Проект системы работы по социальной адаптации длительно болеющих детей в условиях санаторной школы-интерната

Разделы: Общепедагогические технологии


Школа данного типа для детей с различными формами туберкулеза в условиях длительного лечения в нашей республике единственная. Сюда прибывают на излечение школьники от 7 до 17 лет с диагнозом гиперпробы, виражом туберкулиновой пробы, хронической туберкулезной интоксикацией, затихающей формой костно-суставного туберкулеза, остаточными изменениями после перенесенного туберкулезного плеврита, а также дети, которые находились в контакте с больными – бактериовыделителями туберкулезной палочки.

Плановая наполняемость – 180 человек, 50 из которых - дети с нарушенным интеллектом. Параллельно с лечением школа дает основное общее образование.

Для лечения детей имеются физиокабинет, процедурный и перевязочный кабинеты, аптечный пункт, клиническая лаборатория, изолятор на 7 мест, спортзал, хороший тренажерный зал, установлена галокамера. Время пребывания в школе-интернате от года до двух–трех лет.

Идея создания проекта возникла в процессе многолетней диагностики и анализа:

  • детского контингента;
  • когнитивных функций ребенка;
  • его школьной зрелости;
  • соматического состояния;
  • категорий семей и проблем воспитания;
  • самооценки ребенка;
  • уровня тревожности школьника и его адаптивности на переходных ступенях;
  • эмоционального отношения к школе;
  • сформированности общеучебных умений и навыков;
  • уровня обученности и воспитанности в целом.

Актуальность создания данного проекта обусловлена рядом причин:

  • ежегодная сменяемость детского коллектива от 30 до 50 %;
  • семьи, из которых прибывают дети, имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;
  • отсутствие достаточной социальной защищенности семьи со стороны государства;
  • 3/4 родителей не имеют постоянной работы; живут на инвалидные пособия, пенсии или случайные заработки;
  • низкий уровень жизни сельского населения;
  • часты случаи алкоголизма и наркомании среди взрослых членов семьи;
  • увеличение рождаемости детей с умственной патологией;
  • неустроенность и антисанитарное состояние быта;
  • стрессовые нагрузки (смерть близких; уголовные преступления, нередко совершенные на глазах у ребенка);
  • рост суицида и инцеста;
  • агрессивное воздействие уличной среды;
  • жестокость и бесконтрольность родителей по отношению к детям;
  • отсутствие должного воспитания, в том числе – полового;
  • рост количества опекаемых и сирот.

Всё это, безусловно, ведет к школьной и социальной дезадаптации личности ребенка.

Цель проекта:

Формирование, коррекция и компенсация социально значимых качеств личности ребенка как необходимый инструмент его развития, его будущей востребованности как Человека:

Человека, осознающего свое “Я”, свое гражданство;

Человека, овладевшего социально-бытовыми знаниями;

Человека, имеющего поведенческие представления и регулирующего свою эмоционально-волевую сферу;

Человека, творчески и активно включающегося в различные структурные элементы социальной сферы;

Человека, усвоившего нравственные ценности, составляющие общечеловеческую мораль;

Человека, осознающего индивидуальную ответственность за свои действия;

Человека, умеющего сделать осознанный выбор;

Человека, ведущего здоровый образ жизни, понимающего ответственность перед обществом и будущим поколением за сохранение своего здоровья.

Задачи проекта:

  1. Развитие и коррекция интеллектуальных, физических, социально-нравственных, бытовых, трудовых, коммуникативных, психологических качеств личности ребенка;
  2. Осуществление валеологического подхода в учебно-воспитательном процессе (создание комплексной программы “Здоровье”);
  3. Реализация двух авторских программ по социальной адаптации детей общеобразовательных и коррекционных (8 вида) классов в условиях санаторной школы-интерната;
  4. Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с учетом специфики образовательного учреждения в процессе создания технологии внутришкольного педагогического мониторинга;
  5. Обеспечение достаточного образовательного уровня каждого школьника в соответствии с его природными возможностями, способностями и интересами (создание программы “Преодоление школьной неуспешности”)

Направления деятельности:

  • Диагностика и мониторинг развития и здоровья каждого ребенка

Практический выход индивидуальной работы с учеником - Карта здоровья и развития ученика. (см. Приложение №1)

По каждому параметру 5 – 8 аспектов разработана специальная или адаптирована уже имеющаяся в практике технология, определяющая процедуру оценки параметра, форму представления результатов, описание анализа и возможных выводов, рекомендаций, возникших на основе опыта работы. (Приложение 1)

Заполнение Карт ведется на начало и конец года (или момент выбытия ребенка). Ответственными за это являются классные руководители. Они же представляют всю обработанную информацию на школьный психолого-медико-педагогический консилиум, процедура проведения которого адаптирована для ОУ, закреплена нормативными актами и имеет свою строго определенную систему. Врач школы заполняет 5 и 9 аспекты. Воспитатели класса и социальный педагог – 6 аспект. Классный руководитель и педагоги-предметники работают по 7 аспекту. Психолог ответственен за 8. Таким образом, вся информация по отдельному воспитаннику, полученная в результате кропотливой работы всех внутришкольных служб, стекается и анализируется в одном месте. На ПМПК формируются рекомендации по коррекции и компенсации развития образовательной сферы школьника, зона его ближайшего развития, пути решения имеющихся проблем воспитания, здоровья и обучения, рассматривается в целом картина по классу. На итоговом ПМПК подводятся результаты проведенной за год работы, ставятся задачи на следующий учебный год.

  • Коррекция познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы; развитие творческих способностей и когнитивных функций; определение уровня обучаемости и рост обученности, установление зоны ближайшего развития воспитанника, работа на перспективу;

Данное направление представляет собой собственно всю текущую работу школы по выполнению рекомендаций ПМПК, реализации целей и задач, поставленных перед собой каждым участником УВП.

  • Реализация программ воспитания:

- “Социальная адаптация воспитанников общеобразовательных классов в условиях санаторной школы-интерната”. Авторы Э. Иванова, И. Щегонина.

- “Социальная адаптация умственно отсталых детей в условиях санаторной школы-интерната”. Авторы И. Щегонина, Э. Иванова.

  • Разработка “Технологии педагогического мониторинга” с учетом специфики образовательного учреждения, позволяющей определить общие результаты работы по отдельно взятому ученику, педагогу и школе в целом.

Структурные модули (или участники) проекта:

  • ученики 1- 9 классов массовой школы;
  • ученики 1- 9 классов специальной коррекционной 8 вида школы;
  • медицинская служба;
  • учителя;
  • воспитатели:
  • социальный педагог:
  • психолог;
  • администрация школы.

Методы исследования:

- Эмпирические методы: изучение литературы по теме, опыта работы других школ, нормативных и инструктивно-методических документов; анализ школьной документации; педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, рейтинг; изучение и обобщение имеющегося опыта.

- Теоретические методы: моделирование, сравнение, обобщение, классификация.

Формы работы:

  • коллективные
  • групповые
  • индивидуальные

Новизна проекта состоит в том, что он:

  • состоит из 8 взаимопроникаемых в содержательной основе структурных модулей, работающих над одной целью – формирование социально адаптированной личности ребенка;
  • представляет собой систему, постоянно обогащаемую информацией, результатами и опытом работы;
  • представляет собой форму педагогического сотрудничества;
  • представляет систему, позволяющую отследить индивидуальное развитие ребенка, а также профессиональный рост каждого педагога.

Принципы проекта:

  • соблюдение прав детей
  • соблюдение прав остальных участников проекта
  • организация и проведение мероприятий в соответствии с нормативно-правовой базой, в том числе охраны труда, жизни и безопасности участников проекта; соблюдение морально-этических форм общения и взаимоотношений.

Этапы реализации проекта:

1. Информационно-аналитический этап.

Цель: получение информации о положении дел, её анализ.

Содержание:

  • изучение нормативной базы по теме проекта;
  • изучение специальной методической литературы;
  • исследование и анализ образовательного фона, определение основных направлений в изменении содержания технологий обучения и воспитания;
  • исследование деятельности педагогов, результатов их работы, выявление потенциальных возможностей учителей и воспитателей;
  • изучение личности ученика и влияние социальной среды на развитие личности;- анализ условий, создающих комфортную обстановку в школе;
  • принципы управления проектом;
  • обеспеченность профессиональными кадрами;

2. Подготовительный этап.

Цель: создание условий для реализации основной цели проекта.

Содержание:

  • работа с нормативными документами, в том числе с решениями педсоветов, семинаров, заседаний творческих и проблемных групп, анализ программ, корректировка Устава ОУ, разработка локальных актов;
  • определение стратегии деятельности педколлектива по проблеме социальной адаптации школьника;
  • определение нового содержания и технологий образования, разработка комплексных адаптированных к школе программ, определенных задачами проекта; анализ и подготовка УМК;
  • работа с кадрами (мотивирование, информативность, повышение квалификации);
  • определение путей улучшения социально-психологического климата, создание необходимых условий для работы педагога;
  • совершенствования работы управленческого блока.

3. Основной этап проекта.

Цель: реализация задач, направлений, форм и методов проекта в практике работы школы; сравнение полученных результатов с ожидаемым; внесение корректив.

Содержание:

  • работа с нормативными документами (реализация решений педсоветов, рекомендаций педконсилиумов, исполнение Устава, выполнение положений);
  • реализация, оценка апробируемых программ, внесение необходимых корректив;
  • методическое обеспечение работы педколлектива по теме школы;
  • проверка влияния созданных условий на формирование социально адаптированной личности школьника;
  • проверка эффективной деятельности управленческого блока;
  • сбор аналитического материала по определению результативности работы школы, определение направлений мониторинга, создание адаптированной для ОУ технологии;
  • работа с кадрами (активизация деятельности, стимулирование, представление и внедрение передового опыта);

4. Стабилизационно-прогностический этап.

Цель: закрепление позитивных результатов; определение дальнейших перспектив работы.

Содержание:

  • работа с документацией (анализ эффективности выполнения управленческих решений, систематизация картотек, банков данных, создание базы данных для определения перспектив работы);
  • сравнение полученных и ожидаемых результатов по всем структурным модулям; полное методическое обеспечение;
  • обобщение и распространение опыта работы педагогов и школы по теме на различных уровнях, в том числе создание печатных материалов, проведение целевых и проблемных семинаров, участие в работе республиканских и всероссийских конференций, педагогических чтений, мастер-классов, конкурсов и т. д. ;
  • диагностика и поддержание комфортного микроклимата в коллективе школы;
  • апробация новых программ, технологий, УМК;
  • мониторинг развития педагога, школьника;
  • стабилизация и расширение всех форм педагогического сотрудничества;
  • создание программы дальнейшей деятельности педколлектива по формированию социально адаптированной личности ребенка с сохранением лучших школьных традиций.

Ожидаемые позитивные результаты

Для воспитанника:

  • получение глубоких знаний, практических навыков, действенных умений, необходимых для полноценной жизни в обществе;
  • коррекция и компенсация недостатков семейного и общественного воспитания;
  • психологическая поддержка и защита;
  • умение сделать осознанный выбор, отвечать за свои поступки;
  • осознание себя как гражданина-патриота с признаками толерантности в мировоззрении;
  • самостоятельность мышления, умение прогнозировать ситуации;
  • снижение уровня тревожности, формирование эффективных способов саморегуляции;
  • умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях;
  • приобретение навыков коммуникативного опыта, радость общения;
  • сохранение физического и психического здоровья.

Для педагога:

  • повышение общего интеллектуального и профессионального уровня;
  • самореализация личностных возможностей;
  • формирование критичности мышления.

Для администрации:

  • накопление и анализ опыта регуляции собственного поведения и системы управления в целом;
  • поиск новых форм моделирования межличностных и межгрупповых отношений, а также мотивации деятельности педколлектива по организации работы над темой школы.

Для школы:

  • формирование социального престижа школы;

Формы представления результатов проекта:

  • Создание нормативно-правовой базы ОУ;
  • Воспитательные программы по социальной адаптации школьников (для умственно отсталых детей и нормы- развития);
  • Комплексно-целевая программа “Здоровье”;
  • Комплексно-целевая программа “Преодоление школьной неуспешности”;
  • Технология педагогического мониторинга с учетом специфики общеобразовательного учреждения;
  • Система проведения школьного психолого-медико-педагогического консилиума как части педагогического мониторинга;
  • Разработка авторских программ, учебно-тематического планирования, методических разработок и рекомендаций по теме школы;
  • Рабочие, в том числе и аналитические материалы педсоветов и практических семинаров, их решения, реализация решений;
  • Планы и анализы работы всех структурных подразделений школы;
  • Печатные материалы, выступления педагогов школы на различных уровнях;
  • Отчеты, таблицы, карты (индивидуальные, по классам, по ступеням, по предметам, по учителям и воспитателям; по структурным подразделениям, по определенной тематике и т. д.);
  • Анкеты, тесты, опросы, результаты наблюдений, исследований;
  • Банк данных по используемым методикам, приемам, технологиям;
  • Конспекты уроков, часов общения, воспитательных и внеурочных по предмету мероприятий, общешкольных конкурсов, соревнований, кружковых занятий.