"Развивающие беседы – шаг к творческому познанию"

Разделы: Общепедагогические технологии


Мышление является важнейшей функцией, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте. Проблема ее развития в процессе обучения занимает особое место в практической работе учителя. Этим и объясняется такой большой интерес педагогов к вопросам логического мышления и приемов умственной деятельности, к роли анализа и обобщения, к формированию ассоциаций.

Требование “развить логическое мышление учащихся” предъявляется наряду с требованием “обеспечить усвоение учащимися программного материала” на протяжении всех лет обучения в школе. Но при этом забывается, что логическое мышление, в конечном счете, сводится к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и другим мыслительным операциям и что научить ученика рассуждать, доказывать, делать выводы невозможно, если он не владеет этими мыслительными операциями. Они обеспечивают высококачественное усвоение знаний и создают необходимые условия для перехода на более высокие уровни мышления, вплоть до творческого.

Проблемы современного образования являются следствием излишней его формализации, перегруженности. Свой негативный вклад вносят также ухудшение состояния здоровья школьников, явившегося следствием экологического и экономического кризисов. Снижение образовательных и интеллектуальных ценностей, замена их финансовой успешностью любыми путями, приоритет силы над знаниями, преобладание развлекательности над познавательностью приводит к общей потери интереса к обучению, как у детей, так и у их родителей.

Задача любого педагога в настоящее время пробудить этот интерес, добиться проявления учащимися активности в изучении, как программного, так и дополнительного материала. Существующие в настоящее время методики достаточно подробно разработаны и успешно опробованы на практике. Однако разнообразие условий обучения, различный уровень подготовки школьников и самого педагогического состава требуют постоянного внимания к этой проблеме. Анализ любого положительного опыта в этом вопросе может быть полезен, как сведущим педагогам, так и начинающим работать в этой тяжелейшей сфере деятельности.

За свою недолгую педагогическую школьную практику мне пришлось столкнуться с различными способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания, о чем мне бы и хотелось поделиться с коллегами.

Одним из первых опытов группового интерактивного обучения школьников являлось проведение серии развивающих бесед по тематике, интересующей самих детей. Содержание этих бесед было самым разнообразным, но в силу своего основного химического образования, крен в сторону естествознания явно прослеживался, что позволило впоследствии мне самой и администрации гимназии № 1517 назвать цикл таких бесед “Курсом естественной истории”. Подобного рода деятельность продолжалась на протяжении семи лет. Возрастной диапазон аудитории составлял от шести-семи до пятнадцати-шестнадцати лет, что соответствовало уровню учащихся от первого класса начальной до десятого класса средней школы. Нередко такие беседы посещались родителями, а также свободными от занятий учителями и их детьми. Как правило, в них участвовал один класс, а иногда и целая параллель одновременно. Затем эта же тематика обсуждалась и в других классах данной параллели, либо при необходимости и в классах других параллелей. В ряде случаев основную роль при подготовке и проведении таких занятий играли сами школьники.

Потребность в проведении таких бесед возникла из необходимости организации классных часов в рамках шефской помощи родительского комитета тех классов, где учились мои собственные дети. И когда такого рода беседы понравились “моим” классам, меня стали приглашать и в “чужие”. Подобного рода практика заинтересовала администрацию гимназии, и поначалу меня стали просить “затыкать дыры” в расписании, а затем уже проводить специальные тематические беседы в рамках того или иного предмета, освобождая для этого уроки.

Как же разрабатывалась программа этих циклов? Первоначально при знакомстве с классом проводилась подготовленная заранее встреча, содержание которой было интересно данной возрастной группе и соответствовало тому или иному материалу школьной программы. После окончания беседы детям предлагалось назвать темы будущих встреч. При подготовке к ним я просила разузнать как можно больше интересного об этом вопросе, принести какие-то экспонаты, печатные материалы, привести своих знакомых, друзей, родственников, которые могли бы рассказать об этой теме что-либо интересное или просто прийти послушать. Таким образом, версталась сама программа цикла, о которой и дети, и их родители, и учителя узнавали заранее и имели возможность подготовиться. То же самое делала и я, используя все связи, знакомства в поисках литературы, видео- и аудиоматериалов. Такая подготовка к беседе занимала, как правило, не менее двух недель. При этом она вызывала неподдельный интерес у детей и взрослых, поскольку не имела ничего общего с обычной системой подготовки домашних заданий и не ограничивалась в желаниях.

К моменту проведения беседы дети уже успевали составить свое мнение о предмете обсуждения и подготовить вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Сама беседа проходила в весьма свободной форме, не была строго ограничена тематикой и имела характер рассуждений. В самом начале беседы я просила прерывать меня, как только встретится незнакомое слово или то, что требует дополнительного разъяснения, причем объяснения предлагала давать самим детям. По ходу дела я корректировала их рассуждения, подталкивая в направлении правильного ответа. Иногда мы так и не могли определиться с правильными выводами, и я просила их найти решение с помощью родителей. Беседа могла уйти далеко в сторону, но так или иначе к ее завершению (а это были, как правило, спаренные уроки) у участников встречи складывались общие представления о предмете обсуждения. У детей (что особенно важно) возникало желание узнать обо всем этом как можно больше, найти ответы на поставленные вопросы. Путь к этой цели становился очевидным: размышление, чтение, расспросы взрослых. Я демонстрировала детям ограниченность собственных знаний, но вместе с тем объясняла, как эти пробелы смогу преодолеть. Я рассказывала о книгах, что прочитала, готовясь к беседе, и показывала их, упоминала о людях, которые мне помогли многое узнать, советовала обратиться к учителям, которые в этом предмете разбираются лучше меня, что, к сожалению, не всегда вызывало позитивную реакцию со стороны последних. Таким образом, я на своем собственном примере поясняла, как пройти этот путь от незнания к знанию, от постановки проблемы к ее разрешению, то есть, используя разные доступные способы познания, демонстрировала косвенно, не в лоб, а опосредованно, методы обучения, способы решения любой поставленной задачи. И результаты не заставили себя ждать. Прежде всего, чрезвычайно возрос интерес к загадочным явлениям, дети стали обсуждать между собой те или иные проблемы, в ряде случаев перестали бояться задавать вопросы, признаваться в своем незнании; начали внимательнее относиться к тому, что их окружает.

Среди тем, обсуждавшихся во время наших встреч, были, к примеру, следующие:

Почему я боюсь пауков?

Первоклассникам было предложено во время этой беседы или после нее нарисовать самого страшного паука; я попыталась то же самое сделать цветными мелками на доске (не смотря на полное отсутствие у меня способностей к живописи), спокойно, без обиняков комментируя при этом свое неудачное творчество. Это помогло сломать первый ледок отчуждения, опаски и вызвать доверие ко мне и к своим собственным возможностям. Впоследствии мы организовали в школе выставку этих рисунков, которая пользовалась большим успехом. Используя свое химическое образование и полагая справедливо, что дети через несколько лет будут вынуждены изучать такой предмет как химия, особое внимание я уделила вопросу, как паук убивает своих жертв, как затем ими питается, и что из себя представляет его паутина. Затем спустя несколько лет уже обучая в качестве учителя этих же детей, я с большим удовлетворением отмечала, что этот труд не пропал даром. Мои ученики помнили эти беседы, и стартовый интерес к предмету у них не только сохранился, но и развился.

Моя коллекция камней.

Для проведения этой беседы мне пришлось воспользоваться не только своей коллекцией, но и профессиональными запасами знакомых геологов. Дети же, кроме “камушек”, принесли еще и украшения собственных родственников, что естественно заставило понервничать и меня, и учителей об их сохранности. Но все обошлось. Зато теперь многие задумались о том, чем и почему одни камни отличаются от других, как они образуются. При проведении беседы были использованы цветные иллюстрации книг по геммологии, геологии и т. п., показаны видеофильмы об исследовании вулканов. И конечно в конце была организована минералогическая выставка.

Интерес к вулканической деятельности определил темы еще двух бесед:

Почему погибла Атлантида?

Умный в гору не пойдет!

История взрыва вулкана Кракатау, землетрясения, цунами кроме обсуждения причин возникновения вызвали к жизни конкурс на самую занимательную версию гибели Атлантиды. Выставка работ, награждение призами, публичное отстаивание правомерности именно своей версии заставили детей познакомиться поближе с историей древнего мира, что определило тематику следующих бесед по археологии, истории античного мира, культуре древнего Китая.

Беседа об альпинизме сопровождалась не только демонстрацией альпинистского снаряжения, фильмов о самых интересных восхождениях, взятых у руководителя Комитета по альпинизму В. Шаталова, отрывком из фильма “Скалолаз” с Сильвестором Сталлоне, но и рассуждениями о процессах горообразования, жизни ледников, о воде и ее агрегатных состояниях.

Для проведения каждой беседы обязательно выбирались наглядные материалы, которые дети в ряде случаев могли не только посмотреть, но и пощупать руками. Это вызывало неподдельный интерес, подчас доходящий до неуемного восторга, что не всегда вписывалось в правила внутреннего распорядка школы. Были случаи, когда во время проведения таких встреч в класс заглядывали учителя, чтобы помочь успокоить класс, но, увидев довольные физиономии учеников, уходили. Наибольший интерес у детей вызывали те беседы, которые базировались на основе моего собственного жизненного опыта: рассказ о работе или об экспедициях, в которых мне удалось побывать, особенно, если эти рассказы подкреплялись видео- и фотоматериалами или какими-либо памятными свидетельствами моей деятельности. Так на античные черепки, вывезенные с раскопок греческих и римских поселений на острове Березань, смотрели, затаив дыхание, а если уж их разрешалось потрогать, то восторгу не было пределов. Следствием же этого являлись горы находок с перекопанных дачных участков в лучшем случае, хуже, если это были результаты поисков на городских помойках. Но такой интерес дорогого стоил.

Наибольший резонанс вызвала беседа, проведенная во всех параллелях гимназии и посвященная проблеме промыслового уничтожения пушного зверя, в частности бельков. Фото- и кинодокументы, газеты, статьи, личные впечатления участников экспедиций произвели такое сильное впечатление на детей, что школьники по собственной инициативе написали письма в различные инстанции и стали коллективным членом организации Green Peace.

Особенный интерес вызывали те беседы, которые помогали проводить сами дети. Так, по просьбе преподавателя древнего мира, сотрудницы музея им. Пушкина Офиногеновой Светланы Ильиничны, мною был подготовлен урок по истории Древнего Китая в пятом классе. Я попросила Пузыреву Анну, тогда ученицу седьмого класса, и ее мать Елену Юрьевну, преподававшую в то время информатику в гимназии №1517, помочь в организации и проведении этого урока, учитывая их тесные связи с Китаем и хорошее знание языка, культуры и традиций этой страны. В результате класс оказался украшен произведениями прикладного искусства Китая. Моя помощница ассистировала мне в национальной одежде, исполняла на флейте народные мелодии и рисовала необходимые по теме иероглифы. Вполне естественно, что при обсуждении науки Китая мы самым подробным образом затронули историю открытия пороха, фарфора, бумаги, тем более что образцы двух последних экспонатов тут же и демонстрировались.

Но, пожалуй, наибольший резонанс вызывали беседы, которые проводили сами школьники, а я лишь помогала им справляться с этой непростой задачей. Естественно для этой цели я могла привлечь только своих собственных детей и их ближайших друзей, поскольку времени и усилий для подготовки этого требовалось очень много. За основу таких бесед, как правило, брались рефераты, которые должны были готовить по тем или иным предметам дети. Чтобы работа над ними проходила интереснее, подбиралась дополнительная литература, использовались знания друзей и знакомых, требовались значительные усилия и терпение родителей. Так, например, рефераты по истории о викингах, по географии о важнейших открытиях, китайская тема в судостроении привели к идее организации беседы по истории создания парусного флота, которую проводил мой сын Самойлович Георгий, в то время ученик седьмого класса. Я лишь помогала демонстрировать модели парусников, собранные им и являющиеся предметом страстного увлечения, а заодно и рассказала, из какого материала сделаны эти суда, и каким клеем можно при этом пользоваться. В результате вся гимназия, по крайней мере, мужская ее половина, на долгое время увлеклась моделированием.

Итак, каждая проведенная нами беседа давала почву для рассуждений не только по заданной теме, но и по сопутствующим ей, будила воображение. Подобный подход к раскрытию той или иной проблемы привел к тому, что наиболее активные дети, склонные к тому же к аналитическому мышлению, стали проявлять себя в школьной научной деятельности. Тот же Георгий Самойлович, будучи уже учеником 9 класса, при подготовке творческой работы к экзамену по биологии использовал уже опробованную им методику: выявление проблемы, сбор и анализ литературных данных, проведение собственного наблюдения и эксперимента, обработка и анализ полученного материала, на основе чего уже делаются выводы. Его работа “Особенности поведение рыб озера Селигер” оказалась весьма успешной, а опыт публичных выступлений и демонстраций помог занять ему первое место на конкурсе школьных научных работ сначала на округе, а затем в Москве и России. О результатах своей работы его пригласили выступить перед школьниками биологического лицея, где она очень бурно обсуждалась заинтересованными рыбаками. По итогам этой работы Самойловичем Г. была написана большая статья в газету “Первое сентября” в разделе “Биология”, и гонорар за нее явился весьма ощутимым аргументом в пользу подобной творческой деятельности. В настоящее время он является студентом МГППУ, и изучает теперь уже особенности поведения детей.

И этот пример не единичен. Те дети, которые принимали наиболее активное участие в подготовке и проведении наших бесед, а затем еще долго собирали материал по этим темам, научились решать и другие задачи. Так, они неоднократно принимали участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, где практически всегда становились призерами, причем круг их интересов оказался весьма широким. Тематика работ окружного конкурса школьных научных работ “Лидер” охватывала информатику (Олег Алексеенко), экологию и биологию (Самойлович Георгий), историю. Победитель конкурса версий гибели Атлантиды Константин Табар представил работу “История вооружения русской армии в период смуты”. Ему же было присуждено 2-е место на конкурсе работ по ландшафтному дизайну и архитектуре за работу “Благоустройство школьного двора”. Он же получил диплом за участие в олимпиаде по латыни Московского Государственного Лингвистического Университета. Интерес к истории и гуманитарным знаниям развивался на протяжении всего срока обучения в школе. В окружном историческом марафоне, посвященном 60-летию битвы под Москвой, команда заняла 3 место; в конкурсе под общим названием “Память поколений” при проведении олимпиады и брейн-ринга, посвященным истории II-ой Мировой войны “Героическая оборона Севастополя. Сталинградская битва” школьникам досталось 2-е место

Ребята приняли участие в телевизионном конкурсе “Путешествие дилетантов” и стали победителями по теме “Правление Владимира Мономаха”, где капитанами команды “Юные гвардейцы” были Дмитрий Харитонов и Константин Табар.

Следующим этапом в развитии коллективного творчества ребят явилось участие в деловой игре среди школьников “Социальная сфера города – настоящее и перспектива”. В рамках этого конкурса два раздела творческой работы “Российское предпринимательство. История. Традиции. Современность.” заняли III (Клопатовский А., Макеев В., Алехин А., Семенов П.) и II (Табар К., Харитонов Д., Симонов А., Попов А.) места. Московский департамент образования присвоил этой работе при проведении олимпиады по экономике в Выставочном Центре на Фрунзенской I место. Всероссийская олимпиада “История развитие народного хозяйства России”, проходящая на Выставке Развития Народного Хозяйства России, удостоила этот труд дипломом I степени и наградила медалью. Имена победителей вошли в справочник Министерства Образования РФ “Российские интеллектуальные ресурсы. Лучшие выпускники образовательных учреждений 2004 г.", который был представлен ректорам высших учебных заведений страны. Правда, помощь деканатов при поступлении этих абитуриентов не потребовалась. Все ребята являются в настоящее время студентами. Константин Табар учится в МИ Управления при МГИМО (У) МИД РФ, Макеев В. – на философском, а Клопотовский А. на экономическом факультетах МГУ, Харитонов Д. – на факультете культуры и военной журналистики ВУ МО РФ, Алехин А. – в Губкинском институте, Симонов А. – в МАИ.

Умение творчески подходить к раскрытию любой темы, увлеченность, трудолюбие, сознание необходимости рутинной работы – все это развивается на протяжении многих лет и является следствием колоссальных усилий со стороны педагогов и, не в последнюю очередь, родителей. У детей всегда должна быть поддержка в любом творческом начинании. Фразы же: “Зачем тебе это нужно?” или “Пускай тот, кто это придумал, тот и делает!”, привычные во взрослом мире и хорошо знакомые учителям, в детстве наповал убивают естественное любопытство и только-только приобретенную любознательность, и как следствие этого, инициативу, так необходимую в современных условиях взрослой жизни. Заинтересованность в творчестве детей, готовность оказать помощь, не смотря на очевидную занятость и отсутствие специальных знаний, – все это приносит свои положительные плоды в совместной тяжелой, но такой интересной работе учителей и родителей.