Успешность обучения в младшем школьном возрасте

Разделы: Начальная школа


Успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Школьная жизнь ребенка заполнена фейерверком деятельности и общений. Он учится, играет, общается со сверстниками. Все эти деятельности проходят в повседневном общении с педагогом и товарищами: ребенок учится и выполняет учебные задания под руководством педагога, играет вместе с товарищами, ссорится с одним и тут же вступает в новые отношения с другим. Естественно, без этих отношений деятельность ребенка в школе сразу же потеряла бы смысл. Мы знаем, что потребность в общении у него возникает с самого раннего детства. А если он порой и ограничивает сферу своего общения, то это скорее, можно объяснить нормами поведения, которые были усвоены им в семье или детском саду, а не осознанием того, что теперь он стал учеником. Многолетний опыт работы в школе доказал насколько дети понимают зависимость своего положения в классе от результатов своего учебного труда, от отметок.

Работая заместителем директора по УВР в начальной школе, с трепетом отношусь к появлению в нашей школе молодых специалистов. Часто задаю себе вопрос: “А насколько чуткий и душевный человек появляется в нашем коллективе? Сможет ли он увидеть в ребенке личность? Умеет ли прислушиваться к советам опытных учителей?”

Отметка в жизни ребенка! Как много скрыто за этими словами. Чем глубже осознает школьник возможность и необходимость учения, тем больше влияние оказывают на него успехи и неудачи в учении, ребенок реагирует на отношение взрослых к его результатам и, что греха таить, порой реакция взрослых бывает различна.

Как мы радуемся, когда в первом классе не надо ставить отметок. Ведь личность 6 -летнего малыша очень ранима, он пришел получать знания и мечтает о том, что все вокруг будут радоваться его успехам. С нашими педагогами стараемся поддержать маленького школьника: ввели не только похвалу, но и СТАРАШКИ, которые помогают ребенку увидеть и отметить себя. У детей горят глаза, когда они видят, что их не наказывают отметкой, не надо ждать и огорчаться неудачам. На первых собраниях обговариваем с родителями, что не будет отметок, что общаемся с детьми только через осуждение или одобрение данного поступка или работы.

Работая в школе уже много лет, заметила, что по уровню отметки классный коллектив распадается на несколько ярусов. Каждому уровню оценки соответствует свой определенный тип коллективных связей. Средние учащиеся слабо связаны со средне-сильными. Средне-слабая группа связана со всеми группами, но больше всего у нее связей внутри своей группы. Приведу такой пример: в школу приезжало телевидение. Дети на уроке физкультуры давали интервью о себе и рассказывали о своей школе и товарищах. И как же было обидно, когда несколько человек хором сказали про одного мальчика: “А это у нас двоечник”. Почему так произошло? Мы совещались с учителями и пришли к такому выводу, что виной всему отметки, полученные еще в прошлом году. Как поражает детская память! Как порой жестоки бывают наши дети! Ведь уже 4 месяца мальчишка учится очень хорошо, но суждение взрослых и детей мешает ему показать свою личность, свое – Я. Влияние отметки на изменение коллективных связей огромно: оценка не только оказывается показателем уровня успешности, но и существенно формирует и отношения в классном коллективе.

Заметила, что оценка может создавать конфликтные отношения в детском коллективе. Разрыв коллективных связей в группе представляет затруднения для педагогического процесса. А всему виной учащиеся, учителя и родители, которые своими неосторожными суждениями обижают личность ребенка, забывают, как раним маленький человек, да и, порой, ставят перед собственным ребенком непосильную задачу, как сейчас принято говорить: “Завышают планку”.

  • 1 ярус – учащиеся, успевающие на “5” и “4”.

Их называют отличниками, сильными учениками… им адресованы чаще всего такие слова взрослых: “умный, одаренный…”

  • 2 ярус – учащиеся, получающие в основном “тройки”. Это середнячки. Их называют: “способный, но ленивый”, “неспособный, но трудолюбивый”, “невнимательный”.
  • 3 ярус – учащиеся, получающие преимущественно “двойки”. Это слабые ученики, отстающие.

Часто задумывалась, как же “живется” детям на этих ярусах? Ответственные поручения все больше возлагаются на “отличников”, редко – на “троечников”, хотя более отзывчивые и внимательные – это как раз середнячки. Плох тот педагог, который способствует развитию высокомерия в классе. Формально отношения “отличников” с учителем самые благоприятные: хорошо успевающие ученики окружены вниманием и заботой учителя, их хвалят, поощряют, им верят больше, чем другим детям, часто прощают им проступки.

Проблема “среднего” ученика, “троечника”, и сегодня остается наиболее острой. Эти ученики охотно тянутся к общественной работе, если только их не отгораживают от этого. Учителя не балуют их своей добротой, лаской и вниманием. Нельзя забывать, что, порой, приходится ему переживать и недоверие педагогов.

А как же быть с тем, кого называют “двоечником”? Недавно услышала в разговоре учителей, что их можно сравнить с “ходячим наглядным пособием, символизируещим лень, безалаберность”. Нельзя забывать, что состояние этих детей уже описано в сказке Г.Х.Андерсена “Гадкий утенок”. Жизнь доказывает, что эти ребята проходят многие испытания, учатся преодолевать конфликты, мучительно переживают за свои отметки. Нам только кажется, что они равнодушны. Ведь скрытое безразличие, умение прятать свои эмоции – стремление ребенка не показать свое разочарование, не дать повод сверстникам насмехаться над собой. Эти дети недолюбливают учителей и с недоверием воспринимают их “случайную” ласку, доброе слово, хотя это их радует и воодушевляет.

В семье “двоечника” об учителе тоже редко говорят хорошо, и ребенок иногда оказывается соучастником острого конфликта, который возникает между родителями и школой. Родители требуют от учителя большого внимания к ребенку, а те, в свою очередь, обвиняют семью в плохом воспитании сына или дочери, в недостаточной помощи школе.

Школьная жизнь детей, их отношения друг с другом и с педагогом и основанный на этом характер общений во многом детерминированы тем, что с помощью отметок они разделены на “отличников”, или “сильных”; “троечников”, или “средних”; “двоечников”, или “слабых”.

Поскольку учение становится ведущим видом деятельности, связано с успехами и неудачами школьников, выраженные отметками, то наши дети приучаются смотреть друг на друга сквозь призму отметок. Хочется сделать следующий вывод: отметки имеют следующую тенденцию – представлять личность ребенка в целом, а не быть лишь показателем уровня приобретенных знаний – и являются регулятором отношений и в школьном коллективе.

Встает проблема оценивания ученика в начальной школе. Надо помнить, что личность имеет право самовыражаться. Мне кажется, что, забыв о роли отметки, перейдя к поощрению, одобрению и словесному анализу работ учащихся, мы сможем еще лучше раскрыть личность ребенка. Так и хочется, чтобы каждый из нас – взрослых – вспомнил себя в детстве, понял, а насколько ему было важно одобрение и своевременная поддержка педагога. Нельзя забывать, что от нас зависит формирование личности ребенка и губить его или ставить в определенные рамки просто невозможно, да и мы не имеем на это никакого права.

Проблема трудностей обучения в начальной школе одна из самых сложных, недостаточно изученных специалистами. Думаю, что трудности адаптации и трудности обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношениях в коллективе.

В настоящее время в школе много учителей, имеющих огромный педагогический опыт, но думающих, к сожалению, по-старому, по-советскому. Многие привыкли требовать от ребенка только послушания и беспрекословного выполнения любого задания.

Задумайтесь, ведь это страшно! Пора посмотреть на современных детей другими глазами. Их нельзя наказывать отметкой – у родителей бывает разная позиция на отметки. Они не всегда адекватно могут посмотреть на своего ребенка, правильно оценить его способности.

Заметила, что современным родителям даже неважно, как успевает его ребенок – лишь бы он был лучшим, его бы хвалили и ставили в пример другим ребятам. Дети перегружены: ходят и в музыкальную школу, и в хоровую студию, и на плавание, и на хореографию, и в изостудию – кроме школьных занятий родители нагрузили детей еще дополнительными уроками. Недавно родители одной девочки мне сказали, что жизнь их ребенка расписана буквально по минутам. А ведь девочка учится еще только во втором классе. Хочу взрослым дать совет: лучше ребенка увлечь чем-то одним, но пусть он отдает всю душу этому занятию, тогда и уроки не будут страдать. А если ваше чадо перегружено, вы сами не можете остановить свой выбор на одном, то и ребенок будет только распыляться, все будет знать только поверхностно.