Актуальность. Инвариантной частью Базисного учебного плана на изучение природоведения отводится два часа в неделю в каждом классе. Это тот минимум учебного времени, который необходим для реализации основных требований программы. Дополнением к курсу природоведения в начальной школе может быть внеклассная работа. Одним из направлений этой деятельности является проведение предметной недели, которая включает в себя систему мероприятий. Такие мероприятия отвечают естественным для данного возраста интересам детей, учитывают их любознательность и эмоциональную отзывчивость, дарят романтику неизведанного, искорку познания, счастье открытий, радость общения.
Цель проведения предметной недели по природоведению: развитие познавательной активности и ценностного отношения к природе.
К числу задач относятся:
- расширять знания детей о “зелёном доме”, его обитателях;
- обеспечивать более разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды;
- развивать творческие способности и самостоятельность;
- учить видеть законы природы и выполнять правила друзей природы родного края.
Новизна. Для развития познавательной активности, повышения мотивации учащихся используются электронные пособия, подготовленные группой учителей начальных классов. Материал для интеллектуально-познавательных игр содержит краеведческую направленность.
Результативность. Все мероприятия направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка и имеют практическую направленность. Дети могли проявить себя в конкурсе рисунков, оформлении стенгазет, чтении стихов, изготовлении кормушек и поделок из природного материала.
Эффективность. Неделя по природоведению охватывает всех учащихся начальной школы. Разработав одну игру, учитель проводил её с пятью классами-комплектами. Созданные презентации освобождают педагога от повторного подбора наглядности.
Практическая ценность. Представленный материал могут использовать в своей работе учителя начальных классов, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, родители.
Описание системы работы. Все классы в начале недели получают пакеты с заданиями для подготовки к конкурсам и выставкам. Каждый день ребят ждёт интересное творческое дело.
Интеллектуальные игры проводятся в виде путешествия по станциям. Перед игрой выдаются маршрутные листы, в которых указывается результат работы класса (в баллах) на каждом этапе пути. Победители классных олимпиад третьих и четвёртых классов приглашаются на школьный тур. В конце предметной недели на общей линейке подводятся итоги, награждаются победители.
Заключение. Изучив рефлексию учащихся и учителей, можно сделать следующие выводы, что данный вид деятельности:
- укрепляет интерес к познанию окружающего мира;
- расширяет кругозор;
- развивает воображение и эмоциональную сферу;
- приобщает к совместному творчеству и общению;
- способствует здоровьесбережению учащихся.
Игра-путешествие для 1 классов. Станция “Счастливое лукошко”
Подготовили: Горбунова О. М. (содержание) , Аспидова И. А. (презентация)
Цель: Развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе.
Ход игры: Ведущий: - Отгадайте загадки и заполните кроссворд. Разгадав слова, вы узнаете место, куда собирают грибы.
У травки на опушке Торчат свиные ушки, А не видно свинки - Ни боков, ни спинки. (Свинушки) . |
2) Под деревцем, под осинкой Стоит мальчик-с-пальчик, На нём сер кафтанчик, Красна шапочка. (Подосиновик. ) |
3) Стоит мальчонка - Рыжая шапчонка. (Рыжик) . |
4) Под берёзой старичок, Нам нём бурый колпачок. И пиджак с пестринкой, А сапожки с глинкой. (Подберёзовик) . |
5) Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом, Очень дружные сестрички - Золотистые… (лисички) . |
6) Стоит мальчонка, Замаслена шапчонка. (Масленок) . |
У лесных дорожек Много белых ножек, В шляпках разноцветных, Издали заметных. Собирай не мешкай, Это … (сыроежки). |
Ведущий:
- Где находятся грибы? А почему эти грибы так назвали?
1) подберёзовик | 5) маслёнок |
2) подосиновик | 6) опята |
3) рыжик | 7) свинушка |
4) сыроежка |
- Какие ядовитые грибы вы знаете? Может ли гриб съесть дом? (гриб–плесень разрушает древесину)
- Какие птицы и звери едят грибы? (глухари, белки)
- У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чёртов табачок. Какое настоящее название? (гриб-дождевик) .
Знаете-ли вы?
- Белка заготавливает до 600 г сухих грибов.
- Самый быстрорастущий гриб-подберёзовик.
Он в сутки вырастает на 5 см.
- Во время войны, когда не хватало бинтов и ваты, вату заменяли грибом-дождевиком.
Интеллектуально-познавательная игра “О, счастливчик!” для 2 классов.
Подготовила: Шилова Е. Н.
Когда щука на берег выходит? (Слайд № 2)
А) никогда не выходит Б) в жаркий летний день В) весной, по холодку |
Ответ: Весной, как только прогреется вода в заливчике, вдоль берегов речек и озёр, вылезают на отмель огромные щуки метать икру. |
Какая рыба играет в баскетбол? ( Слайд № 3)
А) нет таких Б) аквариумная рыбка В) морская рыба |
Ответ: В аквариуме живет рыба - клюворыл. Если бросить в аквариум сухую горошину или поролоновый шарик, то рыбка тут же начинает играть им. Она толкает “мячик” клювом, подбрасывает его вверх. |
Как рыбы разговаривают? (Слайд № 4)
А) молчат Б) тайно В) шепотом |
Ответ: Шёпотом – это когда голосовые связки не причём. У рыб они и не причём. Скрипят пузырями, жаберными крышками, скрежечут зубами. А слышат как? Пескари звук свистка за 30 метров улавливают. А уши какие интересные! В черепе, позади глаз, есть пузырёк с густой жидкостью, а в ней камешки плавают. Они то и воспринимают колебания волн и передают сигнал в мозг. |
Какая из речных рыб самая маленькая? (Слайд № 5)
А) пескарь Б) бычок В) колюшка |
Ответ: Самые распространенные карлики среди рыб – это бычки. Бычок, живущий в озере Байкал имеет длину 7 см, а бычок всего 1 см. |
Какая из речных рыб самая большая? (Слайд № 6)
А) щука Б) осётр В) сом |
Ответ: Пресноводными акулами называют старых щук, достигающих 1 м 50 см и 50 кг веса. В Ладожском озере вылавливали осётров длиной 2 м 60 см и весом 128 кг. В Днепре ловили сомов до 5 м и 300 кг. |
6. Какая рыба является долгожителем? (Слайд №7)
А) карась Б) акула В) треска |
Ответ: Китовая акула живёт 70 лет и является долгожителем. |
7. Какая самая быстрая рыба? (Слайд № 8)
А) рыба-пила Б) рыба-парусник В) рыба-молот |
Ответ: Рыба-парусник плывёт быстрее (109 км/ч) , чем бежит гепард (96 – 101 км/ч) . |
Интеллектуально-познавательная игра “Зелёная аптека” для 3 классов.
Подготовила Калашникова В. Ф.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки. (слайд № 2)
Цветик-семицветик даст вам 7 добрых советов. (слайд № 3, 4, 5)
Работа по группам – 7 групп. Дети берут по одному лепесточку и угадывают, о каком растении идет речь.
1 лепесток (слайд № 6, 7) - Отваром моют волосы. - Это хорошее кровоостанавливающее средство - Сон посылает больным. - Прекращает противную рвоту. - Про меня говорят, что я одна заменяю семь врачей. (КРАПИВА) |
2 лепесток (слайд № 8) - Лечит раны, порезы. - Применяется от боли в желудке. (ПОДОРОЖНИК)
|
3 лепесток (слайд № 9) - Белые горошки на зеленой ножке. - Капли принимаются от сердечной боли. - Успокаивающее средство. (ЛАНДЫШ) |
4 лепесток (слайд № 10) - Желтые глазки, белые реснички. - Применяется для полоскания горла при ангине. - Отваром моют волосы. (РОМАШКА) |
5 лепесток (слайд № 11) Если кашель вас замучил, Воспаленье началось, Подружись со мной скорее, Я обещаю, все пройдет. (МАТЬ-И-МАЧЕХА) 7 лепесток (слайд № 13) Жар, головные боли, плохой аппетит. Выпей отвар моих листьев, Мгновенно забудешь о них. (БРУСНИКА) |
6 лепесток (слайд № 12) - Мой настой пьют для профилактики, он очень вкусный и полезный. - В нем содержится витамин С. (ШИПОВНИК)
|
2. Разгадывание кроссворда “Узнай меня в лицо” по картинкам. (слайд № 14, 15)
3. Как нужно собирать лекарственные растения? (слайд № 16, 17)
- Цветки в начале цветения;
- Листья – перед цветением или в начале цветения;
- Корни и корневища – весной или осенью.
- Кору – весной, в начале сокодвижения.
- Все сырье собирают в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.
- Сушить под навесом, избегая прямых солнечных лучей, разложив тонким слоем.
- Переворачивать во время просушки.
Какие правила друзей природы ты вспомнил на этой полянке?
Интеллектуально-познавательная программа “Своя игра” для 4 классов.
Подготовили: Косолапова Н. П. , Ожгихина В. А. , Аспидова И. А.
Подготовка к игре:
1. Доска
Животные 10 20 30 Вода 10 20 30 Здоровье 10 20 30
тематика вопросов | карточки с вопросами 10, 20, 30 – количество баллов (цена вопроса) |
2. Разделиться на три команды.
Ход игры
Команды называют тему и вопрос (по желанию) и готовятся к ответу. (Н-р: “Вода, 30”) Кто больше наберёт баллов.
Вопросы на карточках:
Тема “Животные”
10. У маленькой скотинки 100 серебряных монет на спинке. (Рыба)
20. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)
30. Для чего кошкам усы? (Ими они распознают предметы “на ощупь”, примерно так же, как мы, люди, пальцами…)
Тема “Вода”
10. Какие вы знаете цветные моря? (Чёрное, Белое, Красное)
20. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия)
30. В каком море не могут жить растения и животные? Почему? (В Мёртвом. Очень много соли в воде этого моря)
Тема “Здоровье”
Как уберечь себя от простудных заболеваний?
20. Чем вредно курение?
- Влияет на рост;
- Влияет на кожу: изменяется цвет, она становится дряблой, рано появляются морщины, т. е. курение быстро старит и делает человек менее привлекательным;
- Наносит вред органам дыхания;
- И т. д.
30. Как ты поможешь себе сам, когда ты или кто-нибудь порезался?
- Небольшой порез крепко прижать ваткой или салфеткой, чистым носовым платком, пока не остановится кровотечение;
- Осторожно промой место вокруг пореза тёплой водой, высуши чистым полотенцем или марлей;
- Смажь края раны йодом или зелёнкой;
- Закрой порез кусочком бактерицидного пластыря. Меняй его каждый день.
Литературная гостиная “С любовью о природе…”
Подготовила: Шилова Е. Н.
Аудитория: Учащиеся 1-4 классов.
(Гостиную можно провести, как в отдельно взятом классе, так и на параллели) .
Ход занятия
1. Приветствие. Рады видеть вас в литературной гостиной (Слайд №1) . “С любовью о природе…” - так звучит тема нашей встречи. (Зажигаем свечу – волшебный огонь, который поможет увидеть и услышать много интересного)
2. Просмотр слайдов о природе. Что такое природа? . . . Это леса, поля, реки, озёра. Это животные и птицы, рыбы и насекомые. Это сам человек. Как много интересного можно увидеть вокруг, если уметь смотреть, наблюдать, слушать, чувствовать, удивляться, понимать, любить… Заглянем в этот изумительный мир звуков, красок, в мир необычного и загадочного…
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Всё открой нам, не таи:
Ты же видишь – мы свои! (Слайды № 2 – 13, музыкальное сопровождение)
3. Чтение стихов о красоте русской природы.
- Какой предстала перед вами природа? (ответы ребят)
- А вот как рассказали о дивной красоте нашей природы поэты.
(Дети читают стихи о природе. Ведущий благодарит ребят, подводит итог данного этапа) .
4. Просмотр слайдов на тему “Удивительное - рядом…”
(интересные кадры о животных, насекомых, птицах и т. д. )
Здесь в зарослях лесных, Где всё так с детства мило, Где чистым воздухом Приятно так дышать, |
Есть в травах и цветах Целительная сила Для всех умеющих их Тайну разгадать. (Слайды № 14 – 52, музыкальное сопровождение) |
- Вот такие чудеса мог заметить человек, который любит, понимает, чувствует всем сердцем и заботится о нашей матушке-природе.
5. Беседа о бережном отношении к природе.
Как это страшно – умиранье рода, Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошённая природа Уже не в силах сделать ничего. И поползёт проказа запустенья. И пересохнут ниточки воды. И птицы вымрут, и падут растенья, И зверь не обойдёт своей беды. |
И сколько тут корысти не ищи ты, Какой ты отговоркой ни владей, Земля защиты требует. ЗАЩИТЫ! Она спасенья просит у людей! (Слайды № 53 – 58, музыкальное сопровождение) |
6. Подведение итогов встречи.
- Какую помощь можете оказать вы нашей планете?
- Как спасти Землю от катастрофы? (Ответы детей) .
Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость. И даст вам природа здоровье и радость! (Слайды № 59 – 67) |
Всё имеется у нас на потом и на сейчас: Реки,
горы и леса, голубые небеса, |
Рефлексия. “Волшебный стул” (Слайд № 68)
(Кто садится стул, получает право рассказать о чувствах, ощущениях, поделиться своими впечатлениями, поведать одноклассникам что понравилось, запомнилось, удивило, огорчило) .
Олимпиада по природоведению.
Подготовила: Аспидова И. А
1. Живые существа, в отличие от предметов неживой природы
А – растут,
Б – дышат,
В – питаются,
Г- не умирают
2. Формы охраняемых территорий
А – сады,
Б – заказники,
В – цирки,
Г – заповедники
3. Как называется независимая международная организация по охране окружающей природы?
А – Пингвин,
Б – Земля,
В – Гринпис,
Г - Экватор
4. Что можно измерить термометром?
А – t воздуха,
Б – t воды,
В – t почвы,
Г – t человеческого тела
5. В состав воздуха входит:
А – азот,
Б – хлор,
В – углекислый газ,
Г – кислород
6. Какое из веществ растворяется в воде?
А – соль,
Б – крахмал,
В – алюминий,
Г – речной песок
7. Полезное ископаемое
А – каменный уголь,
Б – сахарный песок,
В – поваренная соль,
Г – природный газ
8. Что можно использовать в лесу вместо чайного листа?
А – листья лютика,
Б – листья белены,
В – листья земляники,
Г – листья черники
9. Растения, содержащие фитонциды (вещества, от которых погибают болезнетворные микробы)
А – лук,
Б – горох,
В – чеснок,
Г – кабачок
10. Для прорастания семян необходимо
А – вода,
Б – воздух,
В – град,
Г – тепло.
11. В холодную зиму птиц часто подкармливают. Какой корм им нельзя давать?
А – ягоды рябины,
Б – семена подсолнечника,
В – соленое сало,
Г – ржаной хлеб.
12. Кто впадает в зимнюю спячку?
А – еж,
Б – заяц,
В – летучие мыши,
Г – медведь.
13. Цепь питания: рожь --- мыши --- ?
А – лиса,
Б - сова,
В – орел,
Г – лось.
14. Кого так называют?
Косой – | Корабль пустыни – |
Топтыгин – | Вещая птица – |
Лесной петух – | Векша – |
15. Составь из букв название профессии, связанной с природой и подчеркни лишнее слово.
голеог | злогоо |
кинатоб | кардиогол |