Тема: Координаты на луче.
Цели урока:
- сформировать способность к определению координаты на числовом луче с заданным единичным отрезком;
- сформировать способность записывать координаты любых точек;
- тренировать навык к грамотному построению координатных лучей.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Дети работают стоя.
– Настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте себя по голове, по лицу, пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными, как разведчики. Крепко обнимите и полюбите себя. Откройте глаза и повторяйте за мной:
Я очень хочу учиться!
Я готов к успешной работе!
Я замечательно работаю!
– С чем вы познакомились на предыдущих уроках? (Шкалы. Числовой луч.)
– Мы сегодня продолжим эту интересную работу.
– Нам предстоит подняться еще на одну ступеньку Лесенки Знаний, чтобы узнать новое понятие, связанное с числовым лучом.
II. Актуализация знаний и мотивация.
а) – Дома вы должны были построить числовой луч и на нем отметить результаты измерения длин сторон подобного многоугольника, расположив их в порядке возрастания.
Например: стороны многоугольника равны:
3 см, 6 см, 9 см, 12 см, 15 см, 18 см, 21см, 24см, 27см.
– Покажите: что у вас получилось?
У кого возникали затруднения?
(Дети показывают листочки с заданием.)
– Что интересного заметили? (Числа, кратные 3.)
– Какие знания вы использовали при построении числового луча?
(1. Число 0 – начало луча. 2. На числовом луче откладывали равные единичные отрезки. 3. Расстояние от каждой точки числового луча до начала отсчета равно соответствующей этой точке числу.)
– Какие действия позволяет выполнить числовой луч?
(Изобразить любое число; складывать, вычитать и сравнивать числа).
– Тогда изобразите на своем числовом луче смешанное число .
(Дети садятся, 1 ученик показывает на доске или на демонстрационном образце.)
– Что для этого нужно?
(Взять 15 целых единичных отрезков, а 16-ый разделить на 3 равные части, но взять лишь 1 из трех.)
б) – А сейчас я дам вам “ключ”, чтобы узнать новое понятие, стоящее на следующей ступеньке лесенки Знаний.
– Вы для этого на своем числовом луче проставьте буквы, соответствующие числам данной таблицы и прочитайте получившееся слово:
Ключ:
21 |
9 |
27 |
3 |
0 |
24 |
15 |
12 |
6 |
18 |
а |
р |
а |
о |
к |
т |
и |
д |
о |
н |
– Итак, на следующей ступеньке Лесенки Знаний “появляется” новое понятие – “координата”, числовой луч смысл которого мы сейчас должны выяснить. шкала
в) – Я предлагаю вам выполнить следующее задание на индивидуальных листочках:
“За 1 минуту определить и записать координаты точек А, В, С, D в данном прямоугольном окошечке”. Можно изобрести свой способ записи…
– Кто выполнил задание – встать!
Какие записи у вас получились? Показать на доске…
(Несколько учащихся показывают свои варианты.)
– Как же так: задание было одно, а варианты записей получились разные?
Какими знаниями вы руководствовались при записи?
III. Постановка учебной задачи.
(Дети работают стоя.)
– Чем это задание отличается от предыдущего, когда вы отмечали разные числа на числовом луче? (Не требовалось определять и записывать координаты точек.)
– Так в чём именно возникло затруднение? Почему записи получились разными?
(Не поняли значение слова “координата”; не знали, как грамотно записывать; не успели…)
– Какова же цель нашего урока? (Или чему мы должны научиться?)
(Уточнить значение понятия “координата” точки; научиться определять и записывать координаты любых точек).
– Сформулируйте тему урока… (появляется запись на доске): Координаты на луче.
– Молодцы!
– А на следующем этапе нашего урока мы и уточним значение понятия “координата” и научимся грамотно записывать координаты любых точек.
IV. “Открытие” детьми нового знания.
а) – Итак, кто или что является вашим первым помощником при затруднениях?
(Словарь, учебник, учитель, знания с прошлых уроков…)
– Слышали ли вы фразу: “Оставьте свои координаты”? Что она обозначает?
(Оставить свой адрес. Дать номер телефона.)
– Значит, речь идет …о чем?…(О местоположении.)
– А что же используют для записи адреса? (Число).
– Так что же такое “координата” точки?
(Это число, показывающее местоположение точки на числовом луче, т. е. “адрес” точки.)
– Итак, со значением слова “координата” выяснили. Желающие могут на перемене проверить по толковому словарю! (Толковый словарь лежит на столе учителя).
б) – Вернемся к нашему заданию: “Определить и записать координаты точек А, В, С, D”.
– Кто справился верно с заданием, помогите тем, кто допустил ошибки в нем: объясните им, что вам помогло безошибочно выполнить эту работу? (Высказывания учащихся).
– Действительно, в математике существуют строгие правила, есть свои условные обозначения.
– Посмотрите внимательно на опору: Как здесь записана координата точки А?
(В скобках, рядом с обозначением точки.)
– Что показывает число в скобках?
(Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А.)
– Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число – под ним!
– Исправьте в своих записях ошибки те, кто их допустил.
– Так что же такое “координата точки”? (Хоровой ответ учащихся с помощью опоры.)
(Дети садятся и продолжают работу сидя.)
в) – Проверьте себя по учебнику: с. 61 – чтение вывода про себя…
– Так что же такое “координата точки”?
– А почему координата вашей точки В равна (8)?
(Именно это число показывает расстояние от т. В до начала луча.)
– Что нового вы узнали про числовой луч из вывода в учебнике?
(Он ещё называется координатным лучом).
– Почему его еще и так называют?
(Так как каждой точке числового луча соответствует число, равное координате этой точки).
– Лесенка Знаний пополнилась еще одним дополнением:
Физминутка! (Стоя.)
– Молодцы! Вы замечательно трудитесь. И чтобы еще немного подбодрить себя, – снова небольшой аутотренинг – закройте глаза, повторяйте за мной:
Я здоров и крепок духом!
Я магнитик для успеха!
Я доверяю себе и жизни!
Я достоин всего самого лучшего!
V. Первичное закрепление.
Задание 4, с. 62
а) Выполняется фронтально на доске с комментированием. Если будут желающие, – “по цепочке”.
б) Выполняется на доске “по цепочке”, с комментированием:
в) Выполняется в паре со взаимопроверкой (1 пара работает у доски):
Задание 2 (б), с. 61 – выполняется устно, фронтально.
– Это задание подготовит нас к изучению следующей темы.
1) 15-1=14 (единичных отрезков) расстояние от столовой до телефона;
2) 14 · 5 км=70 (км) расстояние от столовой до телефона.
(Если единичный отрезок равен 5 км, то расстояние от столовой до телефона равно 14 единичным отрезкам, либо 70 км.)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Задание 3 (а, б), с. 62 – по вариантам, самостоятельно:
– Кто закончил, встать! Проверим по образцу.
а) Образец на доске:
б)
– Оцените свою работу, используя сигналы: красный – допущены ошибки, зеленый – без ошибок!
– Кто допустил ошибку, объясняет, в чем именно (где?) и почему?
Над чем еще стоит поработать?
Дети, допустившие ошибки, работают самостоятельно на следующем этапе урока, выполняя подобное задание, например, задание 4(в), с. 62.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, работают сами (задание 4 (в), с. 62),
выполняя аналогичное задание. Затем сверяют по эталону, либо по образцу (на индивидуальных листочках). Выполнив свое задание, подключаются к работе класса.
А в это время весь класс выполняет фронтальную работу.
– Решим задачу на конкретное применение новых знаний о координатном луче:
Задание 7, с. 62 – устно, фронтально, либо в паре. Чтение задачи вслух 1 учеником.
– Что известно в задаче? Куда двигался автомобиль? (Слева направо.)
– Что нужно узнать? Как? (Точку отправления. Из конечной точки В (17) вычесть 6 ед. отрезков.)
– Так из какой точки выехал автомобиль? (Из точки А (11.)
– Ответьте на 2-ой вопрос задачи. (Справа налево на 3 е.)
Задание 9 (б, в, г, д), с. 63 – групповая работа:
– Повторим решение задач с использованием формул пути, стоимости, работы.
– Капитаны команд запишут буквенное выражение на доске и докажут свой выбор.
1гр.: б) (х+х3):7;
2гр.: в) (у:5)12;
3гр.: г) (с:20)d;
4гр.: д) с-(а4+в).
VIII. Рефлексия деятельности.
(Дети работают стоя.)
– Назовите ключевые слова урока…
– Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?
(При решении задач, определении адреса чего-либо, кого-либо и т. д.)
– А еще наш урок подготовил вас к следующему, на котором вы научитесь находить расстояние
между точками числового луча по их известным координатам.
– Оцените свою работу на уроке с помощью индивидуального пособия “Снежинка”:
* Молодец! Замечательно!
*Хорошо, но мог бы и лучше!
*Старайся! Будь внимательным!
Закройте пальчиком ту снежинку, с высказыванием напротив которой вы согласны.
– Как бы вы оценили работу всего класса?
(“Ударно” – руки вверх “в замок”, “Можно было лучше” – руки за спину).
Домашнее задание: Задание 5, с. 62 – творческого характера (устно);
Задание 8, с. 62; Задание 12 (а) или 13, с. 63-64 (1 по выбору).
Подумать каждому: над чем ему еще поработать?