У детей с выраженным дизартрическим компонентом наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.
Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности мелкой моторики пальцев рук, отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов, другие особенности.
Возникает необходимость в создании системы организации различных игр и упражнений для преодоления недостатков развития двигательной активности у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
- Анализ влияния развития мелкой и общей моторики на коррекцию речевых нарушений у детей с дизартрическим синдромом.
- Совместное тематическое планирование логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем и инструктором по физвоспитанию.
- Подбор методик на выявление двигательной активности у детей дошкольного возраста с дизартрическим синдромом.
- Создание системы игр и упражнений на развитие двигательной активности у детей с выявленным дизартрическим синдромом.
В коррекционной работе применяются:
- Здоровьесберегающая технология ВФ.Базарного, технология свободы и психомоторного раскрепощения, зрительные тренинги.
- “Алфавит телодвижений” методика С.И.Веневцева с целью осуществления коррекции речевых нарушений, обучение грамоте.
- Массаж биологически активных зон.
- Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
Еще русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов заметили, что при артикуляции возникают мышечные ощущения. И.М.Сеченов отмечает: “Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями”. И.П.Павлов тоже утверждает, что речь – это мышечные ощущения, идущие от речевых органов в кору головного мозга. Следовательно, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка.
Несмотря на то, что в литературе достаточно освящен вопрос о влиянии развития мелкой и общей моторики на речь, тем не менее существует необходимость создания системы упражнений и игр, применяемых в работе логопеда.
Применяю режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям. На потолке выбирается поле. Дети становятся в центр этого поля и, следя глазами за лазерной указкой, выполняют соответствующие движения. При этом они выполняют непроизвольно сочетающиеся движения глазами, головой, туловищем. Дети фиксируют взором траектории (с постоянно поднятой головой). Таким же образом дети называют на потолке буквы, читают слова.
Эти занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, способствуют улучшению межличностных отношений в коллективе.
Постоянно внедряю в свою работу методику сенсорно-координаторных тренажей. В четырех верхних углах групповой комнате наклеены панно, на которых фиксируются яркие, привлекающие внимания, образно-сюжетные изображения. Ими могут быть иллюстрации из народных сказок, сюжеты – пейзажи из природы, из жизни животных, сюжеты из космической тематики, любой другой лексической темы и т.д.
Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности единый комплекс. Меняю сюжеты не реже одного раза в неделю. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1 – 2 – 3 – 4.
В зависимости от характера, 1-2 раза за занятие все дети поднимаются в положение свободного стояния. Под команды логопеда 1 – 2 – 3 – 4 …..1 – 2 – 3 – 4….. и т.д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно сочетающиеся движения глазами, головой и туловищем. Дети должны не просто механически пробежать глазами, но и успеть увидеть все 4 сюжета. Найти ответ на поставленный вопрос.
Эта методика способствует расширению зрительных горизонтов, развитию творческого воображения и целостного воспитания, развитию двигательной активности.
В подготовительной к школе группе использую алфавит телодвижений, разработанный С.И. Веневцевым. Он состоит из 33-х двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита.
Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.
Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны, туловища и головы, полуприседы, приседы.
В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи необходимо больше уделять внимание формированию тонких движений пальцев рук и общей моторики.
Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи .
У детей с дизартрическим синдромом значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность детей, возрастают показатели двигательной памяти, грамотности и фонематического восприятия.