Урок конструирования "Преобразование фигур. Симметрия"

Разделы: Начальная школа


Предмет- конструирование

4-й класс.

Тема урока: Преобразование фигур. Симметрия.

Тип урока – комбинированный.

Вид урока – нестандартный.

Место урока в учебном плане - урок объяснения нового материала.

Цель: познакомить детей с преобразованием фигур - симметрией.

Задачи:

  • Обучающая: научить детей распознавать преобразование симметрии, уметь отличать его от других преобразований.
  • Развивающая: развивать познавательные процессы и творческое воображение.
  • Воспитывающая: воспитание уважительного отношения к мнению другого,

Методы: самостоятельная работа, работа с компьютером, индивидуальная работа.

Оборудование: тетрадь, компьютеры, доска, проектор, пластилин, изображения различных предметов с симметрией, Мультимедийный курс (ММК) “Конструирование” авторы Буримова И. И. ,Пономарева Ж. А. , ММК “Логика” авторы Карманова Л. В. , Плетнева М. С.

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Логическая разминка.
  3. Введение в новую тему.
  4. Практическая работа.
  5. Знакомство с новым материалом.
  6. Графический диктант.
  7. Закрепление.
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.

Урок начинается с работы за компьютером, поэтому рационально сделать так, чтобы дети сели за компьютерные столы в самом начале урока.

2. Логическая разминка.

У: Сегодня нашу логическую разминку мы проведем на компьютере.

Работа с компьютером.

“Логика” - “Оглавление” - “Банк логических задач” - “Игры со словами” - “Задание №1, №2”

Дети работают самостоятельно с логическими задачами на нахождение различных закономерностей. При желании учителя работа на компьютере может быть заменена обычной работой в тетрадях и на доске.

3. Введение в новую тему.

У: С геометрическими фигурами можно проводить различные преобразования, которые получаются в результате их движения. Действительно геометрические фигуры можно измерить, описать ее свойства, вычислять ее площадь и периметр. А еще ее можно двигать и наблюдать, какие свойства сохраняются, а какие нет.

Выбери, какие свойства геометрических фигур были существенны при их изучении:

цвет свойства сторон
форма вкус
запах свойства углов
размер материал

Д: Форма, размер, свойства сторон, свойства углов.

У: Геометрия изучает свойства фигур, но не все, а лишь некоторые из них. Нас не интересует цвет и вес треугольника, так как его геометрические свойства останутся одинаковыми независимо от цвета. Гораздо важнее знать, равносторонний он или равнобедренный. Все свойства фигур, которые рассматриваются в геометрии, полностью определяются их формой и размерами. Это означает, что две равные фигуры обладают одинаковыми геометрическими свойствами.

Запомни! Если фигуры имеют одинаковую форму и размер, то их называют равными.

У: Посмотрите внимательно на доску. Среди предложенных фигур найдите равные и докажите, что они равны.

На доске прикреплены различные геометрические фигуры, которые можно без труда перемещать. Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

У: Как можно доказать равенство фигур?

Д: Можно провести измерение фигур или воспользоваться методом наложения.

У: Действительно, равные фигуры можно найти с помощью движения. Существует движение, при котором две равные фигуры можно совместить, используя метод наложения.

Геометрические фигуры можно не только рассматривать, измерять и изучать их свойства. Над ними можно совершать различные преобразования. Говорят, если каждую точку данной фигуры сдвинуть каким-либо образом, то в результате преобразования появится новая фигура. Она может быть похожей на данную, может быть больше или меньше, а может получиться нечто иное.

4. Практическая работа

У: Для того чтобы лучше понять, что такое преобразование фигур, выполним небольшую практическую работу.

  1. Возьмите небольшой кусок пластилина. Вылепите небольшие шарики. Предположим, что это те самые точки, из которых состоит линия или геометрическая фигура. Соедини все эти точки вместе, перемешайте их и вылепите шар.
  2. Из шара вылепи цилиндр.
  3. Из цилиндра вылепи конус.

5. Знакомство с новым материалом.

У: Издавна люди черпают свои знания, наблюдая окружающий мир. Самые совершенные формы создает природа, и именно она придает этим формам необыкновенно гармоничные цветовые сочетания (бабочка, оса, стрекоза).

Если провести прямую через середину каждого изображения, то видно, что его правая и левая стороны одинаковые. Такое изображение называется симметричным.

При изучении геометрии важно рассмотреть формы предметов.

У бабочки, например, такая линия образуется при складывании крыльев и проходит через середину ее туловища. Эту линию называют осью симметрии и говорят, что у бабочки левое и правое крылья симметричны относительно ее туловища (учитель демонстрирует изображение бабочки).

Работа с компьютером.

У: Давайте рассмотрим симметрию в курсе “Конструирование”. Курс “Конструирование” - глава “Фигуры” - “Преобразование фигур” - “Симметрия”

Учащиеся совместно с учителем рассматривают теоретический материал и самостоятельно выполняют ряд заданий.

У: Ось симметрии не обязательно должна проходить через середину предмета. Если перед предметом поставить зеркало, то в нем отразится симметричный предмет, а зеркало при соприкосновении с бумагой образует ось симметрии.

Смотрите: я нарисовал такую симпатичную Фигуру симметричную!
Приставив зеркало к прямой, Всего одним движением,
Увидишь ты рисунок мой с таким же отражением.

6. Графический диктант.

Учитель подбирает графический диктант таким образом, чтобы рисунок был симметричный относительно линии проходящей через центр фигуры. Детям диктуется одна часть рисунка, а другую нужно достроить по законам симметрии.

7. Закрепление изученого.

У: Начертите в тетради равносторонний треугольник. Проведите в нем ось симметрии. Сколько таких осей можно провести?

Д: Три оси симметрии.

У: Верно. Запомните, что равносторонний треугольник имеет три оси симметрии.

У: Начертите квадрат, проведите в нем все возможные оси симметрии.

Сколько таких осей можно провести?

Д: Можно провести 4 оси симметрии.

У: Запомните, что квадрат имеет четыре оси симметрии.

Симметрию относительно какой-либо точки называют осевой симметрией. Ось симметрии не обязательно проходит через фигуру, а может быть расположена в произвольном месте по отношению к фигуре. В этом случае мы, проведя преобразование, будем иметь дело не с симметричной фигурой, а с копией фигуры, которая симметрична данной.

Предлагаю выполнить ряд заданий для закрепления.

  1. Дорисуй фигуры относительно изображенной оси симметрии (учитель предлагает несколько рисунков, которые необходимо достроить).
  2. Посчитайте, чему равен периметр квадрата, если он разделен осью симметрии на два прямоугольника. Длина меньшей стороны равна 7 см.

Чему равна площадь прямоугольника, если он разделен осью симметрии на два квадрата со сторонами 5 см?

8. Итог урока.

С каким преобразованием познакомились сегодня на уроке?

Какие фигуры можно назвать симметричными?

Что такое ось симметрии?

9. Домашнее задание.

Нарисуй, какие симметричные предметы тебе приходилось встречать в жизни.

Проведи оси симметрии.