Задачи:
- разработка духовно-нравственных понятий: герой, защитник;
- привести детей к соединению эстетического понятия красота с нравственно-положительной характеристикой память о предках;
- развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
- развивать интеллектуально-познавательное мышление;
- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
- воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Оформление доски:
на закрытой части написаны слова: память, памятник, герои, защитники. Родина, Отечество, любовь, победа.
ТСО: видеомагнитофон, аудиомагнитофон, мультимедиапроектор, иллюстрации к уроку, презентации: “Знамёна РФ”, “Города Калининградской области, названные именами героев войны”
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация знаний.
Учитель:
- В нашей семье есть очень ценные и дорогие вещи (показать ордена, медали, старые фотографии, иконку; можно на репродукциях). А есть в вашей семье такие вещи? Посмотрите, на доске написаны слова: память, герои, защитники, Родина, Отечество, любовь, Победа. Как эти слова связаны с теми предметами, которые я вам показала. С каким событием они связаны?
Эти предметы связаны с войной. С Великой Отечественной войной.
- С каким днем в войне связаны эти слова и предметы?
Они связаны с днем Победы, который отмечается 9 мая.
- С каким ещё праздником могут быть связаны эти предметы?
Они могут быть связаны с Днём Защитника Отечества.
- Что защищали наши предки, ваши прадедушки и прабабушки?
Они защищали дом, семью, родную землю, Родину, Отечество.
- Вы правы, сегодня мы с вами будет говорить о Великом дне - Дне Победы над фашизмом.
Вспомните, пожалуйста, когда ещё русские люди защищали свою родину, своё Отечество. Может быть, кто-то из вас знает имена этих защитников русской земли?
Александр Невский бился за Родину со шведами, Кутузов- с французами. Ёще мы знаем русских богатырей Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича и других.
3. Работа с наглядностью
Под звучание увертюры к опере “Руслан и Людмила” рассматриваем иллюстрацию А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”. (Рисунок №1)
- Что вам сразу бросается в глаза на этой картине?
- По каким признакам вы определили, что это воины?
В руках у них знамена.
- Кто изображен на этих знаменах?
Лики Бога, Богородицы и святых.
- Зачем в руках у воинов знамена с ликами?
Они собираются защищать свою землю и веру от врагов и знают что победят.
- А вы знаете, какие сейчас в России воинские знамена? Показ презентации “Знамена РФ”(Приложение №1)
Посмотрите ещё раз на эту картину. Как вы думаете, кто здесь на картине главный герой?
Этот главный герой связан с еще одним человеком, который сыграл немаловажную роль в истории Русского государства. Этого человека вы уже знаете.
4. Актуализация знаний. На доске написаны даты рождения Сергия Радонежского и Димитрия Донского.
- В июле 1314 года родился мальчик Варфоломей. Что вы знаете об этом мальчике?
Ответы детей на основе пройденного материала. (Можно напомнить детям, рассказав, о Сергии Радонежском) или показать фрагмент фильма о Сергие Радонежском.
Давайте выделим основные слова, связанные с этим человеком.
Работа по карточкам со словами: игумен, монастырь, монах.
Истолковать с детьми значение этих слов (эти слова уже прорабатывались ранее на уроках).
Вернемся к нашему герою. (Икона Сергий Радонежский ) (Рисунок №2)
- В 1350 году родился князь Димитрий. Что связывало этих двух давно живших людей? Почему мы их помним и не забудем никогда? Ответы детей. Прочтя рассказ “Защитники земли русской”, вы найдете ответы на эти вопросы.
5. Работа с текстом, (диалогический метод)
Всякий русский человек свято любит Родину, защищает её. Святой благоверный князь Димитрий Донской и святой Сергий Радонежский были защитникам Руси. Они помогли сплотить всех людей для защиты Отечества от полчищ татарского хана Мамая.
- Как вы думаете, что соединило всех людей?
Воля к победе, желание защищать свой отчий дом. Если дети не называют вера, дать им наводящий вопрос (что в руках у воинов и зачем? по картине Бубнова)
Читаем дальше:
Соединила людей вера. Преподобный Сергий родился в трудное для России время. Много пришлось претерпеть ей от внешних врагов. Пали духом в несчастьях люди.
Как вы понимаете эти слова? пали духом.
- думали, что Бог от них отошел, потеряли веру.
Читаем дальше:
И преподобный Сергий, игумен Троицкого монастыря, укрепил дух людей, их веру в силу и помощь Бога. Он вдохновил и поддержал князя Димитрия на сопротивление врагам Отечества. Димитрий советовался с преподобным Сергием. И люди верили, что если преподобный Сергий поддерживает князя Димитрия, то значит, дело Божеское, правое.
……….. “Боже, даруй победу!” - неслись клики.
И что же сделал князь Димитрий?
Он стал молиться.
- Как вели себя русские воины перед битвой
Они тоже молились и уверовали в то, что Бог им поможет.
“Боже, даруй победу!” - неслись клики. Умилился Димитрий духом, пал на колени и простёр руки к золотому лику Спаса (образу Христа Спасителя), сиявшему на великокняжеском знамени. Помолился последний раз за Россию. Первыми вступили в бой святые монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. И победили русские войска врагов в Куликовской битве. Но и русских защитников погибло немало. Имена защитников нашего Отечества, погибших на полях сражений, хранит русская история.
Кто были эти люди? Мы с вами живем, в каком веке? А эти люди, когда жили? Что нас связывает с этими людьми? Так какие два главных слова мы выделили в этом тексте? Память, герои
Давайте запишем слова: память, герои, и к концу урока попробуем дать им определение.
6. Физкультминутка
7. Работа с наглядностью.
Рассмотрите иллюстрацию И.Глазунова “Князь Димитрий Донской” (Рисунок №3)
Опишите князя.
Такая картина называется портрет. На ней изображен князь Димитрий Донской. У него прямой, открытый взгляд, но он печален, т.к. думает о своей Родине, о своих солдатах. У него на лбу морщины, как будто он принимает какое-то важное решение.
Для создания полной картины нам чего-то не хватает?
Звучит фрагмент финала Симфонии №6 Чайковского “Реквием”.
Как вы думаете, я случайно поставила эту музыку?
Ответы.
Какая музыка по характеру сейчас прозвучала? Как вы думаете, где уместно звучание этой музыки?
Ответы детей.
В какой войне победили русские воины?
Ответы детей.
Мы живем в Калининграде, он основан после ВОВ. Не случайно, многие улицы нашего города названы в честь героев ВОВ.
А какие вы знаете улицы, связанные с именами героев?
Василевского, Черняховского, Катина, Мишина и др.
На самом деле, героев, чья память увековечена в названиях улиц, очень много.
А какую ещё дату отмечают жители нашей области в начале апреля? Это дни штурма Кенигсберга. Кто-нибудь из вас знает, какие это дни? Это 6 -9 апреля. В нашей области есть города, названные именами героев ВОВ и каждому из них установлен памятник (показать эти памятники). (Приложение №2)
Как чтят наши горожане память воинов? Что символизирует память людей о войне? Памятники и вечный огонь.
А куда в нашем городе приходит больше всего людей в дни праздников 9 апреля и 9 мая?
К мемориалу “1200 гвардейцам”. Туда каждый год 9 мая приходят ветераны и вспоминают всех погибших во время войны и конечно своих боевых товарищей.
Показ видеофрагмента Александро-Невской лавры (3мин.) Мы посмотрели с вами фрагмент об Александро-Невской лавре. Как вы думаете, в честь кого она так названа?
Ответы.
Православная Церковь установила День памяти (поминовения) умерших (усопших) воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это день 9 мая.
В этот день мы вспоминаем не только защитников-воинов, но и всех тех, кто работал в тылу, помогая Победе.
- Есть ли в ваших семьях бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки ветераны ВОВ? Что вам рассказывали о них родители?
Ответы.
- Кто из вас хочет стать военным? Почему?
Ответы детей.
Подумайте, как можно защищать свою Родину, не будучи военным?
Ответы детей.
9. Обобщение. Задание по группам:
1. Что же такое память?
Это то, что люди помнят на все времена. Память живет в каждом из нас, и в наших семьях, потому что у каждой семьи есть предки, воевавшие на полях брани.
2. Кто такие герои?
Это люди, совершившие подвиг, как во время войны, так и в мирное время, и защищавшие свою Родину от врагов.
Ответы детей.
10. Закрепление нового материала.
- О каких праздниках мы с вами сегодня вспомнили.
Ответы детей.
11. Рефлексия. Что вам понравилось сегодня на уроке? Что было интересного? Перед вами на столе лежат по три разных кружочка. Я прошу тех детей, которым было сегодня на уроке сложно, поднять синий кружок. Кому все понравилось, и было интересно – поднять зелёный кружок, а кому было скучно – поднять желтый кружок.
12. Домашнее задание.