Опыт работы по созданию образовательной программы школы в период открытия лицейских классов

Разделы: Администрирование школы


Время неуклонно движется вперед. Мы вступили в третье тысячелетие – век информатизации и информационных технологий. За последнее десятилетие коренным образом изменились социально–экономические условия жизни общества. Чтобы идти в ногу со временем, быть конкурентоспособной на рынке образования, школа должна постоянно развиваться.

В связи с этим перед руководителем образовательного учреждения встают вопросы: Какую идею положить в основу преобразования школы? Как определить миссию своей конкретной школы? Как выбрать программу развития школы?

В течение последнего десятилетия в школах России идет процесс перехода их образовательной деятельности от функционирования к планомерному, поэтапному развитию. Система образования, являясь составной частью социальной сферы, должна адекватно реагировать на постоянно обновляющуюся законодательную базу. Руководитель образовательного учреждения должен уметь создать внутри учреждения систему нормативно-правового обеспечения образовательного процесса, ориентированного не только на функционирование, но и на развитие образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Этот подход с одной стороны, влечет за собой ликвидацию единообразия образовательных учреждений, с другой – образование и развитие экспериментальных площадок, возникновение и развитие сети образовательных учреждений различных типов и видов.

Таким образом, возникает потребность поиска новых подходов, при выборе стратегических направлений в системе образования и преобразования школы.

Преобразование школы – это нахождение условий для перестройки образовательного процесса, выявление проблем и их решение, видение будущего желаемого состояния школы. Видение – это построение модели педагогического процесса в школе, прогнозирование которого способно мотивировать педагогический коллектив к активным действиям, поскольку видение будущего состояния школы заставляет коллектив стремиться к совершенству.

Этапы развития образовательной деятельности, в зависимости от ее состояния и целей развития, специфичны, и по длительности, и по глубине предполагаемых изменений. Но во всех случаях, по нашему мнению, началом развития является составление образовательной программы, от качества которой зависят успехи развития любой инновационной деятельности в школе.

В период создания образовательной программы школы от руководителя требуется не только знание основ современной педагогики и психологии, но и качественно новых знаний в области управления. Ускоренное изменение окружающей среды, изменение запросов населения на образовательные услуги, возможность использования современных информационных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, привели к резкому возрастанию значения стратегического менеджмента в сфере образования.

За основу понятия системы управления мы взяли идею Т.И.Шамовой о том, что “к системе управления развивающейся школы предъявляется ряд требований:

-она должна быть гибкой;

-откликаться на все изменения в управляемом объекте;

-быть открытой новшествам;

-опираться на демократический стиль управления”.

Следовательно, целью внутришкольного управления является создание условий для комфортного развития современной школы, сотрудничества всех участников педагогического процесса в становлении личности ребенка. Решение этих проблем, на наш взгляд, возможно лишь при условии перевода школы в режим развития. В ходе, которого на первом этапе необходимо разработать такую образовательную программу, которая позволит увидеть какой станет школа в результате её реализации.

Создание образовательной программы позволяет разработать стратегию развития, точно определить цели школы, выстроить управление школой, используя системный подход и рефлексию. В период перехода в режим развития каждая школа, учитывая индивидуальную специфику своего развития, включается в поиск новых элементов содержания образования, осмысливает научно-методические основы образовательного процесса, работает над использованием современных достижений науки и техники в образовательном процессе, пытается обновить устаревшую систему работы с кадрами, усовершенствовать систему работы методических объединений.

Создание образовательной программы школы является новым, творческим делом для педагогического коллектива и администрации школы. Поэтому администрация образовательного учреждения, занятая комплексом школьных проблем, испытывает определенные трудности в практики конкретного воплощения научных основ проектирования образовательной процесса в период перехода школы в новый режим развития.

В соответствии с выше изложенным наш педагогический коллектив в течение нескольких лет работал над реализацией проекта “Открытие лицейских классов” в основу которого была положена специально разработанная образовательная программа.

В результате своей деятельности педагогический коллектив успешно обеспечивает обязательные стандарты образования, удовлетворяет запросы и потребности учащихся на образовательные услуги, создает психологически комфортную образовательную среду для общего интеллектуального и нравственного развития учащихся. В школе есть высококвалифицированные кадры и хорошая материально – техническая база.

Коллектив школы сотрудничает с “МАТИ” – РГТУ им. К.Э.Циолковского. В школе реализуются программы личностно – ориентированного обучения и воспитания учащихся, в рамках которых на третьей ступени обучения созданы профильные классы.

В современных условиях, все больше возникает потребность у выпускника школы в освоении быстро меняющихся знаний. Образование призвано обеспечить мобильность выпускника школы, способность его к самостоятельному выбору и усвоению новых знаний и умений, овладению поисковым, продуктивным типом деятельности.

Поэтому главной научно – методической целью школы по реализации проекта “Открытие лицейских классов” является поиск путей и способов обеспечения нового социального заказа за счет создания личностно – ориентированного образовательного пространства, реализуемого различными образовательными моделями и их сочетанием.

Лицейские классы школы были созданы в соответствии с Законом РФ, “Об образовании”, типовым Положением о государственных учебных заведениях в России. Работа лицейских классов строится на основе разработки индивидуальных учебных планов и программ, включающих обязательный базовый компонент образования, предусматривающий углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов, ориентированных на ВУЗ.

Учебно – воспитательный процесс построен с учетом различных форм обучения и воспитания, направленных на развитие личности, творческих способностей и самостоятельной работы. Учащимся предоставляется право заниматься по индивидуальным учебным планам и программам.

Основными принципами, заложенными в систему организации и работы лицейских классов, считаются:

– природосообразность: учет закономерности природного развития детей, укрепление их физического и психологического здоровья;

– индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности.

– принцип гуманизма определяет общий характер отношений и предполагает отношения сотрудничества;

– культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры;

– принцип дифференциации: выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе по различным направлениям изучаемых наук;

– принцип увлекательности – один из важных принципов образования – материал урока (семинар, лекция. практические задачи) должен быть доступен и интересен для учащихся; соответствовать возрасту и интеллекту;

– жизнетворчество: включение лицеистов в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экологических и социокультурных условиях;

– сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание.

Перечисленные принципы реализуются в процессе интеграции основного и дополнительного образования, в рамках деятельности НОУ – добровольного ученического общества (научного ученического общества), основной формой работы которого является проектная деятельность лицеистов.

Функционирование лицейских классов в общеобразовательной школе позволяет создать дополнительные возможности учащимся и их родителям. К которым относятся:

– предоставление наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальных условий для получения не только среднего (полного) общего образования, но и углубленного по ряду предметов;

– обеспечения повышенной подготовки по профильным дисциплинам;

– осуществления ранней профилизации;

– создания условий для развития творческих способностей учащихся;

-ориентации на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, формирование интеллигентной личности, готовой к различной деятельности в различных областях фундаментальных наук;

– обеспечения образования на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем личности интегрироваться в систему мировых и национальных культур;

– реализации идей общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации содержания образования;

– обеспечение международных требований к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями (программы повышенного уровня, обеспечивающие высокий уровень мыслительных процессов и развитие у учащихся навыков рефлексии);

– формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных программ;

– обеспечивают непрерывность среднего (полного) общего и высшего образования.

В соответствии с этим были предприняты следующие действия:

1. Исследование образовательных потребностей социума.

2. Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.

3. Предоставление педагогическим работникам необходимой информации о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.

4. Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путём внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.

5. Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

6. Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации.

7. Оказание поддержки педагогическим работникам и председателям методических объединений в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы.

8. Организация совместной работы с научно-исследователькими учреждениями при проведении опытно-экспериментальной работы.

Основные направления деятельности по преобразованию образовательного процесса были продиктованы современной ситуацией в образовании. Мы обозначим те направления, которые сложились в практике работы нашей школы:

1. Совершенствование педагогической деятельности (оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей).

2. Обновление программного обеспечения образовательного процесса (изменение содержания дополнительного образования).

3. Внедрение в практику научных исследований и достижений передового педагогического опыта, пристальное внимание к научной и теоретической компетентности педагога.

4. Организация работы по повышения квалификации педагогических работников.

5. Руководство работой методических объединений и творческих групп педагогов.

6. Ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики.

7. Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.

8. Проведение семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, диспутов и т.п.

Содержание деятельности по созданию образовательной программы формировалось на основе следующих источников:

  • законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования Российской Федерации и регионов России, определяющих цели и задачи всей методической работы;
  • программ развития региона, учреждения, авторских программ, учебников и учебных пособий, позволяющих обновить традиционное содержание методической службы образовательного учреждения;
  • новых психолого-педагогических и методических исследований повышающих научный уровень педагогической деятельности;
  • инноваций, нововведений, новшеств, во всей полноте раскрывающих содержание образовательного процесса;
  • диагностики и прогнозирования состояния учебно-воспитательного процесса, уровня развития учащихся, помогающих определить методическую тему, основные задачи, проблемы педагогической деятельности и самообразования педагогов.

Основными источниками деятельности педагогического коллектива стало сотрудничество с ВУЗами, использование своего практического опыта и творческого подхода к решению педагогических задач.

Таким образом, деятельность по созданию образовательной программы ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.

Существенной характеристикой педагогического пространства является создание психологического комфорта для каждого ученика, формирование мотивов к учебной деятельности, постоянному наращиванию творческого потенциала личности, к овладению навыками самостоятельной исследовательской деятельности, развитие познавательных интересов учащихся с разными психолого-физиологическими данными, исходным уровнем обученности и другими особенностями.

В период реорганизации школы нами была четко сформулирована главная цель учебного заведения – “подготовка будущего интеллектуального потенциала страны” и определены первоочередные задачи: разработка и внедрение новых элементов содержания образования; разработка инновационных форм учебно-воспитательной работы, соответствующих содержанию образования; создание новых условий для достижения поставленной цели.

Решению этих задач способствовал переход к личностно-ориентированной модели образования, позволяющей ученику определиться в выборе содержания образования в пределах программы лицейского класса и в рамках дополнительного образования. Педагогу предстояло построить учебный процесс, способствующий не пассивному усвоению учащимися учебного материала по выбранному направлению, а помогающий соотнести его с конкретной исторической обстановкой в стране, самостоятельно оценить те или иные действия, события, ситуации и построить своё дальнейшее развитие.

Педагогический совет – творческий коллектив, мозг нашего учебного заведения – исходил, прежде всего, из следующих положений: во-первых, необходимо было перевести учебное заведение в режим изменения, совершенствования, преобразования, развития (проведенный проблемно – ориентированный анализ деятельности всех структур позволил выделить четко структурированный и ранжированный перечень проблем); во-вторых, рассмотреть пути и средства модернизации организационных структур управления; в-третьих, обозначить существенные противоречия в системе образования, делающие злободневной проблему общих подходов к содержанию образования, предоставление учащимся возможности выбора образовательных дисциплин, критическое осмысление классно-урочной системы, нивелирующей способности, культивирующей подражательную деятельность, не обеспечивающей условий для формирования творческого мышления и всестороннего полноценного раскрытия природных и духовных задатков – вот далеко не полный перечень проблем.

Содержание деятельности педагогического коллектива определялось в соответствии с целевыми задачами развития и характером планируемых преобразований. Деятельность коллектива была направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на преодоление трудностей переходного этапа от внешкольного воспитания к дополнительному образованию, на совершенствование деятельности педагога, повышение его профессиональных качеств и включала в себя:

  • развитие мотивационной сферы личности педагогическими средствами;
  • программно-методическое обеспечение стратегических направлений деятельности школы.

Совершенно очевидно, что не всякий педагогический коллектив способен работать в режиме инновационного образовательного учреждения. Однако при переходе к работе в условиях образовательного учреждения нового типа предстояла серьёзная переподготовка педагогических кадров. Прежде всего, были разработаны требования к личности педагога для деятельности в новых условиях. Вот некоторые из них:

  • личностно-профессиональная готовность учителя к работе;
  • ориентация на социализацию личности школьника с учётом её самореализации;
  • принятие современной педагогической деятельности.

Учитель должен уметь:

  • планировать и эффективно осуществлять свою работу;
  • в совершенстве владеть арсеналом педагогических средств в организации познавательной деятельности ученика;
  • объективно анализировать свою деятельность и адекватно оценивать результаты своего труда;
  • учить каждого ученика на пределе его возможностей с опорой на индивидуальную работоспособность и обучаемость;
  • формировать познавательный интерес ученика посредством своего предмета.

Творческая группа учителей в течение года работала над методической темой “Новые педагогические технологии в условиях школы с лицейскими классами”. Параллельно проводилась работа по анализу результатов педагогической деятельности учителей и качеству знаний, умений и навыков школьников.

К моменту открытия лицейских классов педагогический коллектив имел свою концепцию развития, образовательную программу школы, вел научно-экспериментальную работу по отработке новых элементов содержания образования и использования современных педагогических технологий в условиях школы.

В основе концепции развития школы заложена идея интеллектуализации учащихся в период обучения. Она предусматривает создание педагогически благоприятной среды в учебном процессе для каждого ученика.

Совершенствование работы школы решает задачу включения в процесс внутришкольного управления непосредственных участников педагогического процесса – учителей. Это стало возможным посредствам передачи целого ряда управленческих функций методическим объединениям.

Заключение

В период работы педагогического коллектива над проектом “Открытие лицейских классов” руководителями школы были использованы различные средства, методы и формы управления. Но исключительно плодотворной для внутришкольного управления явилась идея менеджмента об успехе, понимаемом как реализованная цель. Любой работник всегда стремится к успеху и его признанию со стороны руководителя и коллег. Великое чувство успеха окрыляет работника, мобилизует, стимулирует его на новые свершения и сплачивает коллектив единомышленников.

Важными условиями достижения успеха является его общественное признание, целенаправленная и планомерная организация, а главное интеграция усилий всего коллектива. Объединение большинства членов педагогического коллектива, в период работы над образовательной программой, обеспечивалось за счет:

– уяснения общих целей школы руководителями и всеми учителями;

– формирование на их основе горизонтального взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса;

– коллегиального принятия решений, что в свою очередь обеспечивает широкое информирование и учителей, и учащихся, и их родителей о делах, проблемах, перспективах школы;

– соблюдение принципа консенсуса;

– создания условий для развития профессиональных потребностей членов коллектива и человеческих возможностей;

– формирование педагогического коллектива – единомышленников.

Во время формирования образовательной программы из философии образования мы выделили ведущие требования к развивающей и развивающейся школе. Главными из которых мы считаем следующие:

– право ученика на получение образования, соответствующего его интересам, потребностям, способностям и возможностям;

– учитель должен быть готов к выполнению своей основной функции – быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности каждого ученика, он не просто источник информации, а главным образом, организатор учебно-познавательной деятельности школьников;

– руководитель развивающей и развивающейся школы должен постоянно совершенствовать свою работу с людьми, обеспечивая успех в работе школьного коллектива, опираясь при этом на уважение к людям и максимально доверяя им.