Тема : Устное народное творчество. Загадка.
Цель:
активизировать мыслительную деятельность учащихся,
развивать познавательный интерес,
расширять представления учащихся об устном народном творчестве,
познакомить учащихся с мифом,
способствовать развитию внимательности, наблюдательности.
Оборудование:
иллюстрации всех отгадок, карточки с новыми понятиями, корзина, овощи, большая ромашка, плакат с загадками на фоне ромашки, учебники " История Древнего Мира" – 6 класс, иллюстрации русалки, поднос, расшитое полотенце, костюм собаки; тексты загадок на изображениях различных фигур, прикрепленных к одежде бабушки Загадушки, плакат с определением загадки, импровизированный огород.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Вы, наверное, заметили, что сегодня необычный день – день Загадки. На уроке математики были математические загадки, на уроке русского языка – орфографические загадки. Урок литературы мы полностью посвятим загадкам. Мы будем учиться правильно отгадывать загадки, попробуем составить свою, встретимся со сказочными персонажами, поможем девочке Маше и, наконец, сделаем вывод: что же такое загадка?
3. Сообщение учителя о загадках и мифах.
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над предметами, явлениями, действиями. Загадка развивала наблюдательность, мышление. Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представления о мире " одевались" в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным .
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и желания, чтобы уберечь от " нечистой силы" свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда.(Наши далекие предки боялись" злых духов"," злого слова", " сглаза" и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные, положительные качества которых подчеркивались обычно их именами-характеристиками. В целях обмана " злых духов" и " нечистой силы" заботливые родители специально давали своим детям " плохие" имена: умных и красивых мальчиков называли Дураками и Уродами, честных и смелых- Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу – Нечаями. Им казалось, что " плохое" имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка от опасности и "порчи". Следы таких " профилактических" имен сохранились до наших в основах современных русских фамилий типа Нечаевы, Дураковы, Негодяевы, Глуповы, Грязновы и в некоторых прозвищах сказочных героев, вроде Иванушки-дурачка)
К "тайной" речи прибегали охотники, рыболовы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, охотничьи места не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками. ( 2 ) ( 6 )
Загадка была не только "тайным языком". С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Загадка служила экзаменом, и это отражено в сказках, песнях, мифах. О сказках и песнях вы имеете представления, а вот о мифах...
У каждого народа есть свои предположения (легенды), которые рассказывают о происхождении человека, о богах, богатырях, совершавших великие подвиги во имя добра и справедливости. В этих сказаниях глубокой старины отразились представления древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным, чудесным, непостижимым. Гром, смена дня и ночи. Люди не понимали, отчего это происходит и начинали фантазировать. Фантазия древнего человека в образах Богов оживляла силы природы. Особым богатством художественной фантазии отличаются сказания народа древней Греции, которые и называются мифами.
Я сказала, что загадка служила экзаменом. Так вот. В древнегреческом мифе, позже отраженном в драме Софокла "Царь Эдип" злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трех? Не отгадавшего постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип: утром на четырех – в младенчестве передвигается человек, днем на двух – ходит взрослый, вечером на трех – старец с костылем. В русских русалочных песнях юношам задаются вопросы: Что растет без кореньев? (камень) Что цветет без цвету? (папоротник)
Что бежит без повода? (вода) В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой, и саму жизнь. ( 1 )
– Кто из вас, ребята, может вспомнить такие сказки? (Р.н.с."Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что","Царевна, разрешающая загадки", "Вещий сон", "Мудрые ответы", "Солдатская загадка" и другие сказки из сборника "Русские народные сказки" в обработке А.Н.Афанасьева, 1982 г.) Вот одна из загадок: Явись верхом, а не на лошади; не голым и не одетым; ни с подарком, ни без подарочка. (Заяц, сеть, птица.) Отгадки обыгрываются.
В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.
С течением времени, с развитием культуры "тайный" язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться как развлечение, игра, проведение досуга, при этом ее разгадывание все так же требует наблюдательности за действиями, явлениями, предметами и мышления.
4. Встреча с литературным персонажем.
Сегодня утром у входа в класс вас встречала бабушка Загадушка и загадывала всем одну и ту же загадку: Все меня толкают, а я никого не трогаю (дверь) и отггадавшего пропускала, предлагая при этом еще одну загадку взять с собой.
На одежде бабушки Загадушки были прикреплены следующие загадки:
5. Практикум по отгадыванию загадок.
Прежде чем приступить к отгадыванию своих загадок, давайте поучимся их отгадывать по памятке.
ПАМЯТКА.
- Выделите все признаки неизвестного объекта.
- Найдите связь между этими признаками.
- Сделайте вывод.
- Вот и отгадка.
Например:
Хлопотун Егорка взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.
Анализ:
1. Хлопочет, убирается, пляшет по комнате, а потом чисто.
2. Пол чистый после того, как его помоют, подметут, пропылесосят. Егорка – он. Пылесос или веник. Более свободно "гуляет" по комнате веник.
3. Это веник.
А вот другая загадка:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, цветок "летает". Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Это похоже на крылышки.
Отгадка: бабочка.
6. Чтение детьми своих загадок (Приложение № 1) и обосновывание ответов. (Приложение № 2)
7. Театрализованное представление "Волшебный огород".
Участвуют:
девочка Маша,
бабушка Загадушка (далее Б.З.),
песик Черный носик (далее П.Ч.Н.).
Огород: сидит Б.З., рядом с нею песик Черный носик. Неожиданно появляется Маша с корзинкой.
Маша: Здравствуйте, бабушка! Мне нужны для обеда разные овощи. Можно их взять в огороде?
П.Ч.Н.:Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!
Б.З.: Мой огород богатый. Растут в нем и капуста, и морковь, и лук, и репка, и сладкий горошек, и зеленый огурчик. Только взять их нелегко. Хитрый волшебник спрятал их в загадки, назвал именами людей и посадил П.Ч.Н. стеречь огород. Кто отгадает эти загадки, того П.Ч.Н. в огород и пустит.
Маша:Что же мне делать? Я не умею отгадывать загадки.
Б.З.: А ты ребят попроси. Они смышленые, живо отгадают.
Маша: Ребята, вы мне поможете? (Дети с радостью соглашаются.)
Б.З.: Тогда слушай, девица-красавица, первую загадку. В моем огороде тоже есть красавица. Отгадай какая: Сидит девица в темнице, а коса на улице. Отгадай и все объясни, что это за девица, какая у нее темница и что у нее за коса.
Маша и дети: Это морковь. Темница- это земля, в которой находится корнеплод, а коса- ботва, которая над землей, на улице.(Как только дети вместе с Машей отгадают загадку и все объяснят, П.Ч.Н. поможет Маше выдернуть морковь и показать ее всем детям.)
Б.З.:А как зовут тебя, девица-красавица?
Маша: Машей.
Б.З.: У меня в огороде тоже есть Маша. Отгадай какая: Надето на Машу сто рубашек. Что это за Маша и какие, у нее рубашки?
Маша и дети: Маша – она, сто рубашек на огороде у кочана капусты. Это капуста.
(П.Ч.Н. показывает Маше, где растет капуста.)
Б.З.: Народу у меня- полон огород! Узнай, кто сидит на грядке: Сидит Федосья, распустив волосья.
Маша и дети: На волосы похожи перья лука, а Федосья- это луковица .
П.Ч.Н. помогает Маше выдернуть желтую луковицу с длинными перьями.
Б.З.: А вот эту теперь отгадайте: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать и без горюшка.
Маша: Эту загадку я и сама отгадаю, потому что от этого Егорушки самой не раз приходилось плакать. Это лук.
Б.З.: Молодцы, ребята! Перехитрили волшебника, все его загадки отгадали и помогли Маше целую корзину овощей набрать. Маша приготовит обед для своих кукол-подружек, а вас, детки, угощу я.
(Вместе с П.Ч.Н. Б.З. угощает ребят.)
Б.З.: Только не зря я зовусь Б.З.. Это блюдо тоже волшебное. Чтобы взять с него овощ, надо сказать про него загадкой. Что бы ты хотел попробовать? Чем бы угостил своего друга? ( 3 )
Дети вспоминают загадки или придумывают свои.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(морковь)
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редис)
Семьдесят одежек, и все без застежек.
(капуста)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … .
(картошка)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук)
Летом в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?..
(огурцы)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(горох) ( 3 )
8. Составление загадки.
Теперь попробуем сами составить загадку о ромашке (учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию огромной ромашки).
– На что похожа ромашка, ее отдельные элементы?
– С чем можно сравнить?
Ответы учащихся: серединка цветка похожа на солнышко, лепестки- на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку.
Предполагаемая загадка: На тоненькой ножке сияет золотое солнышко с белыми лучами.
Вы составили загадку. Есть ли у нее автор? Нет, так как составляли вместе, значит, эта загадка народная. Вот и мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.
А вот какие загадки уже составлены о ромашке:
Шел я утром по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Белая корзинка –
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
9. Вывод.
– Что такое загадка?
Загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.
10. Подведение итогов.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ответы учащихся: Сегодня на уроке мы узнали, как возникла загадка, как использовали ее древние люди. Учились правильно отгадывать загадки. Сами составили загадку о ромашке.
Использованная литература.
- Годер М.С. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2005.
- Детская энциклопедия. М.: Детская книга. 1978, том 10, с.27-36.
- Илларионова Ю.П. Учите детей отгадывать загадки, 1985.
- Пушкин А.С. Руслан и Людмила. М.: Просвещение, 1999.
- Русские народные сказки. Сборник в обработке А.Н.Афанасьева, 1982.
- Угрюмова А.Д.. Русские имена, 1970.