Цели:
- Развитие умения распознавать в словах сочетания ча, ща, чу, щу, жи, ши и правильно их писать, развитие орфографической зоркости.
- Познакомить с жанром живописи – пейзаж, с картинами И. И. Шишкина. Развивать способность описывать художественное полотно.
- Воспитывать интерес к живописи; вызвать у учащихся любовь к искусству, заинтересовать их.
- Расширить представление о малой родине, о разнообразии ее природы с помощью произведений И. И. Шишкина; формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к своему краю, гордость за свое Отечество.
Оборудование и источники информации: портрет И. И. Шишкина; выставка репродукций его картин; наборы фотографий и открыток, посвященных И. И. Шишкину; словарь С. И. Ожегова; репродукции с картин проецируются на экран мультимедийной установкой.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы совершим заочное путешествие в музей. Кто из вас знает, что обозначает слово “музей”? (ответы детей) Вот как дано объяснение этого слова в толковом словаре С. И. Ожегова.
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов-памятников естественной истории, материальной и духовной культуры… Чтобы войти в этот музей, необходимо заполнить билет (у каждого ребенка на парте билеты с заданиями)
3. Чистописание
- Назовите одинаковый звук в словах: картина, рожь, роща, утро, бор, корабельная, бурелом.
- Какая буква обозначает этот звук?
- Сегодня мы будем работать над строчной и заглавной буквами Р, р.
- Послушайте, на что похожа буква Р.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь. (В. Степанов)
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя. (Г. Виеру)Дрожу от страха до сих пор! -
Воскликнуло полено: -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно! (Е. Тарлапан)
- Спишите с доски:
Рр рр Ра ро ри ре Ро Ри Ра Ре
- А теперь давайте поиграем в игру “Чистоговорки”
Ра-ра-ра – начинается…(игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары).
Ро-ро-ро – у нас новое…(ведро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы…(игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе).
Ри-ри-ри – на ветках…(снегири).
Ар-ар-ар – кипит наш …(самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный…(помидор).
Ир-ир-ир – мой папа …(командир).
Арь-арь-арь – на столбе висит…(фонарь)
- Запишите предложение:
Родина любимая, словно мать родимая.
После работы над предложением выяснить смысл пословицы.
- Звучит песня “Мой край.
Для нас родной край является источником жизни и труда. Родина для человека неотделима от тех мест, где он родился и рос, где с любовью к родной деревне, к родному городу, лесу, озеру, речке зарождается большая любовь к великой Родине.
4. Закрепление пройденного.
1) Спишите с доски текст и вставьте пропущенные буквы и подчеркните орфограммы.
Роща.
Рощ. ми называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Ч. десна березовая рощ. за наш. м селом! Мы ч. сто ходим в рощ. . Как тут х. р. шо! Стуч. т дятлы. Трещ. т с. р. ки. Пахнут душ. стые ландыш. .
- Какие буквы вставили и почему?
2) Известный русский писатель А. Куприн сказал: “Научитесь слушать шум леса, журчание ручейка, пение соловья, воспитывайте чувство прекрасного”. (записано на доске)
Тонко и чутко вслушивался в шум сосновых лесов и мастерски изобразил жизнь русской природы наш земляк, уроженец города Елабуга – великий мастер пейзажа, любимый народом, замечательный художник… О ком идет речь, вы узнаете, выполнив задания на вашем билете “Угадайте и запишите слово”
- Не поедет без бензина
Ни автобус, ни… (машина) - Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (Снежинки) - В щели глядятся,
Выскочить боятся. (Мыши) - Хищная рыба. (Щука)
- Сказочное существо. (Чудовище)
- Пастух, пасущий овец в горах. (Чабан)
Ключевое слово: Шишкин
В городе Елабуга есть музей и памятник этому замечательному художнику. Хорошо сохранился родной дом Шишкина. Его стены украшают картины земляка. (показ фотографий)
Физкультминутка
5. А сейчас давайте зайдем в этот музей, но нужно пройти контроль. Предъявите свои билеты. (проверка написания слов)
Подготовленный ученик рассказывает о Шишкине.
И. И. Шишкин родился 24 января 1832 года в Елабуге. С помощью отца – любителя-археолога и краеведа юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы; он рано полюбил просторы уходящей вдаль Камы, бесконечные леса Вятского края. В 1852 году он уехал учиться в Москву в Училище живописи и ваяния и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. Здесь раскрылись замечательные черты характера юноши: целеустремленность, трудолюбие. Вместе с тем Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей. Летом он бродил по красивым окрестностям Елабуги, делал зарисовки в альбомчик, впитывал в себя ту красоту Родины, которой не изменил всю свою жизнь. Русский пейзаж, русская природа становятся любимой сферой его творчества.
Самая известная картина И. И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”. <Рисунок 4>
- Рассматривание картины.
- Беседа по содержанию картины.
- Что вы видите на картине?
- Что изображено на переднем плане?
- Что изображено на заднем плане?
- Какие краски использовал художник?
- Что нам помогает понять, что наступает утро?
Это самая популярная картина художника. Мы видим дерево, которое упало после удара молнии, рядом сосны – корабельная роща. Солнечные лучи освещают их, и мы в утреннем тумане видим медведицу с медвежатами. Чувствуем утреннюю прохладу,
запах лесных трав, хвои и утренней росы. С каким мастерством художник нарисовал каждое дерево, каждую ветку!
6. Словарно-орфографическая работа.
- Отгадайте загадку:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Слово медведь образовалось в русском языке из двух слов: мед и ведать. Слово ведать обозначало когда-то есть, пробовать.
- Как называют медведя женского рода, детенышей?
- Запишите в словарики: медведь, медведица, медвежата.
- Поставьте в словах знак ударения, подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.
- Что вы знаете об этих красивых животных?
- Когда так говорят: “Медведь на ухо наступил”?
- А что такое медвежья услуга?
Составьте по этой картине предложение с новыми словарными словами и запишите его на своих билетах.
Дети читают свои предложения.
7. Рассмотрим следующую картину – “Рожь” (проецируется репродукция с картины)
Сообщение ученика.
Полотно художника звучит гимном плодородию, красоте родной земли. Шишкин воспевает человека труда. Картина олицетворяет образ Родины. Невозможно передать словами волнение золотой нивы. Мы слышим шуршание зрелых колосков, хлебное море уходит далеко за горизонт. При знакомстве с картиной оживают мгновения лета. Тяжелые колосья колышутся, хочется их потрогать руками, зашагать полевой дорогой. Мы видим полевые цветы – ромашки, синие васильки. Вдалеке собираются тучи. Автор уловил предгрозовую жару. Посреди бескрайнего золотого поля возвышаются богатыри – сосны-великаны, охраняющие поле.
Особенно Шишкину нравились картины художника-мариниста Айвазовского. Видя море, горы на картинах Айвазовского, он думает: “ Чем же хуже наши леса, поля?”
Обратите внимание на эти картины – “Корабельная роща”, “Святой ключ близ Елабуги”, “Кама близ Елабуги”. На этих картинах художник увековечил красоту родного края. (проецируются репродукции с картин)
Ученик:
Край родной, ты с малых лет со мной.
Милый край, лесной, сиреневый, грибной.
Для меня поют здесь песни соловьи…
Ты в жизни мне открыл простор,
На счастье дал права.
Перед твоею красотой
Бессильны все слова.
Мой край родной,
Горжусь тобой,
Живу тобой, дышу тобой.
Как я тебя люблю,
Мой край родной,
Мой край родной!
Посмотри, как он хорош,
Край, в котором ты живешь.
Край, наполненный свежей листвой.
Береги его, он твой!
Добротой земля моя прекрасна,
Так давай на долгие века
Сохраним земле ее богатства,
Эти рощи, реки и луга.
8. Обобщение.
На картинах Шишкина красота российского пейзажа. Художник настойчиво изучал родную природу, родную сосну, березу, ручейки, камешки – и создал особый, шишкинский род рисунков…
9. Приходилось ли тебе в жизни видеть картины природы, похожие на пейзажи И. И. Шишкина? Попробуй изобразить это. Дети рисуют.
10. В конце урока выставка работ. Дети сдают на проверку билеты.
Входной билет |
Литература:
- “Изобразительное искусство в начальной школе” 2 класс часть 2;
- Газета “Открытый урок” №8 2006 г.;
- Газета “Начальная школа” № 1 2006 г.;
- Иван Иванович Шишкин. Издательство академии художеств СССР, Москва 1961 год.