Цели:
- Расширить знания детей о сочинении-описании в художественном стиле речи;
- Формировать умение составлять художественное описание картины с элементами оценки деятельности;
- Учить письменно излагать мысли, понимать картины;
- Развивать умение понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства, выражать свои чувства от восприятия картины.
Оборудование: Репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег», Портрет художника.
Организация класса.
Беседа.
- Что вас сегодня удивило по дороге в школу? Выпал первый снег.
- Как изменились улица, школьный двор, лес?
- Какие чувства вызвал у вас первый снег?
- На что похож снег?
Вот как описал первый снег поэт И.Бурсов.
Посмотрите-ка, ребята,
Всё вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
- Это выпал первый снег,
Не согласна только Люба:
- Это вовсе не снежок –
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.
Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем писать сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
- Что может быть нарисовано на картине?
Рассматривание картины в тишине 1-2 минуты.
- Какое настроение вызывает картина?
- Что вы чувствуете, глядя на картину?
- Какое состояние передаёт художник?
- Как художник добился того, что мы почувствовали восторг, нетерпение?
- С помощью чего передал нам радость, покой, тишину?
Сведения о художнике.
Аркадий Александрович Пластов – русский художник. Родился в деревне Прислонихе, Ульяновской области. С детских лет очень любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно.
Пластов любил деревню, детей и долго жил и работал в родной Прислонихи. О жизни деревенских детей художник написал много картин. («По грибы», «Пастушок»)
Анализ картины.
- Что мы видим на переднем плане картины?
- Кого мы видим на крыльце?
- Почему дети выбежали на крыльцо своего дома?
- Как одета девочка?
- Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
- Как одет мальчик?
- На что они смотрят? Улицу, белые крыши деревенских изб.
- Что выражают их лица? (Можно выбрать из предложенных слов).
Восторг, удивление, счастье, испуг, радость, восхищение, грусть, волнение, беспокойство. интерес.
- Мальчик вышел только посмотреть на снег?
- Как изменилась улица после выпавшего снега, крыши домов, палисадник, деревья?
- Только ли дети рады снегу?
- Кого мы ещё видим на картине?
- Что это за птицы?
- Почему они не улетели в тёплые края?
- Что можно сказать о вороне, какая она? Удивлённая, важная, тревожная.
- Что ещё видим на картине? Берёзу и мелкий кустарник.
- Что можно сказать о кустарнике? Снег засыпал его нижние ветки, пригнул к земле.
- Что можно сказать о берёзе, какая она? Берёза: сонная, старая, уставшая.
- Что изображено на втором плане картины? Лошадь, запряженную в сани, и ямщика, деревенскую улицу, белые крыши домов.
- Какое небо мы видим на картине? Серое, мрачное, мутное, хмурое, покрыто тучами.
- Почему художник назвал так свою картину?
- Что можно сказать о земле? Белая, укуталась одеялом, расстелила ковёр…
- Опишите снег. Белый, рыхлый, пушистый, серебристый, чистый, яркий, искристый.
- Опишите снежинки. Похожи на звёздочки; лёгкие, как пух; медленно кружатся в воздухе; похожи на кружева…
Поэт И. Бурсов так описал снежинки.
Лёгкие, крылатые,
Как ночные бабочки.
Кружатся, кружатся
Над столом у лампочки.
Собрались на огонёк,
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.
- Какие строки о зиме можно вспомнить, глядя на эту картину?
А этот отрывок из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин» подойдёт к нашей картине?
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
Коллективное составление плана сочинения.
1. Вступление.
«На картине А.А.Пластова я вижу…»
«Проснулись дети утром, выглянули в окно…»
Об авторе.
2. Описание картины.
На первом плане: дети, палисадник, деревья, ворона.
На втором плане: дома, лошадь, улица.
Небо, земля, снег.
3. Заключение.
«В своей картине художник показал…(цвета, настроение)».
Своё отношение к картине.
Оформление сочинения.
Эпиграф.
«Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима».
Письмо сочинения на черновике.
Проверка орфограмм и построения предложений.
Запись сочинения.
Урок окончен.
Слова, которые подчёркнуты, выносятся на доску в помощь детям при написании сочинения.
Сочинения детей.
Мамонтенко Виктория.
На картине я вижу тихий деревенский день. Выпал первый снег. На улицу выскочили девочка и мальчик. Девочка была одета в жёлтый платок и платье, а мальчик уже в тёплую шубу и шапку. Дети с удивлением смотрели на снег. Рядом на снегу ходила важная ворона. В палисаднике замерла старая, уставшая берёза. На первом снегу видна дорожка. Улица белая и нарядная. Лошадь уже запрягли в сани.
Мне картина понравилась, потому что я тоже люблю первый снег.
Шевелев Михаил.
На этой картине я вижу, как летят красивые, искристые снежинки, похожие на звёздочки. Девочка и мальчик любуются ими. Далеко вверху виднеется хмурое небо. Землю покрыл тонкий зимний ковёр. Старая берёза и та радуется первому снегу. Важная ворона скакала-скакала по снегу и провалилась! Лошадь с санями весело бежит по улице.
Мне понравилась эта картина, потому что я тоже люблю зиму.