Урок по теме ”Болота”, по замыслу автора, должен был стать гимном неброской родной природе, т.к. часть Коломенского района лежит в пределах Мещёрской низменности.
В основу урока положены следующие методические и мировоззренческие принципы:
- Вмешательство человека в природный комплекс должно быть разумным.
- Использование произведений художественной литературы помогает создать яркий образ изучаемого явления.
- Применение мультимедийного учебника способствует рациональному использованию времени на уроке, более эффективному усвоению знаний учащимися.
- Формирование навыков рациональной организации учебного труда должно осуществляться на всех этапах урока.
- Применение разнообразных форм самостоятельной работы, проблемное обучение стимулируют познавательную активность школьников.
На создание урока вдохновили материалы газеты ”География”, посвящённые Мещёре.
Топи да болота
Злосчастный жребий земли Русской?
Задачи урока:
1. Сформировать знания о природном комплексе болот, их значении для природы и хозяйственной деятельности человека; продолжать учить школьников прогнозировать последствия вмешательства человека в природный комплекс.
2. Продолжать учить щкольников работать с разными источниками информации, в т.ч. с мультимедийным учебником.
3. Способствовать становлению экологического мышления учащихся.
Оборудование:
- мультимедийный учебник географии для 8 класса;
- учебник ”География России. Природа и население” под ред. Алексеева А.И.;
- физическая карта России;
- раздаточный материал;
- гербы городов Мещёры и Приобья.
План урока
- Не море, не земля…
- Досталось нам безбрежное болото…
- Позовут журавлиные крики…-самостоятельная работа – 12 минут
- Злосчастный жребий земли Русской?- итоги самостоятельной работы
- Выводы по теме урока.
- Домашнее задание.
- ”…скирды солнца в водах лонных!” – компьютерная презентация.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап.
Не море, не земля, корабли не плавают, и ходить нельзя.
Учащиеся отгадывают загадку
Темой нашего сегодняшнего урока и будет ”Топи да болота”. Основные вопросы: что такое болото? Какова их роль в географической оболочке? Каково место болот в хозяйственной деятельности человека. Главный вопрос урока: Злосчастный ли жребий земли Русской болота? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны будем проанализировать большое количество информации, полученной из разных источников. Надеюсь, что нам удастся создать всеобъемлющий образ болота, и мы сможем дать прогноз последствий вмешательства человека в этот природный комплекс.
Учитель знакомит учащихся с планом урока
2. Изучение нового материала
Досталось нам безбрежное болото…
Итак, что же такое болото? Какую площадь занимают болота в нашей стране?
Учащиеся слушают дикторский текст мультимедийного учебника по теме ”Болота” и отвечают на вопрос учителя.
Почему образуются болота?
Учащиеся высказывают предположения, которые сверяют затем с текстом на экране ”Причины заболоченности”:
близкое залегание грунтовых вод;
плоский рельеф, затрудняющий сток;
избыточное увлажнение;
наличие водоупора.
Давайте посмотрим, как происходит процесс образования болота.
Просмотр мультимедийного фрагмента ”Образование болота”
Мы установили, что заболочено 12% территории России. Давайте назовём районы наибольшего распространения болот.
Работа с окном ”Распространение болот”
Убедитесь по физической карте России, что на территории названных районов стоит знак заболоченности.
Итак, мы выяснили, что такое болото, каковы причины заболоченности, где в нашей стране наиболее заболоченные районы. Разные аспекты значения болот для природы и хозяйственной деятельности человека вам предлагается выяснить самим в ходе самостоятельной работы. Инструкция по выполнению самостоятельной работы на каждом рабочем месте. При подготовке старайтесь выбирать главное. Ответы должны быть краткими и чёткими. Время выполнения – 12 минут.
Упражнение для глаз (в соответствии с требованиями здоровьесберегающей технологии)
3. Самостоятельная работа
Позовут журавлиные крики…
Задания для самостоятельной работы
3.1. Унылые пространства. Болота верховые и низинные. Прочитай текст на стр.152 учебника. Рассмотри рис.118 и ответь на вопросы к нему.
3.2. Запасной фонд природы, кладовая солнца, витаминов, летописец старины. Прочитай § 26 учебника. Выясни, каково значение болот для природы и хозяйственной деятельности человека. Приготовься рассказать об этом классу.
3.3. Какая загадочная, невероятная жизнь…
Прочитай отрывок из стихотворения О.Фокиной ”Отгорела косынка…”
Расстелю я косынку на зелёной поляне,
Наберу я малины переспелой, неранней,
Наберу костяники, наберу княженики,
Голубой голубики и румяной брусники.
Найди в гербарии болотные растения.
3.4. За болотным кордоном. Прочитай предлагаемые материалы [3, 5] Расскажи, какое влияние оказали болота на некоторые события в истории страны.
3.5. Злосчастный жребий земли Русской?…
Прогнозирование последствий осушения болот.
Полесье – плоская заболоченная низина. В Восточной Европе существуют Белорусское Полесье в долине реки Припяти и Мещерское Полесье, расположенное на Мещёрской низменности. Прочитайте материалы об осушении болот в Белорусском Полесье. Как отразилось осушение болот на подземных и поверхностных водах, почвах, растительности, животном мире? Результаты прогноза оформите в виде схемы причинно-следственных связей. Если вы придёте к выводу, что осушать болота повсеместно нельзя, предложите другие решения проблемы.
4. Подведение итогов самостоятельной работы
Злосчастный жребий земли Русской?…
Задание классу: заполнить пропуски в тексте ”Выводы по уроку”
Ответить на главный вопрос урока.
3.1. Унылые пространства. Болота верховые и низинные. Те, кто выполнял этот вариант, могут проверить правильность выполнения: на рабочем месте имеется ключ.
Самопроверка по образцу
Образец. Болота бывают верховые и низинные. Низинные болота образуются в понижениях рельефа, верховые – на плоских водоразделах. Низинные болота питаются подземными водами, содержащими много минеральных веществ. Верховые болота получают воду от атмосферных осадков. Торф низинных болот даёт много золы и отличается малой калорийностью, поэтому используется в основном в качестве удобрения. Растительность низинных болот богаче. Торф верховых болот лучше как топливо. Низинное болото может превратиться в верховое, если понизится уровень грунтовых вод.
Каково же значение болот для природы и хозяйственной деятельности человека?
3.2. Запасной фонд природы, кладовая солнца, витаминов, летописец старины.
Учащиеся, выполнявшие это задание рассказывают о значении болот для природы и хозяйственной деятельности человека.
Смена динамических поз
Ребятам предлагается повернуться и рассмотреть гербы городов на боковой стене. Учитель делает комментарии.
На болотистом водоразделе Яузы и Клязьмы особенно высокого качества ключевая вода. Отсюда, из-под Мытищ был в 19 веке построен первый водопровод, питавший Москву. Отработанная Москвой вода тоже уходит в Мещёру. (гербы Мытищинского района – акведук и пос. Некрасовка- станция аэрации).
Для болот характерны уникальные растительный и животный мир. Давайте послушаем о растениях и животных болот.
3.3. Какая загадочная, невероятная жизнь…
Растительность и животный мир болот.
Отчёт сопровождается показом листов гербария.
Смена динамических поз
Ребята рассматривают гербы городов на другой боковой стене и слушают комментарий учителя.
Редко случается, чтобы территории вводили в свой образ стоячую или вяло текущую воду. Реки, море – другое дело. Болотный пейзаж с рогозом и селезнем рисует герб посёлка им. Воровского. Его дополняют кувшинки на эмблеме посёлка Купавна, перо водоплавающей птицы, подстреленной в бывших лесах московского района Перово. На гербе Гуся-Хрустального водоплавающая птица гусь.
Главный экологический символ Приобья – стерх. Один танцует в Шурышкарском районе, второй – летит, возвращаясь с юга над Ханты-Мансийском. Полёт птицы – спокойный и сильный, голос – мелодичный, звонкий курлыкающий крик. Стерх в мае, когда земля ещё покрыта снегом и лишь появляются первые проталины, возвращается на родину. Супругу стерхи выбирают один раз и на всю жизнь. Болота, которые обходит человек, – арена другой счастливой жизни.
Вряд ли вы когда-либо задумывались о роли болот в судьбе нашей страны. А она значительна. Ведь исторические события совершаются на каком-то географическом пространстве.
3.4. За болотным кордоном.
На карте видно, что природа положила влажный коврик полесских болот у входа в нашу страну – словно предложение входящим вытирать ноги на пороге нашего дома. На исторических картах видно, что армии захватчиков вынуждены были делиться, чтобы обогнуть их.
Ученики, выполнявшие это задание, рассказывают о том, что при форсировании Днепра в 1943 году наши войска наступали по болотам, где их не ждал противник; о том, что, возможно, благодаря мещёрским болотам Москва стала столицей во времена монголо-татарского нашествия.
Смена динамических поз
Учащиеся рассматривают герб Москвы и слушают комментарий учителя
Герб Москвы: конник приканчивает болотное пресмыкающееся: Смоленско-Московская возвышенность кладёт конец Мещёрской низменности. А на гербе Шатуры над рябью бесчисленных шатурских озёр св. Георгий борется с весьма своеобразным змием, напоминающим просто большую болотную змею.
И всё же никто не будет спорить, что болота затрудняют хозяйственную деятельность населения. Группа ребят получила задание продумать, как отразится осушение болот на природном комплексе, и какие меры по уменьшению заболоченности являются наиболее целесообразными.
3.5. Злосчастный жребий земли Русской? Прогнозирование последствий осушения болот.
Осушение болотснижение уровня грунтовых вод
разрушение торфяных залежей
иссушение климата территории
исчезновение ручьёв, родников, речек
загрязнение нитратами и пестицидами почв и вод
исчезновение и сокращение численности многих видов растений и животных
снижение продуктивности лесных сообществ
усиление почвенной эрозии
заиление озёр
Возможные меры: превращение болот в озёрные бассейны; сохранение лесов и создание лесозащитных полос.
4.2. Вывод
Итак, мы выяснили огромное значение болот для природы и хозяйственной деятельности человека. Выяснили, что решение, лежащее на поверхности, не всегда является верным. Наметили пути уменьшения площади болот. С болотами были связаны многие суеверия – о леших, водяных, но вместе с тем это охраняло болота от неразумного вторжения человека. Рассказывают, что ещё при Александре Освободителе были предприняты первые попытки осушить Мещёру. Жители особенно глухих деревень с вилами и топорами вставали на пути строителей, не допуская в заповедные места. Как же мы ответим на вопрос урока? Злосчастный ли это жребий земли Русской или дар Божий, которым надо уметь грамотно воспользоваться.
Подведём итоги нашей деятельности на уроке. Все, кто выступал, могут поставить себе оценки в листы самооценки.
5. Подведение итогов урока
Сверка полученного текста ”Выводы по уроку” с образцом (демонстрируется на экране) См. Приложение.
Обратная связь.
6. Домашнее задание
§ 26 (ответить на вопросы).
По желанию можно выполнить постер по теме урока, книжку-малышку для начальной школы, слайдфильм.
Объявление оценок
7. Презентация
” …скирды солнца в водах лонных”
Урок заканчивается просмотром презентации, подготовленной учащимися. Звучит фонограмма журавлиных криков.
Это о крае болот сказал С. Есенин” …скирды солнца в водах лонных”.
Литература
- География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред.А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн.1: Природа и население. 8 кл.- М.: Дрофа, 2003.
- Ермошкина А.С. Конструирование и методика преподавания комплексного курса ”География России”-М. 1992
- ”География”, 2004, № 8.
- ”География”, 2004, № 11.
- Карель Пауль. Восточный фронт. Кн.2. Выжженная земля.-М.: Изографус, ЭКСМО, 2003.
- Мешечко Е.Н. Природа Белорусского Полесья нуждается в защите.- ”География в школе”, 1989, № 6.
- Сухов В.П. География: Проб.учеб.для 8 кл.- М.: Просвещение, 1989.