Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение (обоснование программы).

II. Проблемность.

III. Целепологание.

IV. Направления работы.

V. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

VI. Примерный план работы учителя, классного руководителя на год по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

VII. Заключение.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.

II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.

По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

  • Ухудшение социального положения семей учащихся;
  • Необеспеченность детей полноценным питанием;
  • Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
  • Невысокий уровень общей культуры населения.

Критериями работы учителя по данному направлению являются:

  1. индивидуальный режим;
  2. эмоциональный режим;
  3. смена видов деятельности;
  4. наличие физпауз на уроке;
  5. учет физиологических особенностей в развитии организма;
  6. расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.

III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

ЦЕЛИ:

1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.

3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

ЗАДАЧИ:

1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.

2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.

3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.

IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

5.1.

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:

I блок – ресурсное обеспечение:

  • Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
  • Питание в школьной столовой;
  • Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.

II блок – организация учебного процесса:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
  • Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
  • Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
  • Индивидуализация обучения.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

  • Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

  • Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
  • Организация подвижных игр (динамической паузы);
  • Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
  • Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

  • Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
  • Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
  • Привлечение медработника к просвещению родителей.

5.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:

  1. Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
  2. Число видов деятельности: 4-7.
  3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
  4. Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
  5. Число видов преподавания: не менее 3.
  6. Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

5.3. Принципы работы учителя на уроке:

  1. Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
  2. принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
  3. Интерактивный режим (работа в группах).
  4. Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).

5.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
  2. Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
  4. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
  6. Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

6.1.

Содержание работы

1

Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

2

Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.

3

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

-влажная уборка,

-расписание уроков,

-создание интерьера класса

4

Работа с паспортом здоровья учащихся класса.

5

Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

6

Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.

7

Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

8

Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

9

Составление вставки книг по вопросам здоровья.

10

Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.

11

Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.

12

Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.

13

Консультирование родителей.

14

Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.

15

Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, создание отряда ИЮД, организация его работы.

16

Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.

17

Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.

18

Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

19

Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.

20

Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

6.2.

Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Тема

1

В семье растет сын.

2

В семье растет дочь.

3

Детский травматизм на дорогах.

4

Досуг в семье.

5

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

6

За здоровый образ жизни.

7

Каким будет ваш ребенок.

8

Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.

9

Причины быстрой утомляемости младших школьников.

10

Психологическая поддержка младших школьников.

11

Физические и душевные травмы.

6.3.

Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.

Тема

1

Беседа “Береги свою жизнь”

2

Беседа “Если хочешь быть здоров”

3

Беседа “В здоровом теле здоровый дух”

4

Беседа “Для чего мы моем руки”

5

Беседа “Для чего нужна зарядка”

6

Беседа “Осторожно на дорогах!”

7

Веселая спартакиада “Волшебный мяч”

8

Зарничка

9

Игра “В гостях у Айболита”

10

Игра “Здоров будешь – все добудешь”

11

Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые”

12

КВН “Назло рекордам”

13

Классный час “Мои увлечения”

14

Классный час “Мои любимые игры”

15

Классный час “Мой режим дня – мой друг и помощник”

16

Классный час “Мы играем”

17

Лекция профессора Знайки о правильном питании

18

Малые Олимпийские игры

19

Маскарад вредных привычек

20

На дворе у нас игра

21

Приглашает Королева Спорта

22

Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит”

23

Спортивный час “Веселый экспресс”

24

Старты надежд

25

Три С (сила, смекалка, сноровка) – спортивная игра

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.