Основополагающим стержнем опыта учителя являются уроки.
У каждого учителя свой метод работы. На своих уроках я использую 4 вида мастерских:
– построение знаний по предмету;
– мастерские вводные уроки (цель – ввести в тему);
– мастерские погружения;
– мастерские обобщающего характера.
Основная задача “МАСТЕР-КЛАССА” – уметь добиваться свободного восприятия и творческого развития. Принцип “МАСТЕР– КЛАССА” – личностно – ориентированное образование. Цель “МАСТЕР– КЛАССА” – обеспечение у школьников способа самовыражения.
Я хочу выделить основные принципы обучения:
Особенности конструирования урока.
- Принцип неожиданности.
- Использование неадаптированного текста.
- Избыточность материала (тема неисчерпаема).
- Разнообразие заданий (нарисуй, представь,…).
- Эмоционально – чувственная сфера.
Особенности организации.
- Творчество, поиск и исследование.
- Групповое взаимодействие (группы из 3-4 учащихся).
- Свобода выбора на всех этапах.
- Допускается незавершенность поиска ответа.
- Мастер не объясняет материал, сотворчество с учащимися.
Результаты.
- Внешние результаты (видимые).
- Внутренние результаты (невидимые).
Индикаторы (наводящие приемы для завоевания внимания класса).
- Вспомните, как шли в школу, опишите дорогу и дальше…
- Прочитайте фразу “Гений и злодейство две вещи несовместимые” (какой знак препинания вы поставите?)
- Представьте себе, что мы подготовили вам…
- Запишите ассоциации к словам: цветы и зло в два столбика и затем перечислите варианты их взаимодействия.
- Представьте себе, что вам дали волшебную палочку, которая исполнит только одно желание. Что вы пожелаете?
- Перечислите вечные с вашей точки зрения проблемы.
- Нарисуйте время, опишите свои ощущения.
- Закончите фразу: любовь должна быть…
- Нарисуйте счастье…
- Опишите ситуацию, которую можно озаглавить “Горе от ума”.
Методы проведения “Мастер-класса”.
1. Метод символического видения.
Отыскать связь между объектами и символами.
2. Метод сравнения версий.
Сравнить собственный вариант с историческим или
культурным аналогом.
3. Метод “ Если бы…”
4. Метод ключевых слов.
Предлагается текст. Предложить подчеркнуть или выписать ключевые слова,
затем обменяться и сравнить.
5. Метод эвристического исследования.
Объектом выступает лист, камень, часть речи.
– Цель исследования.
– План работы.
– Факты объекта.
– Новые факты.
– Возникшие вопросы.
– Версии ответа.
6. Метод конструирования вопроса.
– Поставить вопрос.
– Озвучить вопрос.
– Обмен мнениями, диалог.
7. Метод смысловых ассоциаций.
Пробудить ассоциации и соотнести предлагаемый материал с их внутренними ощущениями.
– Предлагаются слова.
– Высказать свои ассоциации.
– Выбирают ключевое слово.
– Определяют исходное слово.
– Текст-миниатюра (2,3 предложения).
8. Метод вживания.
Перевоплотиться в объект и озвучить чувства: что вы видите (можно в движении).
9. Метод “Панель”.
На доске записано слово, учащиеся выходят и высказывают свою точку зрения по желанию, мастер только провоцирует.
Я хочу предложить вам разработку одного урока по алгебре в 7 классе. Данный урок я провела на районном семинаре для молодых учителей. При разработке урока я воспользовалась представленными рекомендациями по “МАСТЕР-КЛАССУ”.
7 класс, алгебра, Ю.Н.Макарычев и другие.
Тема: Вынесение общего множителя за скобки.
Цели:
Познавательная – рассмотреть понятия разложения многочлена на множители и вынесения общего множителя за скобки, научить применять эти понятия при выполнении упражнений.
Развивающая – развитие мышления, речи, памяти, умение выделить главное, оценивать значения.
Воспитывающая – воспитание общей культуры, активности, самостоятельности, умение общаться.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Чтобы завоевать внимание класса, я даю неожиданное для учащихся на данный момент задание: запишите два слова – цветы и зло. Теперь запишите ассоциации к этим словам в два столбика. Давайте приведем варианты их взаимодействия, свяжем эти взаимодействия с нашей жизнью. Не говоря много лишнего, подвожу учащихся к мысли, что знание свет, а от незнания происходят все беды.
2.Постановка цели урока.
3.Вводная беседа учителя.
Давайте рассмотрим выражения
2 2 + 3 = 22 * 23; 34 : 32 = 34 – 2 .
Вопрос: Что означает знак равенства в этих выражениях?
Ответы учащихся:
- Знак равенства означает, что выражения, стоящие в правой части и левой части относительно знака равенства равны между собой.
- Знак равенства означает, что одно выражение можно заменить другим.
- Знак равенства показывает, что из одной части можно получить другую часть путем преобразований.
Учитель: Давайте проверим. (Учащиеся работают у доски.)
1). В равенстве преобразуем правую часть .
Итак, мы получили, что .
2) В равенстве обе части представим в виде десятичных дробей:
и . Итак, 0,4 = 0,4 или .
3) 2 2+3 = 22 * 23.
2 2+3 = 25 = 32 и 22 * 23 = 41*8 = 32.
4) 34 : 32 = 34 – 2 .
34 : 32 = 81 : 9 = 9 и 34 – 2 = 32 = 9.
Учитель: Итак, мы с вами рассмотрели, что означает знак равенства в выражении!
Учитель: Когда человек узнает какую – то новую информацию, он воспринимает ее с помощью трех биологических анализаторов: зрительного, слухового и путем соприкосновения. Как это происходит?
Отвечают учащиеся.
Одним людям, чтобы лучше запомнить новую информацию нужно только увидеть. Другим недостаточно увидеть, им надо еще и услышать информацию. Ну а третьим надо увидеть, услышать и еще пощупать, чтобы они убедились в новой информации.
4. Объяснение новой темы.
Учитель: Имея у себя в багаже все выше изложенное, давайте приступим к изучению новой темы, которая называется : “ Вынесение общего множителя за скобки ”.
Я ставлю перед вами задачу: рассмотреть понятие разложения многочлена на множители и правило вынесения общего множителя за скобки.
Для начала я предлагаю вам пример на умножение одночлена на многочлен:
2 х ( х2+4 х у – 3).
Учащаяся формулирует правило умножения одночлена на многочлен у доски и раскрывает скобки.
Другая учащаяся просится к доске и говорит: “ То, что сделала Амина, я напишу в виде схемы ”.
На доске появляется запись:
Учитель: Скажите, пожалуйста, какое свойство напоминает нам эта схема? Учитывая, что между выражениями стоит знак равенства, я могу написать это свойство в виде:
Какой анализатор здесь воспринимает информацию?
Отвечает учащийся.
Оказывается, что разложение на множители выражения – это операция, обратная почленному умножению одночлена на многочлен. Рассмотрим тот же самый пример, который решала Амина, но в обратном порядке. Разложить на множители – значит вынести за скобки общий множитель.
2 х2 + 8 х2 у – 6 х = 2 х ( х2 + 4 ху – 3).
Ученик: Я приведу пример вынесения множителя за скобки в русском языке. В выражении “Взять книгу, взять ручку, взять тетрадь” функцию общего множителя выполняет глагол “взять”, а книга, тетрадь и ручка – это дополнения.
Это же выражение можно сказать по другому “взять книгу, тетрадь и ручку”. Это то же, что 3а + 3в + 3с = 3 (а+в+с).
Учитель: А в этом примере какой биологический анализатор работает?
Итак, давайте подведем черту. Что значит вынести общий множитель за скобки?
Отвечают учащиеся.
5. Закрепление новой темы:
1) Работа с учебником.
К какой главе, к какому параграфу, к какому пункту относится наша тема?
Как найти ответ на этот вопрос?
2) Выполнить №703 на странице 130 учебника устно.
3) Решить у доски и в тетрадях № 705.
– 6 а в + 9 в2 = 3 в ( – 2а + 3 в);
– 6 а в + 9 в2 = – 3 в ( – 2а – 3 в).
Вопрос учителя. Почему у одного примера два разных ответа?
Отвечают учащиеся.
4) Решить у доски и в тетрадях № 711 (а).
5) Решить у доски и в тетрадях № 718 (б).
6. Фронтальная работа
(на внимательность, на усвоение новых правил).На доске записаны выражения. Найти в этих равенствах ошибки, если они имеются и исправить.
1. 2 х3 – 3 х2 – х = (2 х2 – 3 х).
2. 2 х + 6 = 2 ( х + 3 ).
3. 8 х – 12 у = 4 (2 х + 3у).
4. а6 – а2 = а2 (а2 – 1).
5. 4-2а = – 2 (2 – а).
6. Х2 + 4у2 =4 (х3 +у2 ).
7. Самостоятельная работа.
Задания заготовлены и вывешены на доске. Ответы указаны на обратной стороне бумаги. Работа выполняется в двух вариантах. После работы соседи по парте обмениваются своими работами и оценивают по следующим критериям:
Оценка “5” – все решено верно.
Оценка “4” – две ошибки.
Оценка “3” – три ошибки.
Оценка “2” – четыре и больше ошибок.
Оценка “1” – все неверно.
Вариант – 1 Вариант – 2
Вынести за скобки общий множитель.
|
|
Удачи!
8. Занимательная математика.
“ Любимая цифра ”.
Задание выполняется параллельно с самостоятельной работой. Пока учащиеся решают самостоятельную работу, один учащийся обращается к гостям: “ Я хочу сделать нашим гостям подарок. Возьмите, пожалуйста, ручки и запишите свою любимую цифру. Умножьте эту цифру на 9. Полученное число умножьте на 12345679 . Если вы все сделали правильно, то у вас получится букет из ваших любимых цифр. Этот букет я дарю вам от нашего класса. А теперь припишите справа к полученному числу 9 нулей. Пусть у вас будет столько богатства и соответствующее здоровье! ”
9. Задание на дом.
Прочитать материал пункта 27 учебника, выполнить № 704, № 707. для желающих: № 825 (д), № 826 (в). И еще одно задание – нарисовать счастье в своем понимании.
10. Подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали на этом уроке?
- В любом ли выражении можно выносить общий множитель за скобки?
- Всегда ли при решении одного и того же примера получаются одинаковые ответы?
Учитель: Это был урок – поиск, мы с вами раскрыли один из многочисленных из методов объяснения новой темы и это безоценочный урок. Оценки будут тогда, когда мы покажем степень усвоения материала.
Спасибо всем за урок!