Школа данного типа для детей с различными формами туберкулеза в условиях длительного лечения в нашей республике единственная. Сюда прибывают на излечение школьники от 7 до 17 лет с диагнозом гиперпробы, виражом туберкулиновой пробы, хронической туберкулезной интоксикацией, затихающей формой костно-суставного туберкулеза, остаточными изменениями после перенесенного туберкулезного плеврита, а также дети, которые находились в контакте с больными – бактериовыделителями туберкулезной палочки.
Плановая наполняемость – 180 человек, 50 из которых - дети с нарушенным интеллектом. Параллельно с лечением школа дает основное общее образование.
Для лечения детей имеются физиокабинет, процедурный и перевязочный кабинеты, аптечный пункт, клиническая лаборатория, изолятор на 7 мест, спортзал, хороший тренажерный зал, установлена галокамера. Время пребывания в школе-интернате от года до двух–трех лет.
Идея создания проекта возникла в процессе многолетней диагностики и анализа:
- детского контингента;
- когнитивных функций ребенка;
- его школьной зрелости;
- соматического состояния;
- категорий семей и проблем воспитания;
- самооценки ребенка;
- уровня тревожности школьника и его адаптивности на переходных ступенях;
- эмоционального отношения к школе;
- сформированности общеучебных умений и навыков;
- уровня обученности и воспитанности в целом.
Актуальность создания данного проекта обусловлена рядом причин:
- ежегодная сменяемость детского коллектива от 30 до 50 %;
- семьи, из которых прибывают дети, имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;
- отсутствие достаточной социальной защищенности семьи со стороны государства;
- 3/4 родителей не имеют постоянной работы; живут на инвалидные пособия, пенсии или случайные заработки;
- низкий уровень жизни сельского населения;
- часты случаи алкоголизма и наркомании среди взрослых членов семьи;
- увеличение рождаемости детей с умственной патологией;
- неустроенность и антисанитарное состояние быта;
- стрессовые нагрузки (смерть близких; уголовные преступления, нередко совершенные на глазах у ребенка);
- рост суицида и инцеста;
- агрессивное воздействие уличной среды;
- жестокость и бесконтрольность родителей по отношению к детям;
- отсутствие должного воспитания, в том числе – полового;
- рост количества опекаемых и сирот.
Всё это, безусловно, ведет к школьной и социальной дезадаптации личности ребенка.
Цель проекта:
Формирование, коррекция и компенсация социально значимых качеств личности ребенка как необходимый инструмент его развития, его будущей востребованности как Человека:
Человека, осознающего свое “Я”, свое гражданство;
Человека, овладевшего социально-бытовыми знаниями;
Человека, имеющего поведенческие представления и регулирующего свою эмоционально-волевую сферу;
Человека, творчески и активно включающегося в различные структурные элементы социальной сферы;
Человека, усвоившего нравственные ценности, составляющие общечеловеческую мораль;
Человека, осознающего индивидуальную ответственность за свои действия;
Человека, умеющего сделать осознанный выбор;
Человека, ведущего здоровый образ жизни, понимающего ответственность перед обществом и будущим поколением за сохранение своего здоровья.
Задачи проекта:
- Развитие и коррекция интеллектуальных, физических, социально-нравственных, бытовых, трудовых, коммуникативных, психологических качеств личности ребенка;
- Осуществление валеологического подхода в учебно-воспитательном процессе (создание комплексной программы “Здоровье”);
- Реализация двух авторских программ по социальной адаптации детей общеобразовательных и коррекционных (8 вида) классов в условиях санаторной школы-интерната;
- Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с учетом специфики образовательного учреждения в процессе создания технологии внутришкольного педагогического мониторинга;
- Обеспечение достаточного образовательного уровня каждого школьника в соответствии с его природными возможностями, способностями и интересами (создание программы “Преодоление школьной неуспешности”)
Направления деятельности:
- Диагностика и мониторинг развития и здоровья каждого ребенка
Практический выход индивидуальной работы с учеником - Карта здоровья и развития ученика. (см. Приложение №1)
По каждому параметру 5 – 8 аспектов разработана специальная или адаптирована уже имеющаяся в практике технология, определяющая процедуру оценки параметра, форму представления результатов, описание анализа и возможных выводов, рекомендаций, возникших на основе опыта работы. (Приложение 1)
Заполнение Карт ведется на начало и конец года (или момент выбытия ребенка). Ответственными за это являются классные руководители. Они же представляют всю обработанную информацию на школьный психолого-медико-педагогический консилиум, процедура проведения которого адаптирована для ОУ, закреплена нормативными актами и имеет свою строго определенную систему. Врач школы заполняет 5 и 9 аспекты. Воспитатели класса и социальный педагог – 6 аспект. Классный руководитель и педагоги-предметники работают по 7 аспекту. Психолог ответственен за 8. Таким образом, вся информация по отдельному воспитаннику, полученная в результате кропотливой работы всех внутришкольных служб, стекается и анализируется в одном месте. На ПМПК формируются рекомендации по коррекции и компенсации развития образовательной сферы школьника, зона его ближайшего развития, пути решения имеющихся проблем воспитания, здоровья и обучения, рассматривается в целом картина по классу. На итоговом ПМПК подводятся результаты проведенной за год работы, ставятся задачи на следующий учебный год.
- Коррекция познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы; развитие творческих способностей и когнитивных функций; определение уровня обучаемости и рост обученности, установление зоны ближайшего развития воспитанника, работа на перспективу;
Данное направление представляет собой собственно всю текущую работу школы по выполнению рекомендаций ПМПК, реализации целей и задач, поставленных перед собой каждым участником УВП.
- Реализация программ воспитания:
- “Социальная адаптация воспитанников общеобразовательных классов в условиях санаторной школы-интерната”. Авторы Э. Иванова, И. Щегонина.
- “Социальная адаптация умственно отсталых детей в условиях санаторной школы-интерната”. Авторы И. Щегонина, Э. Иванова.
- Разработка “Технологии педагогического мониторинга” с учетом специфики образовательного учреждения, позволяющей определить общие результаты работы по отдельно взятому ученику, педагогу и школе в целом.
Структурные модули (или участники) проекта:
- ученики 1- 9 классов массовой школы;
- ученики 1- 9 классов специальной коррекционной 8 вида школы;
- медицинская служба;
- учителя;
- воспитатели:
- социальный педагог:
- психолог;
- администрация школы.
Методы исследования:
- Эмпирические методы: изучение литературы по теме, опыта работы других школ, нормативных и инструктивно-методических документов; анализ школьной документации; педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, рейтинг; изучение и обобщение имеющегося опыта.
- Теоретические методы: моделирование, сравнение, обобщение, классификация.
Формы работы:
- коллективные
- групповые
- индивидуальные
Новизна проекта состоит в том, что он:
- состоит из 8 взаимопроникаемых в содержательной основе структурных модулей, работающих над одной целью – формирование социально адаптированной личности ребенка;
- представляет собой систему, постоянно обогащаемую информацией, результатами и опытом работы;
- представляет собой форму педагогического сотрудничества;
- представляет систему, позволяющую отследить индивидуальное развитие ребенка, а также профессиональный рост каждого педагога.
Принципы проекта:
- соблюдение прав детей
- соблюдение прав остальных участников проекта
- организация и проведение мероприятий в соответствии с нормативно-правовой базой, в том числе охраны труда, жизни и безопасности участников проекта; соблюдение морально-этических форм общения и взаимоотношений.
Этапы реализации проекта:
1. Информационно-аналитический этап.
Цель: получение информации о положении дел, её анализ.
Содержание:
- изучение нормативной базы по теме проекта;
- изучение специальной методической литературы;
- исследование и анализ образовательного фона, определение основных направлений в изменении содержания технологий обучения и воспитания;
- исследование деятельности педагогов, результатов их работы, выявление потенциальных возможностей учителей и воспитателей;
- изучение личности ученика и влияние социальной среды на развитие личности;- анализ условий, создающих комфортную обстановку в школе;
- принципы управления проектом;
- обеспеченность профессиональными кадрами;
2. Подготовительный этап.
Цель: создание условий для реализации основной цели проекта.
Содержание:
- работа с нормативными документами, в том числе с решениями педсоветов, семинаров, заседаний творческих и проблемных групп, анализ программ, корректировка Устава ОУ, разработка локальных актов;
- определение стратегии деятельности педколлектива по проблеме социальной адаптации школьника;
- определение нового содержания и технологий образования, разработка комплексных адаптированных к школе программ, определенных задачами проекта; анализ и подготовка УМК;
- работа с кадрами (мотивирование, информативность, повышение квалификации);
- определение путей улучшения социально-психологического климата, создание необходимых условий для работы педагога;
- совершенствования работы управленческого блока.
3. Основной этап проекта.
Цель: реализация задач, направлений, форм и методов проекта в практике работы школы; сравнение полученных результатов с ожидаемым; внесение корректив.
Содержание:
- работа с нормативными документами (реализация решений педсоветов, рекомендаций педконсилиумов, исполнение Устава, выполнение положений);
- реализация, оценка апробируемых программ, внесение необходимых корректив;
- методическое обеспечение работы педколлектива по теме школы;
- проверка влияния созданных условий на формирование социально адаптированной личности школьника;
- проверка эффективной деятельности управленческого блока;
- сбор аналитического материала по определению результативности работы школы, определение направлений мониторинга, создание адаптированной для ОУ технологии;
- работа с кадрами (активизация деятельности, стимулирование, представление и внедрение передового опыта);
4. Стабилизационно-прогностический этап.
Цель: закрепление позитивных результатов; определение дальнейших перспектив работы.
Содержание:
- работа с документацией (анализ эффективности выполнения управленческих решений, систематизация картотек, банков данных, создание базы данных для определения перспектив работы);
- сравнение полученных и ожидаемых результатов по всем структурным модулям; полное методическое обеспечение;
- обобщение и распространение опыта работы педагогов и школы по теме на различных уровнях, в том числе создание печатных материалов, проведение целевых и проблемных семинаров, участие в работе республиканских и всероссийских конференций, педагогических чтений, мастер-классов, конкурсов и т. д. ;
- диагностика и поддержание комфортного микроклимата в коллективе школы;
- апробация новых программ, технологий, УМК;
- мониторинг развития педагога, школьника;
- стабилизация и расширение всех форм педагогического сотрудничества;
- создание программы дальнейшей деятельности педколлектива по формированию социально адаптированной личности ребенка с сохранением лучших школьных традиций.
Ожидаемые позитивные результаты
Для воспитанника:
- получение глубоких знаний, практических навыков, действенных умений, необходимых для полноценной жизни в обществе;
- коррекция и компенсация недостатков семейного и общественного воспитания;
- психологическая поддержка и защита;
- умение сделать осознанный выбор, отвечать за свои поступки;
- осознание себя как гражданина-патриота с признаками толерантности в мировоззрении;
- самостоятельность мышления, умение прогнозировать ситуации;
- снижение уровня тревожности, формирование эффективных способов саморегуляции;
- умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях;
- приобретение навыков коммуникативного опыта, радость общения;
- сохранение физического и психического здоровья.
Для педагога:
- повышение общего интеллектуального и профессионального уровня;
- самореализация личностных возможностей;
- формирование критичности мышления.
Для администрации:
- накопление и анализ опыта регуляции собственного поведения и системы управления в целом;
- поиск новых форм моделирования межличностных и межгрупповых отношений, а также мотивации деятельности педколлектива по организации работы над темой школы.
Для школы:
- формирование социального престижа школы;
Формы представления результатов проекта:
- Создание нормативно-правовой базы ОУ;
- Воспитательные программы по социальной адаптации школьников (для умственно отсталых детей и нормы- развития);
- Комплексно-целевая программа “Здоровье”;
- Комплексно-целевая программа “Преодоление школьной неуспешности”;
- Технология педагогического мониторинга с учетом специфики общеобразовательного учреждения;
- Система проведения школьного психолого-медико-педагогического консилиума как части педагогического мониторинга;
- Разработка авторских программ, учебно-тематического планирования, методических разработок и рекомендаций по теме школы;
- Рабочие, в том числе и аналитические материалы педсоветов и практических семинаров, их решения, реализация решений;
- Планы и анализы работы всех структурных подразделений школы;
- Печатные материалы, выступления педагогов школы на различных уровнях;
- Отчеты, таблицы, карты (индивидуальные, по классам, по ступеням, по предметам, по учителям и воспитателям; по структурным подразделениям, по определенной тематике и т. д.);
- Анкеты, тесты, опросы, результаты наблюдений, исследований;
- Банк данных по используемым методикам, приемам, технологиям;
- Конспекты уроков, часов общения, воспитательных и внеурочных по предмету мероприятий, общешкольных конкурсов, соревнований, кружковых занятий.