Формирование активной творческой личности на занятиях инженерной графики

Разделы: Общепедагогические технологии


В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной творческой личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность, быть готовой к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

Разрешение противоречий между новыми целями, поставленными обществом, и научно-методическим обеспечением реализации этих целей требует разработки новых технологий.

По мнению психологов, образовательный процесс должен быть ориентирован на цели развития личности, её способностей, прежде всего познавательных, и соответственно на формирование познавательных потребностей.

Познавательные способности характеризуются активностью студента, его стремлением выйти за пределы предписанного, заданного, преобразуя его, используя для этого разнообразные способы.

Образовательный процесс должен не только учитывать способности и возможности студентов, но и, опираясь на них, максимально способствовать развитию активной творческой личности, формированию познавательных интересов, креативных способностей, формированию умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.

Использование на занятиях инженерной графики форм, методов и приемов обучения, побуждающих коллективную мысль, ставящих студентов в условия производственных ситуаций, активизирующих внимание и интерес, способствует развитию каждого студента как активной творческой личности.

Развитие творческих качеств студентов не будет в достаточной степени результативным без целенаправленного вооружения их технологией творчества с четко организованным и управляемым мыслительным процессом.

Реализации процесса способствуют как традиционные, так и активные методы преподавания: экскурсии, лекции, конференции, деловые игры и многие другие.

Конференция по инженерной графике – одна из форм активизации учебного процесса, которая пробуждает не только интерес к изучению дисциплины, но и творческие начала студентов.

Темы для реферата или доклада на конференции выбираются самостоятельно. Это могут быть исторические сведения о развитии графики, история чертежа на Руси, перспективы развития чертежной техники в союзе с компьютеризацией и т.д. При подготовке к конференции студенты должны самостоятельно изучить дополнительную литературу, отобрать самое интересное, продумать доклады, чтобы представить их как можно более эффективно.

В ходе конференции можно провести конкурсы, участвуя в которых студенты будут использовать свои знания по дисциплине. Элемент игры при проведении конференции, дух соревнования избавит её от сухости, академичности.

Конференция по инженерной графике полезна в процессе обучения, прививает самостоятельность в работе с литературой, повышает заинтересованность в изучении дисциплины, активизирует процесс обучения, улучшает подготовку студентов по дисциплине.

Для развития личности играет большую роль коллективная деятельность. В коллективной деятельности формируются такие важнейшие качества личности: независимость суждений, критичность к чужому мнению, самостоятельность поступков, готовность оказать помощь и т.п.

Наиболее продуктивным в организации коллективной работы студентов является формирование микрогрупп и использование метода проектов.

Формирование коллективов происходит на основе взаимной симпатии и психологической совместимости. В микроколлективе различия в знаниях и способностях не препятствуют учебным занятиям. То, что не осуществимо в полной мере для одного, может быть реализовано с помощью согласованной коллективной работы. Студенты совместно решают возникающие вопросы и тем самым учатся. Каждый становится и учеником, и учителем.

Важным этапом формирования микрогрупп является выбор лидера из числа наиболее способных студентов, который является организатором учебно-воспитательного процесса внутри своей микрогруппы. Он осуществляет общее руководство по выполнению учебных задач и практических работ, получает задание от преподавателя и совместно с членами своей группы распределяет его с учетом возможностей студентов.

Работа студентов в малых группах, деловое общение с товарищами в трудовой среде, резко повышает коммуникативные умения, развивает способности работать и решать проблемы в команде. Возникает потребность в более высоком уровне профессиональной подготовки для успешной конкуренции на рынке труда. Возникает постоянная ориентация студента на достаточно критичную самооценку своего результата, что, в свою очередь, подталкивает его к поиску внутренних механизмов и резервов саморазвития.

Такое обучение, когда внимание на определенном отрезке времени сосредотачивается на микрогруппе, более эффективно, располагает к доброжелательности и взаимному доверию.

Работа с микрогруппами дает возможность выработать у студентов самостоятельность мышления и творческую активность.

Использование метода проектов на занятиях инженерной графики позволяет сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, получить навыки обработки информации, выработать навыки проведения исследования, организовать коллективную работу в группе, научить самостоятельному достижению намеченной цели.

В учебном проекте заключается воспитывающее, обучающее и развивающее воздействие. Проект способствует повышению уверенности в собственных силах, в своих знаниях, мотивирует на изучение предмета и развивает чувство коллективизма, имеет творческую и исследовательскую направленность. Учебный проект – это возможность делать что-то самостоятельно в группе, максимально используя свои возможности.

Одной из наиболее эффективных форм являются деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Они позволяют соединить знания и умения, превратить знания из предпосылки действий в сами действия.

Деловые игры позволяют студентам быть причастными к функционированию систем, быть ответственными за принятие самостоятельных решений, выполнять различные должностные обязанности.

В процессе обучения с помощью деловых игр повышается интерес к занятиям вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе; изменяется самооценка студентов; повышается познавательность; изменяются взаимоотношения студентов и преподавателей.

Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создаётся конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряжённостью, что повышает интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых зависит ход игры.

Деловая игра представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Она направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Во время игры развиваются творческое мышление (способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант) и профессиональные умения специалиста, деятельность которого в конечном счёте сводится к принятию решений.

В зависимости от предмета, темы и целей, формы и методы деловых игр многообразны и чаще всего носят межпредметный характер. Так устраняется противоречие между предметным характером преподавания и необходимостью интегрированных профессиональных знаний для выполнения трудовой деятельности.

Современный специалист, ко времени окончания учебного заведения, должен, не только владеть навыками в своей профессиональной деятельности, но и, отвечать следующим экономическим требованиям: знание товарного рынка, компетентное участие во всероссийских и межрегиональных оптовых ярмарках и аукционах, квалифицированное участие в реализации продукции своего производства широкому кругу потребителей, участие в представлении технико-экономических, информационных и рекламных услуг.

Выполнению этих требований способствует предлагаемая игра-аукцион “Мир инженерной графики”, целью которой является:

  • активизация изучения студентами понятий из области инженерной графики;
  • использование межпредметных связей, в частности, с экономическими дисциплинами;
  • ознакомление студентов с процедурой проведения аукциона и использования кредита.

Коллективные действия студентов дают возможность грамотно выполнить задание, избежать существенных ошибок и сократить время на выполнение задания.

Педагогика сотрудничества как нигде лучше сочетается с коллективной формой работы, так как многие проблемы решаются совместно (разбор содержания задания, работа со справочной литературой, выявление допущенных ошибок, показ различных приемов техники графики).

Таким образом, организация микрогрупп, деловые игры, конференции и другие – это показатель активности преподавания дисциплины, что дает:

  • Организацию коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как студента, так и самого преподавателя.
  • Создание эмоционального подъема студентов, ситуаций успеха для каждого студента с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
  • Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.
  • Создание временной инициативной группы, групп “специалистов” из числа студентов при подготовке к уроку.
  • Наличие проблематизации в выполнении работы способствует повышению уверенности в собственных силах, в своих знаниях, мотивирует на изучение дисциплины и развивает чувство коллективизма.

ИГРА-АУКЦИОН

“МИР ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ”

Цель: активизация изучения студентами понятий из области инженерной графики; использование межпредметных связей; ознакомление студентов с процедурой проведения аукциона и использования кредита под определённый процент.

Содержание игры. Все участники перед началом игры получают в “банке” первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30 % годовых (до окончания аукциона) в размере 1000 монет – игровых денежных знаков. Это означает, что после окончания аукциона все, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 монет (1000 – сам кредит и 300 монет составляют 30% годовых от суммы кредита.

В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретённый вопрос приносит участнику определённый доход.

Перед очередным туром аукционист объявляет порядок проведения туров и характер предлагаемых лотов. Аукционист объявляет о том, что данный тур будет проходить по следующим правилам: аудитории задаётся конкретный вопрос из области инженерной графики.

Право на ответ может купить любой из участников, имеющих номер, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов. Первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) составляет 100 монет, а торговый (аукционный) шаг – 50 монет. Это означает, что торг ведётся суммами, кратными 50 монетам.

Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, платит в банк сумму, за которую он купил этот выставленный лот. За правильный ответ на вопрос, который был им куплен, участник получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 монет, в зависимости от сложности вопроса.

Участник, ответивший неверно на вопрос, платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, уплаченные в банк за вопрос, не возвращаются.

Участник, у которого закончились деньги, может с разрешения координатора взять в банке дополнительный кредит под 50 % годовых.

Возможен вариант безналичных расчётов. В этом случае все участники заполняют и ведут лицевые счета.

ЛИЦЕВОЙ СЧЁТ

Участник____________________________________

№ п/п

ПРИХОД

РАСХОД

ОСТАТОК

1

     

2

     

3

     

В графе “Приход” записывается сумма, полученная в ходе аукциона.

В графе “Расход” - затраченная сумма за вопрос.

В графе “Остаток” - итоговая сумма.

В конце каждого тура подводятся итоги.

ПЕРВЫЙ ТУР - открытый.

Оглашаются вопросы и их стоимость.

ВОПРОС

Денежное вознаграждение

Что такое линия

1000

Что такое чертёж

1000

Что такое формат

1000

Что такое масштаб

1000

Что такое проекция

1000

Приведите классификацию разрезов

1200

Какие бывают сечения

1200

Назовите виды разъёмных соединений

1300

Что из себя представляет тело вращения

1000

Что такое шаг резьбы

1000

ВТОРОЙ ТУР – полуоткрытый

  1. На продажу выставляется не конкретный вопрос, а определённый раздел инженерной графики.
  2. Участник узнаёт формулировку после покупки лота.

ВОПРОС

Денежное вознаграждение

Линии чертежа:

Каково назначение штрихпунктирной тонкой линии с двумя точками.

1200

Шрифты чертёжные:

Что является основной характеристикой шрифта

1100

Аксонометрические проекции:

В осях под каким углом выполняется прямоугольная изометрическая проекция

1200

Проекционное черчение:

Как называется перпендикуляр к оси проекций, на котором лежат две проекции любой точки

1300

Виды, разрезы, сечения:

Какие разрезы относят к сложным

1000

Эскизы:

Какие допускаются упрощения в эскизе

1400

Технический рисунок:

В чём заключается технология выполнения технического рисунка

1300

Сборочные чертежи:

Каков порядок обозначения номеров позиций деталей на сборочном чертеже

1200

Резьбовые соединения:

Назовите детали резьбовых соединений

1200

ТРЕТИЙ ТУР – закрытый

Аукционист объявляет, что в этом туре участники покупают неизвестный вопрос.

ВОПРОС

Денежное вознаграждение

Что подразумевает чтение сборочного чертежа

1300

Что является продуктом графического дизайна

1100

Из каких компонентов состоит техника оттенения, применяемая в техническом рисунке

1200

Какое проецирование принято за основное

1000

Для чего служит угловой масштаб

1000

Какие размеры называют габаритными

1000

В чём заключается отличие машиностроительного чертежа от строительного

1200

Сколько различных фигур сечений можно построить у кругового кольца(тора)

1500

В заключение подводятся итоги.

1. Исчисляется подоходный налог с прибыли.

2. Возвращается в банк кредит с 30 % годовых.

3. Подводятся итоговые суммы.

4. Определяются участники с наибольшей суммой выигрыша.

5. Оцениваются результаты по пятибалльной системе.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вопросы в турах ориентировочные. В зависимости от пройденных тем они изменяются или дополняются аукционистом-преподавателем.