Литературное чтение
Тема:
Звуки [б], [б/]. Буквы “Б, б”. (Учебник “Русская азбука” с. 107).
Урок построен с использованием здоровьесберегающей технологии раскрепощённого развития детей доктора медицинских наук, профессора Владимира Филипповича Базарного.
Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Цели:
- Формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами.
- Развивать фонематический слух, логическое мышление, связную речь, воспитывать интерес к чтению.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроке.
Оборудование:
- Карточка – рисунки клоунов у каждого ученика.
- Рисунки клоунов.
- Шары, на которых написаны буквы – 10 шт.
- Рисунки зданий цирков: красного, синего, зелёного цветов, обозначающих гласный, мягкий и твёрдый согласные звуки.
- Рисунки животных, которые находятся на зрительных метках.
- Рисунок клоуна для “СУС”.
- Аудиозапись для проведения физминутки.
- Держалка.
- Карточки для сенсорно – координаторного тренажа.
- Слоговые карточки.
№ п/п |
Содержание урока |
Примечание |
1. Организационный момент Сообщение темы. |
– У вас на столах лежат карточки рисунки клоунов. – Сегодня у нас в гостях весёлые клоуны Бим и Бом. Найдём их среди других клоунов, они совсем не отличаются друг от друга, их можно даже спутать. Найдите их и отметьте галочкой. Но эти клоуны не любят когда их путают, давайте им поможем. – Нашли, отметьте и у меня на доске. – Какой первый звук в имени Бом? (Первый звук [б], он звонкий, твёрдый, согласный). – Какой первый звук в слове Бим? (Первый звук в имени Бим [б/], он звонкий, мягкий, согласный). – Чем же мы можем помочь Биму и Бому, чтобы они отличались друг от друга? (Можно одеть Бома в одежду синего цвета, потому что первый звук в слове Бом твёрдый согласный, а Бима одеть в одежду зелёного цвета, потому что первый звук в слове Бим мягкий согласный). (Учитель прикрепляет одежду на клоунов). – Вчера мы с вами познакомились со звуками [б], [б/], буквами Б, б, поэтому сегодня на уроке литературного чтения мы учиться читать слова с буквой б. |
(У каждого ученика на столе лежит карточка: рисунки клоунов и на доске большой рисунок). |
2. Закрепление. |
– Кто такой жонглёр? – В словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение: Жонглёр – это цирковой артист, который занимается жонглированием, т. е. подбрасывает и ловит на лету одновременно несколько предметов. – Может ли клоун быть жонглёром? – Правильно, конечно может. – Наш клоун Бом жонглер, чтобы он не уронил ни одного мяча, давайте назовём буквы, которые записаны на мячах. |
|
Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения заданий. |
– Прочитайте буквы, которые обозначают гласные звуки. (а, о, у, е, и) – Какие гласные указывают на твёрдость согласного? (Гласные а, о, у, ы указывают на твёрдость согласного). – Какие гласные указывают на мягкость согласного? (Гласные и, е указывают на мягкость согласного звука). – Когда буква е даёт два звука? (Буква е даёт два звука [йэ] когда она находится в начале слова или после гласной). – Когда она даёт один звук? (Буква е даёт один звук [э] когда она находится после согласной). – Прочитайте буквы, которые обозначают согласные звуки. (н, п, к, з, с) – Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, букву мы видим и пишем). |
|
3. |
Игра “Найди животному свой домик”. – Скажите, а может ли клоун быть дрессировщиком? – Может. Ведь клоун на все руки мастер. В цирке работает клоун-дрессировщик Юрий Куклачёв, он работает с кошками. – Видели ли вы когда-нибудь его выступление? – В цирке Бим и Бом тоже умеют не только жонглировать мячами, но и дрессировать животных, но их животные разбежались. Поможем клоунам вернуть животных. На зрительных метках находятся картинки с изображениями животных. Определить в каком здании цирка живёт каждое животное, вы должны по первому звуку этого слова. – Проверим правильность выполнения задания. Сейчас вы называете животное, выделяете первый звук в слове, даёте ему характеристику, (учащиеся определяют гласный или согласный, твёрдый или мягкий.) – В каком слове есть звук [б]? (В слове собака есть звук [б] он твёрдый, на твёрдость указывает гласная буква а). |
Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности – работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками с картинками. Этот приём заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим “зрительных горизонтов”). Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц (Элемент здоровьесберегающей технологии “Технология раскрепощенного развития детей” В. Ф. Базарного). |
4. Физминутка. |
1. Схема универсальных символов (“СУС”) – Сейчас мы с вами проследим, как на арене цирка выступает Бим. Пройдите за мной. (На конце указке закреплён рисунок с изображением клоуна Бима на одноколёсном велосипеде). (Включается аудиозапись). 2. Самомассаж. |
В процессе урока для разминки на мышечно-телесную и зрительную координацию используются схема универсальных символов – “СУС”. Выбирается поле, на которое наносится схема максимально возможных размеров. Для этого выбирается поперечный размер овала. Продольный размер его рассчитывается путём умножения поперечного размера на 1,41. Цвета должны соответствовать, как показано в ходе урока (Элемент здоровьесберегающей технологии “Технология раскрепощенного развития детей” В. Ф. Базарного). Точка № 1: Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Точка № 2: Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит. Точка № 3: Воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат. Точка № 4: Нормализуется работа вестибулярного аппарата. Точка № 5: Уменьшается кашель. Точка № 6: Контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани. Точка № 7: Руки человека связаны со всеми органами. Нормализуются многие функции организма. |
5. Закрепление. |
– Покажем клоунам Биму и Бому, как мы умеем читать и составлять слова. – Прочитаем слоги на держалке. СЛО ЛА ВО БУК ШКО ВА – Кто заметил, какой слог был с изучаемой буквой? (В слоге бук есть буква б). (На доске записаны слоги): СЛО КУ ЛА СЫ ВО НИ БУК ТУ ШКО ВА – Найдите среди написанных слогов, слоги которые мы сейчас читали. (Ученик читает слог, берёт его и переставляет на другое место). – Составьте из выбранных слогов слова. (Слово, буква, школа – учащиеся составляют слова, переставляя выбранные ими слоги). |
Используется держалка, позволяющая переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них внимание. Учитель, держа в руках держалку, на которой находятся слоги, демонстрирует учебный материал, плавно ее, передвигая справа-налево, сверху – вниз. Тем самым оказывается дополнительная активность для всех групп глазных мышц и привлекается внимание учащихся. |
6. Игровая технология “Обучение через игру” Г. А. Цукерман |
Игра в слова. – Клоуны вам предлагают выполнить следующее задание. – Среди букв найдите слова, обозначающие людей, которые выступают в цирке. ПОЛМГИМНАСТБААВКЛОУНЕАУ СТЖОНГЛЁРСЫАКРОБАТИУИН |
|
Проверка выполненной работы. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
– Какие слова нашли? Ответ: 1-ая строка – гимнаст, клоун; 2-ая строка – жонглёр, акробат. – В каком слове рядом находятся две гласные буквы? (В слове клоун). – Найдите слово, где рядом находятся две согласные буквы. (В словах: гимнаст, клоун, жонглёр, акробат). – Какой звук в слове акробат даёт буква б? |
|
7. Физминутка. |
Комплекс дыхательных упражнений “Кто и как?” 1. Как пыхтит тесто? “Пых – пых – пых …” 2. Как паровоз выпускает пар? “Из – из – из …” 3. Как шипит гусь? “Ш – ш – ш …” 4. Как мы смеёмся? “Ха – ха – ха …” 5. Как воздух выходит из шарика? “С – с– с …”. 6. Подуем на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. “Ф – ф – ф …” |
Для снятия напряжения в первом классе проводится вторая физминутка на 20-ой минуте урока. (Учащиеся делают вдох, на слова делают выдох). |
8. |
Сенсорно – координаторный тренаж – Рассмотрите иллюстрации и скажите, с каким номером изображён дрессировщик? (Дрессировщик находится на иллюстрации под номером 4). |
Важнейшая особенность урока состоит в том, что он проводится в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и применения активизирующих детей заданий. Для этого используются подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями. В четырёх верхних углах учебной комнаты находятся подвижные “сенсорные кресты”. На них учитель размещает предложения. “Сенсорные кресты” приводит в движение, учащиеся начинают живо фиксировать взгляд по очереди на предложения. При этом они совершают движение глазами, головой и туловищем. |
9. Работа по учебнику. |
– Работаем по учебнику, на странице 1, 0, 7, 107. – Рассмотрите иллюстрацию к тексту. По иллюстрации определите, о чём будет рассказ? – Все мы, наверное, пытались дрессировать домашних животных, пытались разучивать и показывать какой-то фокус, наверняка жонглировали разными предметами. Давайте прочитаем и узнаем, как это получилось у Виталика. – Прочитайте первое предложение. – Виталик знает буквы или нет? – Прочитайте второе предложение. – Кого позвал Виталик? – Что он показал Бобику? – Прочитайте третье предложение. – Что сделала собака? – Кто прочитает весь текст целиком? – Почему собака зевнула и ушла? Можно ли вообще научить собаку читать? – Правильно, ребята, читать, можно научить только человека и дрессировка, и жонглирование, и показывание фокусов это всё труд не одного дня. |
|
10. Итог. Рефлексия. |
– Найдите в данном тексте слова с твёрдым согласным звуком [б]. (Буквы, Бобик, собака). (Учитель вывешивает карточки со словами на доску, как только ученик называет слово). – Выберите слова с мягким согласным звуком [б/]. (Бобик, к себе). – Я поняла, что вы усвоили данный материал. – А сейчас, мы приготовили небольшой фокус, который поможет вам закрепить полученные знания. Вместе с … (имя ученика) вы будете угадывать, какой согласный звук: мягкий или твёрдый, дан на карточке, при этом я завяжу глаза … (имя ученика) и он будет определять на ощупь. Ваша задача похлопать, если … (имя ученика) будет определять верно. (Карточки, которые даёт учитель ученику) – Каждый фокус имеет свой секрет, фокусники его никому и никогда не открывают. И у нашего фокуса тоже есть секрет. Вы попробуйте его разгадать. – Урок окончен, спасибо за работу на уроке. |