Программа элективного курса по литературе на тему: "Русские "love story"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Нет таких профессий, где не пригодилось бы знание вековых этических традиций поведения человека, его психологии, искусства владения словом. Политик, проповедник, юрист, менеджер, учитель, социальный работник должны овладеть основами этих знаний, если хотят достичь успеха в своей профессии. В этом призван помочь данный элективный курс. Чтение книг о любви – занятие увлекательное и полезное, но способностью осмыслить их суть и назначение (если там нет прямого морализаторства) обладают не все. Как не потеряться в море любовной литературы, понять «высокое» и отсеять «низменное», подскажут занятия по программе данного элективного курса.

Нет таких профессий, где не пригодилось бы знание вековых этических традиций поведения человека, его психологии, искусства владения словом. Политик, проповедник, юрист, менеджер, учитель, социальный работник должны овладеть основами этих знаний, если хотят достичь успеха в своей профессии. В этом призван помочь данный элективный курс. Чтение книг о любви – занятие увлекательное и полезное, но способностью осмыслить их суть и назначение (если там нет прямого морализаторства) обладают не все. Как не потеряться в море любовной литературы, понять «высокое» и отсеять «низменное», подскажут занятия по программе данного элективного курса.

Понимание, в чем резкое отличие русской литературы от других литератур мира в изображении любовных коллизий и чем оно обусловлено, поможет старшеклассникам по-новому взглянуть на мир, на себя, на свои жизненные ориентиры.

Программа данного курса рассчитана на 18 часов 2 часа в неделю для учащихся 9–11 классов.

Материал данной программы дополняет базовый курс, опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе на уроках литературы, включает новые знания, не содержащиеся в базовой программе, что вызывает познавательный интерес, и направлен на углубление и расширение кругозора учащихся по предмету. Освоение материала программы предполагает сочетание теории, практики и обсуждение результатов.

Предлагаемая программа ориентирована на проведение занятий в рамках элективных курсов. В программу включены научные знания, связь с другими предметами, выход за рамки традиционных учебных знаний.

Данный курс поможет сформировать умение использовать полученные знания в построении духовно-нравственных основ собственной жизни и по-новому осмыслить происходящее вокруг.

Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного и профильного обучения и обладает новизной подходов и оценок известных учащимся литературных произведений, что соответствует требованиям «Концепции модернизации российского образования периода до 2010 года. Переход на профильное образование с 2005–2006 года.

Программа направлена на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенций в предметной области (языковой и художественной).

По мере изучения курса учащиеся пристально знакомятся с множеством художественных текстов, ведут тетрадь, где фиксируют необходимую информацию, отвечают на поставленные проблемные вопросы.

Kурс содержит фактический литературный материал, углубляет и расширяет знания.

В ходе изучения данного курса необходимо создать условия для формирования у учащихся:

1) интереса к литературе;
2) умения самостоятельно и критически оценивать прочитанное и cooтносить с жизненной практикой.

Цели:

  1. развитие и поддержание интереса к русской литературе как предмет гуманитарного профиля;
  2. удовлетворение познавательного интереса старшеклассников к данной теме;
  3. формирование черт собственного характера с позиций общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  1. дополнить содержание профильного курса;
  2. содействовать формированию ответственного отношения к духовно-нравственным ценностям;
  3. научить использовать информацию, которая служит сохранению и укреплению нравственности в человеческом сообществе.

Планируемый (доступный для отслеживания в ближайшей перспективе) результат обучения:

  1. качественно выполненная итоговая творческая работа;
  2. самоопределение учащихся (9 класс) в выборе профиля обучения или элективных курсов данной предметной области (10–11 класс), что является свидетельством сформированного интереса к филологии как науке.

Оценка учебных достижений учащихся осуществляется:

  1. на занятиях во время бесед и дискуссий;
  2. при проверке выполнения текущих творческих работ;
  3. при написании итоговой работы;
  4. при выполнении теста;

Предполагается следующие формы контроля:

  1. сообщение на заданную тему;
  2. художественное исследование;
  3. эссе;
  4. степень участия в дискуссии;
  5. сочинение;
  6. тест.

При прохождении курса старшеклассники получают зачет, исходя из количества посещенных занятий, качественного ведения тетради и выполнения всех видов предлагаемых творческих заданий.

В результате успешного изучения курса учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • описывать результаты мыслительных операций;
  • делать выводы;
  • участвовать в дискуссии;
  • учатся слушать все имеющиеся точки зрения, соотносить их с собственными;
  • адекватно и успешно использовать в конкретной жизненной ситуации полученные знания о нравственных и этических традициях жизни человечества.

Обращение к слушателю курса.

Надеюсь, ты взрослый и думающий человек и поэтому тeбe будет интересно.

Можно много спорить о преимуществах тex или иных способов по получения информации, но, согласись, только информация не может пробудить ЧЕЛOBЕКА в человеке, МУЖЧИНУ – в юноше, ЖЕНЩИНУ – в девушке. Тогда – что?

Думаю, что тебе небезынтересно будет узнать кое-что о «загадочной русской душе», о том, что так привлекает «не наших» мужчин в русских женщинах, каков он, настоящий мужской характер.

Человек не может долго жить один. Как найти того, кто станет твоей «половиной», твоим продолжением? Что является основным «тестом» – показателем такого единения?

Помнишь, старик Тургенев (кстати, до конца дней сохранивший юношескую влюбленность в единственную в его судьбе женщину) в одном из своих романов, кажется, уже пытался ответить на эти вопросы «...любовь – соединяющее слово; но не та любовь, которой ты теперь жаждешь: не любовь-наслаждение, а ...». Позволь мне здесь пока остановиться. Стали ли мы другими с тех пор или нет?

Я очень хорошо понимаю, что чтение книг «по программе» – занятие, мягко говоря, не привлекательное. И уж если у тебя ecть выбор – читать Лескова или Акунина – ты наверняка выберешь второе: и по времени ближе и на уроках об этом не будут спрашивать. А если не для отметки, а для души? Любовные истории, которые разворачиваются в классических русских романах, так не похожи на французские или английские (тем более в чистом виде их почти и нет). И позволь предположить, что наверняка прочитаны-то они тобой «по диагонали» или по заданной школьной программой схеме. Может, есть смысл что-то пересмотреть заново, так сказать, под другим углом зрения?

Может, тебе станет интересно, почему только в нашей литературе авторы не вторгаются или почти не вторгаются в область интимной (если хочешь, сексуальной) жизни героев. Почему почти все русские «love story» не имеют «хэппи энда»? Почему каждая вторая из них – трагедия: кто-то погибает, кто-то сходит с ума, кто-то идет на каторгу, а другие расстаются навеки? Может, мы, русские, – сумасшедшие?

Где найти ответы на эти вопросы? Как разобраться в лабиринтах своей собственной души? Как не налететь на подводные камни пошлости, предательства и лжи?

Если это для тебя – попробуем начать вместе.

Итак, а теперь представь себе, что твоя задача облегчается тем, что диалог наш будет строиться на известном тебе литературном материале. Надеюсь, в твоей памяти сохранилось содержание следующих книг (если нет, я подскажу, какие главы или отрывки перечитать):

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.С. Пушкин «Статционный смотритель»
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
И.А. Гончаров «Обломов»
А.Н. Островский «Гроза»
И.С. Тургенев «Первая любовь»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
И.А. Бунин «Coлнечный удар»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Л. Петрушевская «Свой круг»

Начнем, пожалуй, с того, что выясним, в чем резкое отличие русской литературы от других литератур мира в изображении любовных коллизий и чем оно обусловлено. (Предполагаю даже, что ты это уже знаешь.)

А далее – всё, как в жизни. «Первые встречи – случайные встречи...»? Или что привлекло героев друг в друге? Каковы их предпочтения были до этой встречи? Чего они ждут от неё?

Есть ли общие закономерности в развитии чувства любви, взаимных oтношений у героев русских романов?

Моменты счастья – с чем они связаны для них? С плотским или духовным влечением?

Есть в их чувствах расчет или они бескорыстны?

Возникновение внутренней рефлексии: достоин(а) ли я этой любви?

Душевная раздвоенность (дуализм). Герой (героиня) на распутьe: как поступить, какой путь выбрать?

Понятие греховности у русской женщины.

Почему такой максимализм, такой надрыв в любви у русского человека?

Есть ли «что-то среднее»? Мазохизм или самомучительство? Зачем?

Чем у русскою человека обусловлено нежелание быть счастливым, как французы или американцы?

А счастье для русского человека вообще возможно?

Почему в русских романах нет «хэппи эндов»?

Каково отношение героев к браку вообще? Довольны ли они жизнью в браке? (Сравним образы любящих в романах и русском фольклоре: частушках, сказках. Почему русские сказки заканчиваются свадьбами, а дальнейшая их жизнь не показана?)

Учебно-тематическое планирование

№ п/п Наименование темы кол-во часов

в том числе

формы контроля
      лекция с элементам и дискуссии практика (семинар, круглый стол, текстовы й анализ эссе) педагогическая мастерская
1.

 


2.

 

3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.

Вводное занятие

Об истоках нашей непохожести

К вопросу о мужской чести и мужском достоинстве

«Я сама виновата... мне и ответ держать»

«Муки от него – счастье...»

«Душа любить... осужден а»

«Доколе нам страдать? …»

О чем тоскует Понтий Пилат?

Современные авторы о любви

Итоговая творческая работа

Итоговое тестирование

2

 

 

2

 

2

2

 

2

4

 

1

1

 

2

1

2

 

 

2

 

 

 

2

 

1

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

1

1

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

Сообщение на заданную тему

 

Выступление с обоснованием точки зрения

художественное исследование

 

 

 

эссе

степень участия в дискуссии по предлагаемым вопросам

сочинение

тест