Урок русского языка по теме: "Личные окончания глаголов, их правописание" (закрепление). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Личные окончания глаголов, их правописание (закрепление).

Цель: обобщить и систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов настоящего и простого будущего времени, отрабатывать навык правописания окончаний глаголов, систематизировать знание о глаголе, как части речи, развивать связную речь, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение к природе.

Ход урока.

I. Организация класса. Сообщение темы и целей урока.

II. Минутка чистописания.

ть ти чь л тся ться ить ать оть уть еть ыть

-Что вы можете сказать о буквосочетаниях? О какой части речи мы будем говорить на уроке? Расскажите, что вы знаете о глаголе по опорам из минутки чистописания.

III. Орфографическая минутка.

-Ребята, угадайте, о чём мы будем говорить на уроке:

(Учитель читает стихотворение об Астрахани)

Не ведал ни счастья, ни ласки
Наш город, дремавший в пыли.
И только манящие сказки
О нём по России плели.

По-разному пелись баллады,
Но все прославляли одно:
Бессчётные волжские клады,
Безмерное рыбное дно...

1. Работа по индивидуальным карточкам. (на каждого ученика)

-Вставьте пропущенные орфограммы, приготовьтесь их объяснить.

На левом б..регу Волги наход...тся гор...д Астрахань. Когда-то об Астрахан... г...ворили как о город... на Каспийском мор... . Теперь море ушло от Астрахан... более чем на сто километров. Недал...ко от Астрахан..., в нижн... част... Волг...., раскинулись земли заповедника. В чащ.... трос...никовых зарослей гн...здит...ся много ре...ких птиц.

2. Проверка в парах . (на столах лежат ответы, сосед проверяет соседа, выставляет оценки)

-Назовите каких орфограмм больше всего. Расскажите правило.

IV. Работа над темой урока.

1. -Выпишите в тетрадь из этого текста глаголы. Укажите их время, разберите их по составу.

Проверка: на доске схемы слов, дети должны свериться, оценить себя

-Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными.(берег, город).

2. Словарная работа.

-Внимательно посмотрите на транскрипцию слов и угадайте их. Запишите в свою тетрадь.

Доска:[ арбус], [копуста], [канбайн], [оващи], [памидор], [c’эйалка], [уражай].

Проверка: арбуз, капуста, комбайн, овощи, помидор, сеялка, урожай.

-Что объединяет все эти слова? Как они связаны с нашим краем?

3. Работа над лексическим значением слов. «Цепочка слов»

-Я буду называть значение слов, а вы должны отгадать это слово и записать его свои тетради.

1. Крупный населённый пункт, торговый, промышленный и культурный центр. (город)

2. Место, где в древности был город? (городище)

-А в нашей области какой есть памятник природы с этим словом? (Чёртово городище)

3. Игра, в которой небольшие деревянные столбики (городки) выбиваются из города. (городки)

4. Комплекс отдельно расположенных зданий, учреждений единого назначения. (городок)

5. В России до середины XIX века, начальник города. (городничий)

-А сейчас как называется этот пост? Кто является мэром нашего города?

6.Ставить забор, ограду где-нибудь. (городить)

7. Городской житель.(горожанин)

-Найдите лишнее слово. Обоснуйте слой ответ. Какое задание можно придумать к этим словам. Выполните его.

-Что вы скажите о глаголе -городить-. Укажите признак неопределённой формы.

4. –Где находится астраханский заповедник. Чем он знаменит.

А)Сообщение ученика о заповеднике.

В заповеднике встречается 230 видов птиц. В 1938 году на Обжоровском участке нашли всего одно гнездо лебедя-шипуна. В 80-х годах их популяция во всей Дельте достигла 4-5 тысяч пар. Люди издавна почитали этих птиц как символ чистоты и благородства. В Англии ещё шестьсот с лишним лет назад лебедь-шипун был объявлен королевской птицей.

Б) -Вставьте в текст глаголы в настоящем времени. Выделите окончания. Укажите спряжение.

Доска: Лебеди (летать) очень быстро. Они (не терпеть) на св...ей территории никого. На всех остальных лебедь (набрасываться), как на заклятых врагов. Именно поэтому на одном пруду всегда (жить) только одна пара.

- Назовите глаголы с безударными личными окончаниями. Расскажите по алгоритму, как определяли их спряжение. Как определяем спряжение, если окончание ударное?

5. Но в заповеднике можно встретить не только птиц, но и растение с нежно-розовыми лепестками, растет в Астраханском крае, в Японии является символом чистоты. (лотос)

-Работа по индивидуальным карточкам.

На поверхности воды развёртыва.....ся широкие зеленые листья. Это лотос. Листья скоро разраста.....ся, поднимаясь над зеркалом залива. А ещё выше над водой, как большие розовые шары, сто..... цветы. Воздух наполня....ся их нежным, словно запах цветущего миндаля, ароматом.

- Найдите глаголы, выпишите в тетрадь. Письменно объясните правописание окончаний. Разберите по составу только глаголы с безударными личными окончаниями.

Проверка.

Р.Р. Найдите в тексте сравнения.(зеркало залива, розовые шары....)

6. - В дельте какой реки можно встретить лотосы? (Волги)

-Давайте посмотрим на Волгу (видеосюжет) . Работа с картой.

Сообщение ученика:

Как видите, Волга не течет, как раньше, по своему руслу. Много плотин перегородило её, и многими морями она разлилась: Угличское, Самарское, Волгоградское, Чебоксарское моря на много квадратных километров вышли из берегов.

-Ребята, к чему же привело строительство плотин на Волге?

Запись текста под диктовку.

А сколько рыбы гибн...т теперь в Волг.., доходя до бетонных плотин, ...на бьётся о них и погиба...т. Рыба гибн...т и от вредных отходов, которые заводы спускают в Волгу.

-Синтаксический разбор второго предложения. (повест, невоск, сложн, расп.)

-Подберите синонимы к глаголу гибнуть в неопр.форме (уничтожать, разрушать)

7. А какие другие водоёмы нашего края вы знаете? Какая экологическая ситуация на них?

- Работа по индивидуальным карточкам. Выпишите глаголы в тетрадь. Укажите спряжение глаголов.

1. Да, раньше в речке Ашулук
Обитало много щук.
Что же в речке в наши дни?
Головастики одни!

2. Наша Ахтуба-река
Полноводною была,
А сейчас по ней пешком...
Брод...т цапля с кушаком.....

3. Заросла травой Болда.
Никому нет дела.
Да в Болде не так давно
Рыбы было ведь полно!
А теперь река во мху,
Не налов...шь на уху.

4. Ах, река-река Дарма,
Тебя губ...т задарма.
От мазута почернела,
От навоза обмелела.
Слышу голос водных струй:
«Человек, в Дарму не плюй»

5. От каких, скажи мне, дум
Ты грустишь, река Кутум?
Отвеча...т чуть дыша:
«Тиной скована душа.....»

Проверка: (На доске выписаны глаголы, дети самостоятельно себя проверяют)

Обитало, была, бродит, заросла, было, не наловишь, губят, почернела, обмелела, не плюй, грустишь, отвечает.

-Назовите глаголы, у которых вы спряжение не указали. По какой причине? Укажите грамматический признак глаголов прошедшего времени.

8. Морфологический разбор глагола.

Грустишь – глагол.

1. Н.ф. – грустить
2. II спр., ед. ч, наст. в, 2-е лицо.
3. В предлож.- сказуемое.

9. Работа над предложением.

- Найдите среди этих четверостиший предложение по его характеристике.

(побуд., невоск, прост, распр, ослож. прямой речью)

-Объясните правописание запятой. Составьте две схемы к этому прдложению.

1.Всё предложение. 2. Схему только к прямой речи.

Проверка.

10. Развитие речи. Работа в парах. (индивидуальные карточки)

Соедини стрелкой выражение и его значение.

Плевать в потолок                    очень тесно

Плюнуть через левое плечо    чтобы не сглазить

Плюнуть некуда                         ничего не стоит, очень легко сделать

Раз плюнуть                               бездельничать

Устно составьте предложение с одним из этих выражений.

- Разбейте слова из четверостиший на два правила. (Правописание окончаний, правописание частицы НЕ с глаголам)

11. Самостоятельная работа по уровням. Выберите то задание, которое вам нравится.

1 уровень.

(Не) взлюбила, (не)решаю, (не) говорит, (не) красит, (не) гадать, (не)жужжит, (не) взлюбила, (не) здоровится, (не) видел, (не) доумевать, (не) знать, (не) шепчет, (не) навидит, (не) сломится, (не) тонет.

2 уровень.

Пляш...т, пиш..м, стон...т, помн...м, игра...м, изменяя...шь, пойма...те, измен...шь, черт...т, гас...шь, строга...те, беле...те, гре...м, пуска...т, клее...те, езд...шь, мёрзн...те, сохн...те, трат...м, ла...т.

12. Тест по теме « Глагол» Индивидуальные карточки.

Тест.

1. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?

2. –ти, -ть – это суффиксы глаголов прошедшего времени.

3. Перед суффиксом –ть в глаголах неопределённой формы бывают суффиксы –н, -ск, - ан, -ян, -ник, -к.

4. Чтобы найти основу неопределённой формы глагола, нужно отбросить суффиксы -ть и -ти.

5. Глаголы прошедшего времени образуются от основы н.ф. при помощи суффикса -л .

6. Суффикс –л прошедшего времени в глаголах на -чь в форме мужского рода отсутствует.

7. Глаголы прошедшего времени изменяются по падежам, родам, времени.

Проверка : 1, 4, 5, 6, 7.

13. Итог урока.

-Сегодня мы говорили о природе нашего края. Давайте сделаем вывод о том, как мы с вами должны относится к природе. (Выслушиваю ответы детей).

Доска:

Мы посад...м липы и клёны,
Буд...т город нарядный, зелёный.
Тополя мы посад...м рядами,
Стан...т площади наши садами.
Окруж...м мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон весёлый.

-Выпишите в тетрадь лицо и время глаголов.

Проверка: 1л.б.в, 3л.б.в, 1л.б.в, 3л.б.в, 1л.б.в, 3л.б.в.

-Выставление оценок.

14. Домашние задание.

Составь мини-сочинение о нашем крае. Глаголы разобрать по составу.