Предмет- конструирование
4-й класс.
Тема урока: Преобразование фигур. Симметрия.
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – нестандартный.
Место урока в учебном плане - урок объяснения нового материала.
Цель: познакомить детей с преобразованием фигур - симметрией.
Задачи:
научить детей распознавать
преобразование симметрии, уметь отличать его от
других преобразований.
Методы: самостоятельная работа, работа с компьютером, индивидуальная работа.
Оборудование: тетрадь, компьютеры, доска, проектор, пластилин, изображения различных предметов с симметрией, Мультимедийный курс (ММК) “Конструирование” авторы Буримова И. И. ,Пономарева Ж. А. , ММК “Логика” авторы Карманова Л. В. , Плетнева М. С.
План урока.
- Оргмомент.
- Логическая разминка.
- Введение в новую тему.
- Практическая работа.
- Знакомство с новым материалом.
- Графический диктант.
- Закрепление.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.
Урок начинается с работы за компьютером, поэтому рационально сделать так, чтобы дети сели за компьютерные столы в самом начале урока.
2. Логическая разминка.
У: Сегодня нашу логическую разминку мы проведем на компьютере.
Работа с компьютером.
“Логика” - “Оглавление” - “Банк логических задач” - “Игры со словами” - “Задание №1, №2”
Дети работают самостоятельно с логическими задачами на нахождение различных закономерностей. При желании учителя работа на компьютере может быть заменена обычной работой в тетрадях и на доске.
3. Введение в новую тему.
У: С геометрическими фигурами можно проводить различные преобразования, которые получаются в результате их движения. Действительно геометрические фигуры можно измерить, описать ее свойства, вычислять ее площадь и периметр. А еще ее можно двигать и наблюдать, какие свойства сохраняются, а какие нет.
Выбери, какие свойства геометрических фигур были существенны при их изучении:
цвет | свойства сторон |
форма | вкус |
запах | свойства углов |
размер | материал |
Д: Форма, размер, свойства сторон, свойства углов.
У: Геометрия изучает свойства фигур, но не все, а лишь некоторые из них. Нас не интересует цвет и вес треугольника, так как его геометрические свойства останутся одинаковыми независимо от цвета. Гораздо важнее знать, равносторонний он или равнобедренный. Все свойства фигур, которые рассматриваются в геометрии, полностью определяются их формой и размерами. Это означает, что две равные фигуры обладают одинаковыми геометрическими свойствами.
Запомни! Если фигуры имеют одинаковую форму и размер, то их называют равными.
У: Посмотрите внимательно на доску. Среди предложенных фигур найдите равные и докажите, что они равны.
На доске прикреплены различные геометрические фигуры, которые можно без труда перемещать. Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
У: Как можно доказать равенство фигур?
Д: Можно провести измерение фигур или воспользоваться методом наложения.
У: Действительно, равные фигуры можно найти с помощью движения. Существует движение, при котором две равные фигуры можно совместить, используя метод наложения.
Геометрические фигуры можно не только рассматривать, измерять и изучать их свойства. Над ними можно совершать различные преобразования. Говорят, если каждую точку данной фигуры сдвинуть каким-либо образом, то в результате преобразования появится новая фигура. Она может быть похожей на данную, может быть больше или меньше, а может получиться нечто иное.
4. Практическая работа
У: Для того чтобы лучше понять, что такое преобразование фигур, выполним небольшую практическую работу.
- Возьмите небольшой кусок пластилина. Вылепите небольшие шарики. Предположим, что это те самые точки, из которых состоит линия или геометрическая фигура. Соедини все эти точки вместе, перемешайте их и вылепите шар.
- Из шара вылепи цилиндр.
- Из цилиндра вылепи конус.
5. Знакомство с новым материалом.
У: Издавна люди черпают свои знания, наблюдая окружающий мир. Самые совершенные формы создает природа, и именно она придает этим формам необыкновенно гармоничные цветовые сочетания (бабочка, оса, стрекоза).
Если провести прямую через середину каждого изображения, то видно, что его правая и левая стороны одинаковые. Такое изображение называется симметричным.
При изучении геометрии важно рассмотреть формы предметов.
У бабочки, например, такая линия образуется при складывании крыльев и проходит через середину ее туловища. Эту линию называют осью симметрии и говорят, что у бабочки левое и правое крылья симметричны относительно ее туловища (учитель демонстрирует изображение бабочки).
Работа с компьютером.
У: Давайте рассмотрим симметрию в курсе “Конструирование”. Курс “Конструирование” - глава “Фигуры” - “Преобразование фигур” - “Симметрия”
Учащиеся совместно с учителем рассматривают теоретический материал и самостоятельно выполняют ряд заданий.
У: Ось симметрии не обязательно должна проходить через середину предмета. Если перед предметом поставить зеркало, то в нем отразится симметричный предмет, а зеркало при соприкосновении с бумагой образует ось симметрии.
Смотрите: я нарисовал такую симпатичную Фигуру симметричную!
Приставив зеркало к прямой, Всего одним движением,
Увидишь ты рисунок мой с таким же отражением.
6. Графический диктант.
Учитель подбирает графический диктант таким образом, чтобы рисунок был симметричный относительно линии проходящей через центр фигуры. Детям диктуется одна часть рисунка, а другую нужно достроить по законам симметрии.
7. Закрепление изученого.
У: Начертите в тетради равносторонний треугольник. Проведите в нем ось симметрии. Сколько таких осей можно провести?
Д: Три оси симметрии.
У: Верно. Запомните, что равносторонний треугольник имеет три оси симметрии.
У: Начертите квадрат, проведите в нем все возможные оси симметрии.
Сколько таких осей можно провести?
Д: Можно провести 4 оси симметрии.
У: Запомните, что квадрат имеет четыре оси симметрии.
Симметрию относительно какой-либо точки называют осевой симметрией. Ось симметрии не обязательно проходит через фигуру, а может быть расположена в произвольном месте по отношению к фигуре. В этом случае мы, проведя преобразование, будем иметь дело не с симметричной фигурой, а с копией фигуры, которая симметрична данной.
Предлагаю выполнить ряд заданий для закрепления.
- Дорисуй фигуры относительно изображенной оси симметрии (учитель предлагает несколько рисунков, которые необходимо достроить).
- Посчитайте, чему равен периметр квадрата, если он разделен осью симметрии на два прямоугольника. Длина меньшей стороны равна 7 см.
Чему равна площадь прямоугольника, если он разделен осью симметрии на два квадрата со сторонами 5 см?
8. Итог урока.
С каким преобразованием познакомились сегодня на уроке?
Какие фигуры можно назвать симметричными?
Что такое ось симметрии?
9. Домашнее задание.
Нарисуй, какие симметричные предметы тебе приходилось встречать в жизни.
Проведи оси симметрии.