематизировать материал по данной теме и выявить основные недочеты и трудности, над которыми надо еще поработать.

План урока:

  1. Опрос по индивидуальным перфокартам.
  2. Тест.
  3. Развивающие задания.
  4. Работа в группах.
  5. Индивидуально-дифференцированная работа.
  6. Диагностика учащихся по данной теме.
  7. Рефлексия.

Девиз урока: ”Не берись за новое, не усвоив предыдущего”.

Обращаю ваше внимание, ребята на то, что все факты, связанные с тригонометрией не нужно запоминать наизусть, а достаточно понимать, где искать их на числовой окружности. Это и основное тригонометрическое тождество: sin? a +cos?a=1. (и все производные формулы), это и знаки тригонометрических функций по четвертям, все основные значения тригонометрических функций, это и решения всех простых уравнений.

I. Блиц-опрос по индивидуальным перфокартам.

Цель: проверка умений работать устно по единичной окружности.

1) sin 0 5) arctg1 9)
2) arccos 6) arcsin 10) arcctg(-1)
3) cos 7) sin>0, cos<0 11) sin(
4) 8) arccos
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
30       Х              
2                   Х  
  Х                  
0 Х                    
    Х                
        Х            
II             Х        
3               Х      
-sin                     Х

Анализ работы. Результаты блиц – опроса ребята отмечают в листе учёта.

II. Вводный тест. (индивидуальный)

Цель: проверка вычислительных навыков.

Двое учащихся решают с обратной стороны доски для дальнейшей быстрой проверки.

I вариант II вариант
А1. Вычислите:

0+2sin300 + tg 2 600-ctg 450

1) 1 2) -1 3) -2 4) 2

А1. Вычислите:

sin 2 450 + cos 600 + ctg 2 300

1) 3 2) 4 3) – 4 4) 2

A2. Вычислите:

1) 4 2) 3 3) 2 4) 1

А2. Вычислите:

1) 1 2) 3 3) 2 4) -2

А3. Найдите значение выражения:

14sin 2 x – 3, если cos 2 x= 0, 7

1) 2, 2 2) -1, 2 3) 1, 2 4) -2, 2

А3. Вычислите cosx, если

sinx =

1) -0, 6 2) -0, 5 3) 0, 6 4) 1, 5

А4. Вычислите: sin 75 0

1) v2 2) 3) v3 4)

А4. Вычислите:

1) 6 2) 8 3) 4 4) 5

В1. Вычислите: В1. Вычислите:

Анализ работы по тестам. Результаты ребята отмечают в листах учёта. Задаю вопросы: какие задания вызвали особые трудности, какой материал необходим для того , чтобы хорошо научиться решать эти задания, что особенно понравилось.

На 20 мин. – развивающие задания.

3) Развивающий канон – это элемент интеллектуальной игры, составленный из шести элементов, связанных между собой логическими связями. Например,

- сos (

2) Проанализируйте следующие последовательности, выявите закономерность и продолжите запись:

.

3) Известно, что Найдите . Проанализируйте задание. Хватает ли данных в условии задачи?

4) Развивающий канон: - - arcsin x

 

Arcsin a = x - x Є [
Arccos a = x - x Є [ 0;]
Arcctg a = x - ? Ответ: (0;)

5) Работа в группах. Учащимся предлагаются карточки. Свободный выбор.

  • карточка “консультант” -ребята решают по образцу;
  • карточки для самостоятельного решения (часть “А”) ;
  • карточки для самостоятельного решения (часть “В” и часть “С”)
А5. Вычислите
А6. Вычислите
А7. Найдите
В2. Найдите 50 sin 2x, если cos x = -
А8. Упростите выражение:
А9. Упростите выражение:
А10. Упростите:
А11. Вычислите:
В3. Найдите значение выражения
В4. Найдите значение выражения
В5. Вычислить sin 2x, если sinx+cosx=
В6. Вычислить ctg 3
В7. Вычислите
В8. Вычислите
В9. Вычислите
В10. Вычислите
C1. Вычислите
В11. Вычислите
С2. Вычислите
С3. Найдите значение выражения:

Анализ работы в группах. Результаты отмечают ребята в листах учёта.

Индивидуально- дифференцированная работа.

На “3”:

1) Упростите выражение:

1) 1+ сos 2) 2 3) -12 4) 12.

2) Вычислите 2 – tg ?x

1) 1, 2 2) 1, 96 3) 1, 04 4) 1, 6

3) Вычислите cos x, если

1) – 0, 6 2) 0, 6 3) 1, 6 4) – 1, 6.

На “4”:

4) Вычислите ;

5) Найдите значение выражения: 6

На “5”:

6) Вычислите:

7) Дополнительные задания:

а) Какое общее название у объектов, входящих в эту группу?

у = sinx, y = cosx, y = tgx, y = ctgx. (Это тригонометрические функции).

б) Найдите лишнее: tgx, arcsinx, cosx, sinx. (arcsin x т. к – это обратная тригонометрическая функция)

в) Придумайте задание по тригонометрии для своего соседа по парте.

г) Вычислите 50sin2, если cos = , . Посмотрите нет ли лишних данных в условии задачи?

8) В конце урока каждый учащийся проводит самодиагностику с использованием кодификатора Нужно отметить в таблице своё отношение:

* -в повторении не нуждаюсь, знаю хорошо;

** - нужно напомнить на следующем уроке способ деятельности(алгоритм), еще раз обсудить;

*** - трудно, хочу решить подобную задачу в классе.

Задания * ** ***
1) Нахождение значений тригонометрических выражений:

     
2) Преобразование тригонометричеcких выражений:

5sin;

и т. д.

     
3) Для преобразования выражений использую формулы:

а) основное тригонометрическое тождество:

б) произведение тангенса и котангенса одного и того же аргумента:

tgx;

в) зависимость между тангенсом и косинусом одного и того же аргумента:

;

г) зависимость между ctgx и sinx:

.

     
4) Использую формулы сложения:

а) синус суммы:

sin(x+y) =sinx;

б) синус разности:

в) косинус суммы:

г) косинус разности:

     
5) Использую следствия из формул сложения:

а) sin 2 = 2sin;

б) cos2=cos2-sin2 =

1-2sin2=2cos2-1;

в)

     
       

Подводим итоги по листам учёта.

Учащиеся сами оценивают.

“Сегодня на уроке математики…”, “Мне понравилось…”, “Хочу предложить …”.

Ваши ассоциации при изучении темы “Преобразование тригонометрических выражений ”.

Терпение
Радость
Интересно
Г
О
кружность
Нравится
О
М
Е
ГЭ
Трудолюбие
Реально
И
Я
сно

Лист учёта

Фамилия, имя _____________________________________________________________

Этапы Кто оценивает

наибольшее кол-во баллов

1. Блиц опрос. Взаимопроверка в парах. 11
2. Вводный тест. самооценка 5
3. Работа в группах:

а) часть “А”

б) часть “В”

в) часть “С”

консультант 1

2

3

4. Индивидуально-дифференцированная работа: а) на “3”

б) на “4”

в) на “5”

учитель  

3

4

5

5. Дополнительные задания. учитель 1
6. Работа в классе по развивающим заданиям. учитель 1
7. Итого    
8. Оценка.    
Критерии оценок:

На “5”- 33-36 баллов;

На “4”- 20- 32 баллов;

На “3”- 12-19 баллов.