Цели и задачи:
- Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся по теме «Архимедова сила. Плавание тел».
- Формирование глубоких и прочных знаний по теме «Плавание судов».
- Формирование умений самостоятельно применять знания к решению качественных и количественных задач.
- Формирование практических умений и навыков, умения самостоятельно проводить эксперимент.
- Закрепление умений и навыков.
- Развитие кругозора учащихся.
- Воспитание интереса к предмету.
Содержание урока:
- Организационный момент.
- Разминка.
- Физический диктант.
- Изучение нового материала.
- Демонстрация опытов.
- Закрепление.
- Итоги урока.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы узнаем, какими бывают суда, какого их назначение и почему они плавают, а также научимся применять знания к решению задач.
2. Разминка.
Нам предстоит разгадать кроссворд. Если все слова будут угаданы верно, то в вертикальном столбце мы увидим тему нашего урока.
Вопросы:
- Единица давления.
- Единица массы.
- Кратная единица массы.
- Единица площади.
- Единица времени.
- Единица силы.
- Единица объема.
- Единица длины.
3. Физический диктант.
Вариант 1. |
Вариант 2. |
||
1 |
Сформулируйте определение давления. | 1 |
Сформулируйте определение архимедовой силы. |
2 |
Как передается давление, производимое на газы? | 2 |
Как передается давление, производимое на твердые тела? |
3 |
Запишите формулу для вычисления силы давления. | 3 |
Запишите формулу для определения давления тела на поверхность опоры. |
4 |
Запишите формулу закона Архимеда. | 4 |
Запишите формулу для вычисления давления жидкости на дно сосуда. |
5 |
Перечислите условия плавания тел (сравнить силу тяжести и выталкивающую силу). | 5 |
Перечислите условия плавания тел (сравнить плотность тела и плотность жидкости). |
Ответы проверяются фронтально сразу же после проведения диктанта и устно исправляются допущенные ошибки.
4. Изучение нового материала.
Термин «Судно» используют в торговом и пассажирском флоте, а «Корабль» - в военном. Рассмотрим виды судов:
1) по району отправления:
- океанские
- каботажные (для прибрежных рейсов в море)
- речные
- озёрные
2) по назначению:
- торговые
- пассажирские
- военные
3) по типу двигателя:
- пароходы и паротурбоходы
- теплоходы
- атомоходы
- газотурбоходы
- электроходы и турбоэлектроходы
4) по назначению:
- Лайнеры – суда пассажирского флота (например, лайнер «Нормандия»).
- Контейнеровозы предназначены для доставки товаров в специальных контейнерах («Сестрорецк»).
- Ролкеры используются для перевозки колёсной техники («Магнитогорск»).
- Лихтеровозы перевозят лихтеры, то есть несамоходные баржи, способные пройти по мелководью («Борис Андреев»).
- Балкеры предназначены для перевозки сыпучих грузов и снабжены наклонными продольными переборками («Зоя Космодемьянская»).
- Танкеры предназначены для транспортировки жидких грузов (нефть) в трюмах, оснащены навигационной системой, спутниковой связью, аппаратурой для поиска судов, терпящих бедствие («Победа»).
- Ледоколы разрушают ледяные покровы, прокладывая путь другим судам («Ленин», «Ермак», «Красин», «Арктика», «Сибирь»).
Вид парусного судна можно определять по типу парусного вооружения, которое включает в себя рангоут (деревянные или стальные элементы мачт и реев), такелаж (пеньковые или металлические канаты, расположенные на мачтах) и парус.
Все суда обладают достаточно большой массой, а значит, и силой тяжести. Благодаря чему же они держатся на воде и перевозят большие грузы? Мы знаем, что любое тело вытесняет своей подводной частью столько жидкости, что её вес равен весу тела в воздухе. В свою очередь, вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом. Получается, что судно, погружаясь в воду, находится в равновесии.
Характеристики судна:
- Осадка – это глубина, на которую судно погружается в воду.
- Ватерлиния – красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку судна.
- Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.
- Грузоподъемность – вес полезного груза, перевозимого судном.
5. Демонстрация опытов.
1. Если опустить на воду пластину из металлической фольги, то она тонет. Если же согнуть эту пластину в виде коробки и снова поставить на воду, то такая коробка будет плавать на поверхности воды, даже если нагрузить её гирей.
Сравним вес коробки с грузом и вес вытесненной воды: вес воды, вытесненной подводной частью коробки, равен весу этой коробки с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на саму коробку с грузом. Теперь на боковой поверхности коробки нанесём метку – глубину погружения нагруженной части коробки в воду. Это – ватерлиния. Пробьём дно коробки гвоздём, и она постепенно утонет. Точно также ведут себя и суда. В стальных кораблях есть воздух. Он занимает много места. Если на место воздуха впустить воду, то судно утонет.
2. Рассмотрим простейший пример подводного судна. В стакан со свеженалитой газировкой бросим виноградину. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, и когда их станет довольно много, виноградина всплывёт. На поверхности пузырьки лопаются, газ улетает, и отяжелевшая виноградина снова опускается на дно. Так будет продолжаться до тех пор, пока газировка не «выдохнется».
По аналогии плавает подводная лодка. У неё внутри есть специальные балластные цистерны, которые заполняются забортной водой. Если надо опуститься на глубину, то цистерны открываются, в них устремляется забортная вода. Она вытесняет воздух, и лодка опускается. Если же надо снова всплыть, то в цистерны пускают сжатый воздух из специальных баллонов. Он вытесняет воду, и облегчённая лодка всплывает.
6. Закрепление.
- В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат? (Нет, так как положение корабля относительно поверхности воды не изменяется)
- Почему надувная лодка имеет малую осадку? (Плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик)
- Плот связан из 10 сосновых брёвен. Объём каждого бревна равен 1,6 м3. Можно ли на этом плоту переправить груз массой 10 т? (Нет)
- Площадь поперечного сечения сухогруза на уровне воды равна 2000м2. По окончании погрузки глубина осадки увеличилась на 3м. Определите массу груза, принятого на борт сухогруза. (6 000 т)
- Судно, погруженное в пресную воду до ватерлинии, вытесняет воду объёмом 15000м3. Вес судна без груза равен 5 000 000Н. Чему равен вес груза? (145 000 кН)
7. Итоги урока.
Подведение итогов, формулировка выводов, комментирование оценок.