Разработка урока литературного чтения в 1-м классе по общеобразовательной программе

Разделы: Начальная школа


Литературное чтение

Тема:

Звуки [б], [б/]. Буквы “Б, б”. (Учебник “Русская азбука” с. 107).

Урок построен с использованием здоровьесберегающей технологии раскрепощённого развития детей доктора медицинских наук, профессора Владимира Филипповича Базарного.

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Цели:

  1. Формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами.
  2. Развивать фонематический слух, логическое мышление, связную речь, воспитывать интерес к чтению.
  3. Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроке.

Оборудование:

  1. Карточка – рисунки клоунов у каждого ученика.
  2. Рисунки клоунов.
  3. Шары, на которых написаны буквы – 10 шт.
  4. Рисунки зданий цирков: красного, синего, зелёного цветов, обозначающих гласный, мягкий и твёрдый согласные звуки.
  5. Рисунки животных, которые находятся на зрительных метках.
  6. Рисунок клоуна для “СУС”.
  7. Аудиозапись для проведения физминутки.
  8. Держалка.
  9. Карточки для сенсорно – координаторного тренажа.
  10. Слоговые карточки.

№ п/п

Содержание урока

Примечание

1. Организационный момент

Сообщение темы.

– У вас на столах лежат карточки рисунки клоунов.

– Сегодня у нас в гостях весёлые клоуны Бим и Бом. Найдём их среди других клоунов, они совсем не отличаются друг от друга, их можно даже спутать. Найдите их и отметьте галочкой. Но эти клоуны не любят когда их путают, давайте им поможем.

– Нашли, отметьте и у меня на доске.

– Какой первый звук в имени Бом? (Первый звук [б], он звонкий, твёрдый, согласный).

– Какой первый звук в слове Бим?

(Первый звук в имени Бим [б/], он звонкий, мягкий, согласный).

– Чем же мы можем помочь Биму и Бому, чтобы они отличались друг от друга?

(Можно одеть Бома в одежду синего цвета, потому что первый звук в слове Бом твёрдый согласный, а Бима одеть в одежду зелёного цвета, потому что первый звук в слове Бим мягкий согласный).

(Учитель прикрепляет одежду на клоунов).

– Вчера мы с вами познакомились со звуками [б], [б/], буквами Б, б, поэтому сегодня на уроке литературного чтения мы учиться читать слова с буквой б.

(У каждого ученика на столе лежит карточка: рисунки клоунов и на доске большой рисунок).

2. Закрепление.

– Кто такой жонглёр?

– В словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение:

Жонглёр – это цирковой артист, который занимается жонглированием, т. е. подбрасывает и ловит на лету одновременно несколько предметов.

– Может ли клоун быть жонглёром?

– Правильно, конечно может.

– Наш клоун Бом жонглер, чтобы он не уронил ни одного мяча, давайте назовём буквы, которые записаны на мячах.

 

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения заданий.

– Прочитайте буквы, которые обозначают гласные звуки.

(а, о, у, е, и)

– Какие гласные указывают на твёрдость согласного?

(Гласные а, о, у, ы указывают на твёрдость согласного).

– Какие гласные указывают на мягкость согласного?

(Гласные и, е указывают на мягкость согласного звука).

– Когда буква е даёт два звука?

(Буква е даёт два звука [йэ] когда она находится в начале слова или после гласной).

– Когда она даёт один звук?

(Буква е даёт один звук [э] когда она находится после согласной).

– Прочитайте буквы, которые обозначают согласные звуки.

(н, п, к, з, с)

– Чем звук отличается от буквы?

(Звук мы слышим и произносим, букву мы видим и пишем).

 

3.

Игра “Найди животному свой домик”.

– Скажите, а может ли клоун быть дрессировщиком?

– Может. Ведь клоун на все руки мастер. В цирке работает клоун-дрессировщик Юрий Куклачёв, он работает с кошками.

– Видели ли вы когда-нибудь его выступление?

– В цирке Бим и Бом тоже умеют не только жонглировать мячами, но и дрессировать животных, но их животные разбежались. Поможем клоунам вернуть животных.

На зрительных метках находятся картинки с изображениями животных. Определить в каком здании цирка живёт каждое животное, вы должны по первому звуку этого слова.

– Проверим правильность выполнения задания. Сейчас вы называете животное, выделяете первый звук в слове, даёте ему характеристику, (учащиеся определяют гласный или согласный, твёрдый или мягкий.)

– В каком слове есть звук [б]?

(В слове собака есть звук [б] он твёрдый, на твёрдость указывает гласная буква а).

Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности – работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками с картинками. Этот приём заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим “зрительных горизонтов”). Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц (Элемент здоровьесберегающей технологии “Технология раскрепощенного развития детей” В. Ф. Базарного).

4. Физминутка.

1. Схема универсальных символов (“СУС”)

– Сейчас мы с вами проследим, как на арене цирка выступает Бим. Пройдите за мной. (На конце указке закреплён рисунок с изображением клоуна Бима на одноколёсном велосипеде). (Включается аудиозапись).

2. Самомассаж.

В процессе урока для разминки на мышечно-телесную и зрительную координацию используются схема универсальных символов – “СУС”. Выбирается поле, на которое наносится схема максимально возможных размеров. Для этого выбирается поперечный размер овала. Продольный размер его рассчитывается путём умножения поперечного размера на 1,41. Цвета должны соответствовать, как показано в ходе урока

(Элемент здоровьесберегающей технологии “Технология раскрепощенного развития детей” В. Ф. Базарного).

Точка № 1:

Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка № 2:

Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка № 3:

Воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка № 4:

Нормализуется работа вестибулярного аппарата.

Точка № 5:

Уменьшается кашель.

Точка № 6:

Контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани.

Точка № 7:

Руки человека связаны со всеми органами. Нормализуются многие функции организма.

5. Закрепление.

– Покажем клоунам Биму и Бому, как мы умеем читать и составлять слова.

– Прочитаем слоги на держалке.

СЛО ЛА ВО БУК ШКО ВА

– Кто заметил, какой слог был с изучаемой буквой?

(В слоге бук есть буква б).

(На доске записаны слоги):

СЛО КУ ЛА СЫ ВО НИ БУК ТУ ШКО ВА

– Найдите среди написанных слогов, слоги которые мы сейчас читали.

(Ученик читает слог, берёт его и переставляет на другое место).

– Составьте из выбранных слогов слова.

(Слово, буква, школа – учащиеся составляют слова, переставляя выбранные ими слоги).

Используется держалка, позволяющая переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них внимание. Учитель, держа в руках держалку, на которой находятся слоги, демонстрирует учебный материал, плавно ее, передвигая справа-налево, сверху – вниз. Тем самым оказывается дополнительная активность для всех групп глазных мышц и привлекается внимание учащихся.

6. Игровая технология “Обучение через игру” Г. А. Цукерман

Игра в слова.

– Клоуны вам предлагают выполнить следующее задание.

– Среди букв найдите слова, обозначающие людей, которые выступают в цирке.

ПОЛМГИМНАСТБААВКЛОУНЕАУ

СТЖОНГЛЁРСЫАКРОБАТИУИН

 

Проверка выполненной работы.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

– Какие слова нашли?

Ответ: 1-ая строка – гимнаст, клоун;

2-ая строка – жонглёр, акробат.

– В каком слове рядом находятся две гласные буквы?

(В слове клоун).

– Найдите слово, где рядом находятся две согласные буквы.

(В словах: гимнаст, клоун, жонглёр, акробат).

– Какой звук в слове акробат даёт буква б?

 

7. Физминутка.

Комплекс дыхательных упражнений “Кто и как?”

1. Как пыхтит тесто?

“Пых – пых – пых …”

2. Как паровоз выпускает пар?

“Из – из – из …”

3. Как шипит гусь?

“Ш – ш – ш …”

4. Как мы смеёмся?

“Ха – ха – ха …”

5. Как воздух выходит из шарика?

“С – с– с …”.

6. Подуем на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.

“Ф – ф – ф …”

Для снятия напряжения в первом классе проводится вторая физминутка на 20-ой минуте урока. (Учащиеся делают вдох, на слова делают выдох).

8.

Сенсорно – координаторный тренаж

– Рассмотрите иллюстрации и скажите, с каким номером изображён дрессировщик?

(Дрессировщик находится на иллюстрации под номером 4).

Важнейшая особенность урока состоит в том, что он проводится в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и применения активизирующих детей заданий. Для этого используются подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями.

В четырёх верхних углах учебной комнаты находятся подвижные “сенсорные кресты”. На них учитель размещает предложения. “Сенсорные кресты” приводит в движение, учащиеся начинают живо фиксировать взгляд по очереди на предложения. При этом они совершают движение глазами, головой и туловищем.

9. Работа по учебнику.

– Работаем по учебнику, на странице 1, 0, 7, 107.

– Рассмотрите иллюстрацию к тексту. По иллюстрации определите, о чём будет рассказ?

– Все мы, наверное, пытались дрессировать домашних животных, пытались разучивать и показывать какой-то фокус, наверняка жонглировали разными предметами. Давайте прочитаем и узнаем, как это получилось у Виталика.

– Прочитайте первое предложение.

– Виталик знает буквы или нет?

– Прочитайте второе предложение.

– Кого позвал Виталик?

– Что он показал Бобику?

– Прочитайте третье предложение.

– Что сделала собака?

– Кто прочитает весь текст целиком?

– Почему собака зевнула и ушла? Можно ли вообще научить собаку читать?

– Правильно, ребята, читать, можно научить только человека и дрессировка, и жонглирование, и показывание фокусов это всё труд не одного дня.

 

10. Итог. Рефлексия.

– Найдите в данном тексте слова с твёрдым согласным звуком [б].

(Буквы, Бобик, собака).

(Учитель вывешивает карточки со словами на доску, как только ученик называет слово).

– Выберите слова с мягким согласным звуком [б/].

(Бобик, к себе).

– Я поняла, что вы усвоили данный материал.

– А сейчас, мы приготовили небольшой фокус, который поможет вам закрепить полученные знания. Вместе с … (имя ученика) вы будете угадывать, какой согласный звук: мягкий или твёрдый, дан на карточке, при этом я завяжу глаза … (имя ученика) и он будет определять на ощупь. Ваша задача похлопать, если … (имя ученика) будет определять верно.

(Карточки, которые даёт учитель ученику)

– Каждый фокус имеет свой секрет, фокусники его никому и никогда не открывают. И у нашего фокуса тоже есть секрет. Вы попробуйте его разгадать.

– Урок окончен, спасибо за работу на уроке.