ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство в школе входит в образовательную область “Искусство” и является обязательным предметом школ любого типа. Однако только в специализированных школах возможно увеличение количества часов в неделю на изучение предмета. С этой проблемой сталкивается много специалистов преподающих программу В. Н. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд”.
Но в условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры и создания новых художественно-культурных технологий согласно времени, важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования.
Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами в том числе и с природными, а так же на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ; предполагают приобретение детьми определенных трудовых умений и навыков в художественном творчестве.
Цели и задачи:
- развитие эстетического восприятия действительности;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
- развитие художественного вкуса и эмоционально-чувственного отношения к природе и предметам;
- воспитание у детей интереса и любви к декоративно-прикладному искусству, изобразительному искусству и его жанрам и видам;
- обучение основам изобразительных техник (масляная живопись, гуашь в монотипии, граттаж, высокая печать) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, работа с тестом) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
- обучение приемам подготовки некоторых материалов (картона, ткани, бумаги, теста) с целью выполнения и создания художественных изделий;
- обучение стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
- привлечение детей к изучению специальной литературы с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
Перспективная цель – творческий поиск нестандартных технологий, создание своего отличительного стиля и профиля, узнаваемости работ “Мастерской художника” в рамках повышения престижа школы.
Индивидуальные занятия предназначены для учащихся 7-9-ых классов.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ
вырабатываемые в процессе обучения:
- терпение и усидчивость;
- умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
- умение видеть, анализировать и передавать красоту окружающей среды;
- умение воплощать свои фантазии как и умение выражать свои мысли;
- рефлексировать свои труд и труд других;
- составлять цветочные сочетания, композиции, узоры;
- пользоваться интуицией в поисках цветовой гармонии, симметрии, ассимметрии, ритма в решении работы;
- навыки работы с бумагой (бумажная пластика);
- навыки простейшего бисероплетения;
- первичные навыки работы масляными красками;
- замешивание и приготовление теста и работа с ним;
- оформление работ (использование простейших средств включая бросовой материал).
Практический выход
Большое значение в работе придается результатам труда детского творчества и поэтому обязательно предполагается выставочная деятельность мастерской, которая планируется заранее для возможности подготовки к ней как имеющихся работ (в случае если нужна реставрация) так и изготовление новых (как персональных так и коллективных – если они трудоемки и требуют больших временных затрат).
Традиционная выставочная деятельность:
- родительские собрания;
- выставка в кабинете ИЗО;
- принятие участия в городских выставках;
- принятие участия в городских и областных конкурсах.
Нетрадиционная выставочная деятельность:
- использование имеющихся в городе выставочных залов (музей, ДХШ, ЦБ, СЮТ).
Указанный в программе план занятий является примерным. Руководитель имеет право строить план работы с учетом как климатических особенностей данной местности, так и развития или создания традиций декоративно-прикладного искусства.
В течение года возможны изменения в перспективном планировании в зависимости от различных обстоятельств: объявления конкурсов, помощь театральным кружкам, творческого вдохновения, увлечения найденной нестандартной идеей.
Организация содержания образования.
разделы | Тема | 7кл | Тема | 9кл. | ||
Лекцион. | практич. | Лекцион. | практич. | |||
Введение | 1 | Введение | 1 | |||
Осеннее творчество | 1. Графика. 2. Масляная живопись. 3. Декоративно-прикладное искусство. 4. Выполнение творческого проекта. |
1 1 1 |
2 2 2 8 |
1. Бумажная пластика. 2. Выполнение творческого проекта головного убора. |
2 1 |
10 13 |
Итого по разделу | 4 | 14 | 4 | 23 | ||
итого | 18 | 27 | ||||
Зимнее творчество | 1. Соленое тесто. 2. Выполнение творческого проекта. |
1 1 |
4 8 |
1. Смешанные материалы. 2. Выполнение творческого проекта головного убора и платья. |
1 1 |
8 11
|
Итого по разделу | 2 | 12 | 2 | 19 | ||
итого | 14 | 21 | ||||
Весеннее творчество |
1. Основы бисероплетения. 2. Работа с бросовым, природным материалом. 3. Выполнение творческого проекта. |
1 1 1 |
4 3 10 |
1. Декоративная вышивка атласными лентами. 2. Выполнение творческого проекта головного убора. |
2 1 |
12 15 |
Итого по разделу | 3 | 17 | 3 | 27 | ||
итого | 20 | итого | 30 | |||
Летнее творчество | 1. Бумажная пластика. 2. Выполнение творческого проекта. |
1 1 |
4 10 |
1. Объемная вышивка. 2. Выполнение творческого проекта головного убора. |
2 1 |
6 15 |
Итого по разделу | 2 | 14 | 3 | 21 | ||
итого | 16 | итого | 24 | |||
Итого по курсу | 68 | 102 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- А. Д. Алехин “Изобразительное искусство”, 1984г.
- Н. Н. Волков “Композиция живописи”, 1977г.
- Б. Г. Гагарин “Конструирование из бумаги”, 1988г.
- С. Газарян “Прекрасное своими руками”, 1979г.
- А. А. Кирилов “Учителю об изобразительных материалах”, 1961г.
- И. А. Королева, М. Ф. Проферанцов “Давай учиться рисовать”, 1993г.
- Н. П. Костерин “Учебное рисование”, 1984г.
- М. Ляцкина “Основы художественного ремесла. Бисер”, 1999г
- Ю. В. Максимов “У истоков мастерства”, 1983г.
- Б. М. Неменский “Изобразительное искусство и художественный труд”, 1985г.
- В. Н. Палунина “Искусство и дети”, 1982г.
- А. К. Чекалов “Русское народное декоративно-прикладное искусство”, 1973г.
- А. С. Хворостов “Декоративно-прикладное искусство в школе”, 1981г.
- г. “Здоровье детей”, 1994г.
- ж. “Юный художник”.