Дидактический материал по информатике.
Темы “Системы счисления”, “Двоичное кодирование информации”, “Представление информации в компьютере”.
Предлагаемый вашему вниманию материал поможет сделать уроки информатики по вышеуказанным темам увлекательными и научит ребят системно подходить к различным на первый взгляд ситуациям.
Очень давно я увлекаюсь японскими кроссвордами, которые, с моей точки зрения одновременно развивают и логическое и образное мышление. Поскольку задача формирования мыслительных операций и различных типов мышления стоит перед любым учителем, мне показалось интересным обратиться к технологии японского кроссворда и использовать ее в разных ситуациях.
В японском кроссворде картинка зашифрована с помощью цифр, расположенных слева и сверху от сетки. Каждая цифра указывает, сколько клеточек подряд нужно закрасить в этой строке или столбце. Группы закрашенных клеточек отделяются друг от друга как минимум одной пустой. Самое важное – определить количество пустых клеточек.
Ниже приведены исходная сетка кроссворда и результат его заполнения.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Как вы можете видеть, сформированы обе сетки в среде табличного процессора Excel.
Иногда японский кроссворд бывает цветным. Цветной кроссворд решается почти так же, как и черно-белый. Одно отличие: закрашенные разными цветами блоки могут соприкасаться, т.е. между ними пустые клеточки могут быть, а могут не быть. Но между соседними блоками одного цвета обязательно должна быть как минимум одна пустая клеточка.
Пример приведен ниже.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Японский кроссворд может выручить нас, если кто-то из учащихся выполнил задание раньше других. Можно предложить ему подумать над этой увлекательной головоломкой. У меня есть целый ряд таких кроссвордов, хранящихся в формате Excel (Например, см. Приложение 1). Учащийся за своим рабочим компьютером заполняет клеточки, а затем на рабочем месте учителя может проверить результат.
Я хочу предложить новые идеи, которые возникли у меня в процессе решения японских кроссвордов.
При изучении темы “Системы счисления” можно предложить ученикам задания следующего характера.
У вас имеется сетка 20 Х 15.
В верхней части каждого столбца записано десятичное число (число читается сверху вниз, например, в 1-м столбце записано число 249).
Необходимо:
- перевести число в 2-ю систему счисления;
- разместить получившееся двоичное число снизу вверх в соответствующем столбце, расположив младшую цифру в нижнюю клетку;
- дополнить лишние клеточки вверху нулями;
- заштриховать или закрасить клеточки, в которых стоят единицы.
Рисунок 5.
В результате выполнения данного задания у учащегося должен получиться такой рисунок:
Рисунок 6.
Далее могут предлагаться различные вариации этого задания:
- исходные числа могут располагаться не в столбцах, а в строках;
- исходные числа могут быть заданы не в десятичной системе счисления, а в любой (или любых) другой;
- размер сетки может варьироваться, и задание может стать групповым (каждому ученику группы предлагается реализовать фрагмент головоломки. Сложив полученные кусочки головоломки, учащиеся сами могут проанализировать правильность результата).
Например, один из вариантов задания для группы из 6 человек может выглядеть так:
“Каждому из вас предлагается выбрать одну из 6 предложенных сеток 10 Х 10. Черной точкой обозначен левый верхний угол, в левом нижнем углу обозначен номер вашего фрагмента в общем рисунке. Вам необходимо:
- перевести указанное слева от строки число в 2-ю систему счисления;
- разместить получившееся двоичное число в соответствующей строке, расположив младшую цифру в крайнюю правую клетку;
- дополнить лишние клеточки слева нулями;
- заштриховать или закрасить клеточки, в которых стоят единицы.
Когда все 6 фрагментов головоломки будут готовы, сложите их по схеме:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Полученный результат сверьте с образцом на компьютере учителя. Проанализируйте итог.”
Один вариант заданий, полученных учениками, и верные результаты их выполнения приведены ниже.
Рисунок 7.
Рисунок 8.
Рисунок 9.
Рисунок 10.
Рисунок 11.
Рисунок 12.
Рисунок 13.
Рисунок 14.
Рисунок 15.
Рисунок 16.
Рисунок 17.
Рисунок 18.
Если все члены группы успешно справятся с заданием, то при складывании результатов согласно указанной схеме должна получиться такая картинка.
Рисунок 19.
Предлагаю разработанные варианты для группы из 6 человек в формате Excel. (См. Приложение 2).
Предложенная идея может развиваться и трансформироваться далее. Например, создав сетку со строками в 8, 16, 32 ячеек можно предложить ученикам графические задания на хранение числовой информации в компьютере, рассмотреть различные способы представления чисел всевозможных типов (задание такого характера можно связать с типами данных языка программирования) и т.п.
Можно придумать задачи на вычисление количества информации. Например, к рисунку 19 можно предложить следующий вариант задания.
“Рассчитайте объем видеопамяти компьютера (в байтах), необходимый для хранения данного изображения в формате BMP. Считать, что в рисунке используется 2 цвета, один квадрат – один пиксель”.
Решение.
BMP (BitMaPimage) – универсальный формат растровых файлов, который хранит информацию о каждой точке изображения.
1. Определим, какое количество информации требуется для хранения в памяти кода цвета каждой точки.
N = 2I, 2 = 2I, I =1 бит
2. Изображение состоит из 20 х 30 = 600 точек.
3. Для хранения всего изображения необходимо
1 бит х 600 = 600 бит = 75 байт
Ответ: 75 байт.
Использование и развитие данной идеи во многом зависит от фантазии учителей и их учеников. Например, можно предлагать учащимся не только решать японские кроссворды, но и придумывать их.
А в составлении заданий на перевод чисел из одних систем счисления в другие неоценимую помощь оказала мне свободно распространяемая в Internet программа TheCalc 3.02.