СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение (обоснование программы).
II. Проблемность.
III. Целепологание.
IV. Направления работы.
V. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
VI. Примерный план работы учителя, классного руководителя на год по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
VII. Заключение.
I. ВВЕДЕНИЕ.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.
По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
- Ухудшение социального положения семей учащихся;
- Необеспеченность детей полноценным питанием;
- Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
- Невысокий уровень общей культуры населения.
Критериями работы учителя по данному направлению являются:
- индивидуальный режим;
- эмоциональный режим;
- смена видов деятельности;
- наличие физпауз на уроке;
- учет физиологических особенностей в развитии организма;
- расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
ЦЕЛИ:
1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
ЗАДАЧИ:
1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.
2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.
3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.
IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
5.1.
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
- Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
- Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
- Питание в школьной столовой;
- Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
- Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
- Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- Индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
- Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
- Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
- Организация подвижных игр (динамической паузы);
- Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
- Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
- Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
- Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
- Привлечение медработника к просвещению родителей.
5.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:
- Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
- Число видов деятельности: 4-7.
- Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
- Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
- Число видов преподавания: не менее 3.
- Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
5.3. Принципы работы учителя на уроке:
- Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
- принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
- Интерактивный режим (работа в группах).
- Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
5.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
- Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
- Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
- Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
- Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
6.1.
№ |
Содержание работы |
1 |
Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания. |
2 |
Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов. |
3 |
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе: -влажная уборка, -расписание уроков, -создание интерьера класса |
4 |
Работа с паспортом здоровья учащихся класса. |
5 |
Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного. |
6 |
Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем. |
7 |
Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов. |
8 |
Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма. |
9 |
Составление вставки книг по вопросам здоровья. |
10 |
Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении. |
11 |
Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни. |
12 |
Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований. |
13 |
Консультирование родителей. |
14 |
Беседы с родителями по профилактике детского травматизма. |
15 |
Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, создание отряда ИЮД, организация его работы. |
16 |
Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы. |
17 |
Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно. |
18 |
Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года. |
19 |
Проведение инструктажей с учащимися по охране труда. |
20 |
Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся. |
6.2.
Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
№ |
Тема |
1 |
В семье растет сын. |
2 |
В семье растет дочь. |
3 |
Детский травматизм на дорогах. |
4 |
Досуг в семье. |
5 |
Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников. |
6 |
За здоровый образ жизни. |
7 |
Каким будет ваш ребенок. |
8 |
Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге. |
9 |
Причины быстрой утомляемости младших школьников. |
10 |
Психологическая поддержка младших школьников. |
11 |
Физические и душевные травмы. |
6.3.
Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.
№ |
Тема |
1 |
Беседа “Береги свою жизнь” |
2 |
Беседа “Если хочешь быть здоров” |
3 |
Беседа “В здоровом теле здоровый дух” |
4 |
Беседа “Для чего мы моем руки” |
5 |
Беседа “Для чего нужна зарядка” |
6 |
Беседа “Осторожно на дорогах!” |
7 |
Веселая спартакиада “Волшебный мяч” |
8 |
Зарничка |
9 |
Игра “В гостях у Айболита” |
10 |
Игра “Здоров будешь – все добудешь” |
11 |
Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые” |
12 |
КВН “Назло рекордам” |
13 |
Классный час “Мои увлечения” |
14 |
Классный час “Мои любимые игры” |
15 |
Классный час “Мой режим дня – мой друг и помощник” |
16 |
Классный час “Мы играем” |
17 |
Лекция профессора Знайки о правильном питании |
18 |
Малые Олимпийские игры |
19 |
Маскарад вредных привычек |
20 |
На дворе у нас игра |
21 |
Приглашает Королева Спорта |
22 |
Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит” |
23 |
Спортивный час “Веселый экспресс” |
24 |
Старты надежд |
25 |
Три С (сила, смекалка, сноровка) – спортивная игра |
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.