Тема: упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.
Цель: обобщить знания детей о способах проверки безударных гласных.
Задачи:
1. Образовательные:
- учить использовать правило о проверке
безударных гласных;
- закреплять навыки правописания.
2. Развивающие:
- развивать речь, мышление, память, внимание.
3. Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, ответственность, чувство коллективизма.
Оборудование:
- Иллюстрации весенней природы,
- карточки с названиями весенних месяцев,
- репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с безударными гласными. Материалом нашего урока будут слова, предложения, тексты на тему… Тема спрятана в упражнении для чистописания.
2. Чистописание.
Элементы каких букв вы видите? (На доске записаны элементы букв слова весна).
Какое слово можно составить из этих букв? весна
Запишите слово.
Назовите родственные, однокоренные слова.
Весенний, вешний, веснушки.
Назовите безударные гласные в словах весна, весенний.
Подберите проверочное слово, выделите орфограмму.
При написании каких гласных мы чаще всего должны вспоминать о проверке?
Как проверить безударную гласную?
Назовите весенние месяцы.
МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ
Появляются на доске фотографии весенней природы.
В названии какого месяца только ударные гласные?
Сегодня речь пойдёт о марте.
На доске:
Март на дв.ре - п.ра яркого солнца и п.л.сатых сн.гов, з.ме к.нец, а в.сне начало.
Назовите пропущенные гласные, подберите проверочные слова, выделите орфограммы.
В каком слове другая орфограмма?
Почему говорится, что снег полосатый?
Этимологическая справка: в Древнем Риме март был первым месяцем нового года и посвящался Марсу - покровителю полей и стад. Поэтому месяц так назвали.
3. Составление и запись пословиц. Лексико-орфографический разбор.
Народ сложил много пословиц о первом весеннем месяце. На доске записаны три из них, но части, составляющие пословицы, перепутаны.
Кто может восстановить пословицы?
Март-зимобор | и зима заплачет. |
Март-грачевник | с зимой борется. |
Придёт март-капельник, | грачей пригнал. |
Почему март в народе называют зимобором, грачевником, капельником?
Запишите любую пословицу, объясните написание безударных гласных.
4. Творческий диктант.
Я буду читать текст с пропуском слов-названий птиц. Там, где я сделаю паузу, вы должны по смыслу догадаться, о какой птице идёт речь, и записать в тетрадь название птицы.
Ярко светит мартовское солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся…. На заборе вертят головами, качают хвостами, трещат длиннохвостые …. На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня-чёрные с белыми носами…. Около старого скворечника распевают звонкую песенку…. Они умеют подражать голосам многих птиц.
Если учащиеся затрудняются, можно предложить им рассмотреть изображения птиц.
Рисунок4
Рисунок5
Рисунок6
рисунок7
Как бы вы озаглавили текст?
Какие слова помогли вам узнать птиц?
Прочитайте слова, в которых написание безударных гласных надо запомнить?
Прочитайте слова, в которых написание безударных гласных можно проверить. Докажите.
Почему грачей и скворцов называют первыми вестниками весны?
5. Первичное восприятие картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Перед вами репродукция картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
(Используется мультимедийное оборудование).
Как вы думаете, в какое время года она написана? Почему?
О чём рассказывает картина?
Как бы вы её назвали?
6. Беседа по картине.
Что привлекло внимание художника, стало предметом его описания в картине?
Каким вы видите небо?
Что в картине озарено неярким весенним светом?
Каким вы увидели снег у берёз и вдали на полях?
Какими художник изобразил берёзы?
Расскажите о грачах.
Какие цвета преобладают на картине?
Чем заинтересовала вас картина?
7. Ознакомление с текстом, восстановление и запись текста.
Грачи прилетели.
На картине начало …. Тает …. Талая вода стекает в …. На синем небе …. Всюду неяркий весенний …. На деревьях хлопочут …. Птицы обживают свои ….
Что записано на доске?
Всё ли понятно?
Что нужно сделать, чтобы догадаться, какие слова пропущены?
Какие слова надо вставить?
Прочитайте ещё раз и скажите, подходит ли текст к содержанию картины?
Орфографическая подготовка и запись текста.
8. Итог урока.
Чему учились на уроке?
Чем заинтересовал вас урок?
9. Домашнее задание.
Устно составить свой рассказ на весеннюю тему.