Цели урока:
- Систематизировать и обобщить знания о тригонометрических выражениях, опираясь на числовые окружности;
- Развивать вычислительные навыки, творческое мышление, оригинальность мышления;развивать умения критически анализировать ситуации, навыки самоконтроля;создавать для учащихся ситуации критической самооценки.
- подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:1) набор перфокарт для индивидуальной работы.
Ход урока
Тема нашего урока: “Преобразование тригонометрических выражений”. Задача:обобщить и систематизировать материал по данной теме и выявить основные недочеты и трудности, над которыми надо еще поработать.
План урока:
- Опрос по индивидуальным перфокартам.
- Тест.
- Развивающие задания.
- Работа в группах.
- Индивидуально-дифференцированная работа.
- Диагностика учащихся по данной теме.
- Рефлексия.
Девиз урока: ”Не берись за новое, не усвоив предыдущего”.
Обращаю ваше внимание, ребята на то, что все факты, связанные с тригонометрией не нужно запоминать наизусть, а достаточно понимать, где искать их на числовой окружности. Это и основное тригонометрическое тождество: sin? a +cos?a=1. (и все производные формулы), это и знаки тригонометрических функций по четвертям, все основные значения тригонометрических функций, это и решения всех простых уравнений.
I. Блиц-опрос по индивидуальным перфокартам.
Цель: проверка умений работать устно по единичной окружности.
| 1) sin 0 | 5) arctg1 | 9) |
| 2) arccos |
6) arcsin |
10) arcctg(-1) |
| 3) cos |
7) sin |
11) sin( |
| 4) |
8) arccos![]() |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| 30 | Х | ||||||||||
| 2 | Х | ||||||||||
| Х | |||||||||||
| 0 | Х | ||||||||||
| Х | |||||||||||
| Х | |||||||||||
| II | Х | ||||||||||
| 3 |
Х | ||||||||||
| -sin |
Х |
Анализ работы. Результаты блиц – опроса ребята отмечают в листе учёта.
II. Вводный тест. (индивидуальный)
Цель: проверка вычислительных навыков.
Двое учащихся решают с обратной стороны доски для дальнейшей быстрой проверки.
| I вариант | II вариант |
| А1. Вычислите:
1) 1 2) -1 3) -2 4) 2 |
А1. Вычислите: sin 2 450 + cos 600 + ctg 2 300 1) 3 2) 4 3) – 4 4) 2 |
| A2. Вычислите:
1) 4 2) 3 3) 2 4) 1 |
А2. Вычислите:
1) 1 2) 3 3) 2 4) -2 |
| А3. Найдите значение выражения: 14sin 2 x – 3, если cos 2 x= 0, 7 1) 2, 2 2) -1, 2 3) 1, 2 4) -2, 2 |
А3. Вычислите cosx, если sinx = 1) -0, 6 2) -0, 5 3) 0, 6 4) 1, 5 |
| А4. Вычислите: sin 75 0 1) v2 2) |
А4. Вычислите: 1) 6 2) 8 3) 4 4) 5 |
| В1. Вычислите: |
В1. Вычислите:
|
Анализ работы по тестам. Результаты ребята отмечают в листах учёта. Задаю вопросы: какие задания вызвали особые трудности, какой материал необходим для того , чтобы хорошо научиться решать эти задания, что особенно понравилось.
На 20 мин. – развивающие задания.
3) Развивающий канон – это элемент интеллектуальной игры, составленный из шести элементов, связанных между собой логическими связями. Например,
|
- сos ( |
2) Проанализируйте следующие последовательности, выявите закономерность и продолжите запись:
.
3) Известно, что
Найдите
. Проанализируйте задание.
Хватает ли данных в условии задачи?
| 4) Развивающий канон: | |
- - arcsin x |
| Arcsin a = x - x Є [ |
|
| Arccos a = x - x Є [ 0; |
|
| Arcctg a = x - ? | Ответ: (0; |
5) Работа в группах. Учащимся предлагаются карточки. Свободный выбор.
- карточка “консультант” -ребята решают по образцу;
- карточки для самостоятельного решения (часть “А”) ;
- карточки для самостоятельного решения (часть “В” и часть “С”)
А5. Вычислите А6. Вычислите А7. Найдите В2. Найдите 50 sin 2x, если cos x = -
А8. Упростите выражение: А9. Упростите выражение: А10. Упростите: А11. Вычислите: В3. Найдите значение выражения ![]()
В4. Найдите значение выражения В5. Вычислить sin 2x, если sinx+cosx= В6. Вычислить ctg 3 В7. Вычислите В8. Вычислите В9. Вычислите В10. Вычислите C1. Вычислите В11. Вычислите С2. Вычислите С3. Найдите значение выражения:
Анализ работы в группах. Результаты отмечают ребята в листах учёта.
Индивидуально- дифференцированная работа.
На “3”:
1) Упростите выражение: ![]()
1) 1+ сos
2) 2 3) -12 4) 12.
2) Вычислите 2 – tg ?x![]()
1) 1, 2 2) 1, 96 3) 1, 04 4) 1, 6
3) Вычислите cos x, если ![]()
1) – 0, 6 2) 0, 6 3) 1, 6 4) – 1, 6.
На “4”:
4) Вычислите
;
5) Найдите значение выражения: 6![]()
На “5”:
6) Вычислите: ![]()
7) Дополнительные задания:
а) Какое общее название у объектов, входящих в эту группу?
у = sinx, y = cosx, y = tgx, y = ctgx. (Это тригонометрические функции).
б) Найдите лишнее: tgx, arcsinx, cosx, sinx. (arcsin x т. к – это обратная тригонометрическая функция)
в) Придумайте задание по тригонометрии для своего соседа по парте.
г) Вычислите 50sin2
, если cos
=
, ![]()
. Посмотрите нет ли лишних данных в
условии задачи?
8) В конце урока каждый учащийся проводит самодиагностику с использованием кодификатора Нужно отметить в таблице своё отношение:
* -в повторении не нуждаюсь, знаю хорошо;
** - нужно напомнить на следующем уроке способ деятельности(алгоритм), еще раз обсудить;
*** - трудно, хочу решить подобную задачу в классе.
| Задания | * | ** | *** |
| 1) Нахождение значений
тригонометрических выражений:
|
|||
| 2) Преобразование тригонометричеcких
выражений: 5sin
|
|||
| 3) Для преобразования выражений
использую формулы: а) основное тригонометрическое тождество:
б) произведение тангенса и котангенса одного и того же аргумента: tgx в) зависимость между тангенсом и косинусом одного и того же аргумента:
г) зависимость между ctgx и sinx:
|
|||
| 4) Использую формулы сложения: а) синус суммы: sin(x+y) =sinx б) синус разности:
в) косинус суммы:
г) косинус разности:
|
|||
| 5) Использую следствия из формул
сложения: а) sin 2 б) cos2 1-2sin2 в) |
|||
Подводим итоги по листам учёта.
Учащиеся сами оценивают.
“Сегодня на уроке математики…”, “Мне понравилось…”, “Хочу предложить …”.
Ваши ассоциации при изучении темы “Преобразование тригонометрических выражений ”.
Терпение
Радость
Интересно
Г
Окружность
Нравится
О
М
ЕГЭ
Трудолюбие
Реально
И
Ясно
Лист учёта
Фамилия, имя _____________________________________________________________
| Этапы | Кто оценивает | наибольшее кол-во баллов |
| 1. Блиц опрос. | Взаимопроверка в парах. | 11 |
| 2. Вводный тест. | самооценка | 5 |
| 3. Работа в группах: а) часть “А” б) часть “В” в) часть “С” |
консультант | 1 2 3 |
| 4. Индивидуально-дифференцированная
работа: а) на “3” б) на “4” в) на “5” |
учитель | 3 4 5 |
| 5. Дополнительные задания. | учитель | 1 |
| 6. Работа в классе по развивающим заданиям. | учитель | 1 |
| 7. Итого | ||
| 8. Оценка. | ||
| Критерии оценок: На “5”- 33-36 баллов; На “4”- 20- 32 баллов; На “3”- 12-19 баллов. |
