Цели:
а) научить детей определять однокоренные слова; продолжить развитие умений работать с орфографическим словарем; упражнять в подборе однокоренных слов; учить находить части слова, используя алгоритм действия;
б) закрепить знание о неживой и живой природе; растениях и животных природных сообществ; развивать чувство бережного отношения к природе; продолжить формирование экологической культуры.
Оборудование: картинки и фотографии с изображением животных леса, репродукции картин “ Утро в сосновом лесу”, “ Лес”, “ Лес зимой”; раздаточный материал для дифференцированной работы с учащимися – карточки и перфокарты; аудиокассета с произведениями П.И. Чайковского “Времена года”, магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверяется готовность детей к уроку. Ведется работа по оформлению тетради: запись числа и кл. работы.
- Ребята, к нам в класс пришло письмо. Давайте прочтем его и узнаем кто нам пишет.
“Дорогие ребята! В моем хозяйстве от сильного ветра началась паника: все лесные зверюшки разбежались. Как же мне их собрать на лесной полянке? Жду помощи. Ваш смешанный лес.”
- Ой, что же нам делать? Придется выручать зверей из беды! Поможем им?
2. Чистописание.
- Посмотрите кто спешит к вам и хочет помочь.
(на доске написана загадка: Кто в лесу живет, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу? (медведь)
- Давайте произнесем это слово и назовем гласные звуки.
Посмотрите какое задание дает вам медведь: буквы записаны на доске Т, П, К, Ш, Е, Ф, С
Подумайте, написание какой буквы нам предлагает повторить медведь? А почему? (Е – т.к. она гласная, а остальные согласные).
Запишите по образцу.
– Ребята, сегодня на уроке нам придется выручать зверей из беды. А давайте вспомним, на какие группы мы можем разделить животных? (дикие и домашние)
3. Работа со словарными словами. Картинный диктант. Молча показываю иллюстрации с изображением животных, а дети записывают названия животных в тетради.
Медведь, белка, енот, дятел, воробей.
- В словарных словах поставить ударение и подчеркнуть ударную и безударную гласную.
- Найдите лишние слова и докажите почему они лишние. Составьте с каждым лишним словом предложение.
(слабым детям даю карточку с грамматической основой предложения: например, Белка грызет … Енот спит… Ребятам надо распространить предложение)
4. – Ой. что это? (звучит тихая мелодия П.И. Чайковского “Времена года. Январь”)
На доске запись:
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это …. лежит ковром,
Самый первый, самый белый! (Е. Трутнева)
- Посмотрите, ветер опять сильно подул и одно слово улетело, а нам необходимо его найти. Как вы думаете какое слово подходит? А почему? (потерялось слово СНЕГ)
Ребята, чтобы всем в лесу было уютно и тепло надо собрать семейку этого слова.
Запишите в тетрадь несколько слов РОДСТВЕННИКОВ.
(Снег – снежок, снежинка, снежный, снегурочка, снеговик)
- Докажите, что это родственники слова СНЕГ.
- А теперь и нашим зверюшкам тоже надо помочь найти родных. Я предлагаю каждому ученику подобрать однокоренные слова к тому слову, которое ему достанется из лесной шишки. Обхожу весь класс, и ребята из шишки достают слова, которые нарисованы на карточке. Самостоятельная работа ограничена временем – 2 минуты.
Например,
БЕЛКА- белочка, бельчата.
Волк – волчата, волчонок, волчище, волчий (хвост)
- Задание выполняется с доказательством – выделение корня и объяснение смысла слова.
- Взаимопроверка учащихся.
- Назовите зверюшек. Давайте их поместим их в наш сказочный лес: на доске репродукция картины “ Лес зимой” , прикрепляю на нее магнитами зверей, которые встретились нам в работе.
5. Определение темы урока.
- Ребята, а что же мы сейчас делаем? Чем занимаемся? (Находим родственников)
- Мы учимся подбирать однокоренные или родственные слова.
6. Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Февраль”
- Послушайте как изменилась погода в лесу. Как ветер закружил метелицу. Закройте глазки и представьте, как животные прыгают по снежным полянкам.
- Смотрите, на картине “Следы на снегу” что-то изображено.
Что вы видите? (Следы животных на снегу, напоминающие буквы в книге).
Одинаковы ли все следы? Можно отгадать какому зверю они принадлежат?
- Чтобы узнать, кто здесь пробегал нам надо выполнить задание этих животных.
На доске написан деформированный текст. Задание: разделить текст на предложения и вставить пропущенные буквы: в скобках написать проверочные слова, выделить орфограммы.
Снег называют книгой з…мы вот оставил сл…ды за…ц тут ш…гала л…сиха по п…ляне пр…шла л…сица.
На доску вывешиваю алгоритм работы с безударными гласными.
Работа с алгоритмом.
ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНОГО В КОРНЕ СЛОВА
7. Проверка фронтальная. Следы каких животных вы встретили в лесу? Значит и этих зверей мы нашли. Давайте и их перенесем на нашу полянку.
8. Физминутка. Ох, как же мы устали! Пора и отдохнуть. “Ветер дует нам в лицо…”
9. Ребята, косолапый мишка хочет что-то шепнуть мне на ушко. Интересно, что это он задумал?
- Чтобы ветер совсем утих, мы должны собрать слова в предложения и составить текст. Но предложения надо расположить в правильном порядке.
жалобно, в , деревья*, стонут, лесу
голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям*
зима*, уже, пришла, настоящая
верхушки, он, деревьев, качает
К словам, помеченным звездочками подобрать 2 – 3 однокоренных слова и любое разобрать по составу.
- Работа выполняется под тихую мелодию П.И. Чайковского из сборника: “Времена года”.
Для слабых учеников использую карточки, в которых уже поставлены границы предложений, а в трудном предложении - даже порядок слов. Беру на проверку несколько тетрадей, у тех детей, которые быстро выполнили работу. Проверка подбора однокоренных слов.
- Вывод. Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ?
10. – Ребята, а ведь мы забыли про птиц.
Сейчас я раздам вам отрывок из рассказа, он разделен на несколько частей. Вам надо догадаться у кого начало текста, у кого середина, а кому досталось окончание рассказа. Вы должны прочитать весь текст в правильном порядке и отгадать про каких птиц здесь говорится.
* Они выводят птенцов в феврале. Строят гнезда на хвойных деревьях.* Своих птенчиков кормят семенами ели. Наедятся птенцы еловой каши – и спят. Снизу будто перинка в гнездышке постелена, сверху – мама, как пуховое одеяльце. А изнутри каша греет.* Им мороз не страшен. Ничего, что сильно завывает ветер. Главное – вся семья рядом.
(По Н. Сладкову.)
- Давайте прочтем текст правильно. Кто думает, что у него начало – выходит к доске. У кого середина? А у кого конец рассказа? Выберите по одному человеку и прочтите текст. Весь класс решает правильно ли получилось. А о каких птицах здесь говорится? Изображение КЛЕСТОВ показываю всему классу.
Давайте вспомним все ли птицы так приспособлены к зиме? Смотрите, медведь дает нам опять новое задание!
- На доске расположены цифры надо слова поставить в нужном порядке и отгадать предложения:
1 – Трудно | 2 птицам | 3 зимой | 4 добывать | 5 еду. |
6 Помогите | 7 птицам! |
Работа по развитию речи. Запишите предложение (по вариантам).
11. Закрепление пройденного в игре: “Вырасти дерево”
- Ученики класса делятся на две команды и по одному человеку выполняют задание по подбору однокоренных слов. За каждой командой закреплено дерево, чем больше веточек образуется, то однокоренных слов будет больше, главное выполнять два правила: 1 – смысл слова; 2- корень слова. Количество человек в команде должно быть одинаковое. На доске дерево без веток, а ребята подбегают , рисуют ветку и пишут на ней однокоренное слово.
1 команда – дерево береза: корень слова - | - ЗИМ- |
2 команда – дерево сосна: корень слова - | - ХОЛОД- |
12. – Ребята, посмотрите скольким зверюшкам вы помогли. Как здорово вы играли и учились. Время быстро пролетело. Ветер затих , и наши животные смело могут возвращаться домой в лес. Но почему-то косолапый Миша не хочет уходить. Он опять что- то спрашивает. А он хочет узнать чему же вы научились? Какие же слова называются родственными или однокоренными? Что нужно знать, чтобы правильно подбирать родственников?
Синичка принесла еще одно письмо, прочтем его.
“Дорогие ребята! Спасибо вам за помощь. Все лесные жители вернулись ко мне. У вас очень хороший и дружный класс. Даю вам домашнее задание:….. До скорой встречи. Ваш лес.”