Цели:
- способствовать обогащению словарного запаса;
- развивать речевую структуру языка, память, мышление;
- учить строить предложения, составлять простой рассказ-описание;
- воспитывать любовь к животным.
Оборудование: буквы на магнитной основе, индивидуальные доски, мягкая игрушка собаки, образец написания сочинения, карточки-помощники, картинки (пограничная собака, собака спасатель, ездовые собаки, цирковые собаки, собака – пастух, охотничьи) серия картинок “Как выбирали щенка”
Ход урока
I. Орг.момент.
Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок.
Будем вместе мы опять
Думать, строить, сочинять.
II. Постановка темы и цели.
Художники пишут красками, а мы будем – словами. Это значит мы должны составить текст, написать сочинение-описание.
У. А что значит написать сочинение?
(Составить текст, в котором предложения связаны по смыслу)
У. Что значит сочинение-описание?
(Будем описывать что-то или кого-то.)
У. Назовите признаки описания.
(Какая? Какой? Какие? глаза, нос, голова, уши, хвост)
У.А о каком животном будем писать – отгадайте.
“Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди
Лучше в дом не заходи.
У. Кто это?
(Собака)
III. Работа на магнитной доске.
У. Составь слово-отгадку.
(На магнитной доске выставлены буквы а а с б о к) (собака)
У. К какой группе животных относится собака?
(Домашние животные)
У.
“Вот первую дали собаке работу
Жильё охранять и ходить на охоту.”
IV. Словарная работа.
У. Каково значение этого слова?
Послушайте его толкование по словарю: “Домашнее животное из семейства псовых, родственное волку, используемое для охраны, на охоте, в упряжке и т.д.
У. А каково его переносное значение?
(Злой, как собака – так говорят о злом, грубом человеке.)
У. Своё название собака получила от древнего корня –соб- существо, собственность.
- Прочитайте по слогам.
- Поставьте ударение.
- Какой гласный безударный?
- Запомнить О.
- Прочитайте однокоренные слова.
собачата собачий собачка собачник собачонка собаковод
- Прочитайте пословицы:
“Собака – верный друг человека.”
“И собака помнит, кто её кормит.”
- Прочитайте предложение.
Собачьи следы всегда к жилью выводят.
- Запишите это слово в словарик, поставьте ударение.
V. Физминутка.
Учитель называет слова, учащиеся хлопают в ладоши, услышав слово собака, деля его на слоги с проговариванием.
(Кошка, собака, котёнок, лошадь, собака, корова, собака, коза, пёс, собака.)
VI. Работа по иллюстрации.
У. Кто это?
(щенок – сынок)
- А кто мама?
(Собака)
- А как папу зовут?
(Пёс)
- Повторите эти слова. (табличка на доске)
собака
пёс
щенок
- Назовите самые отличительные признаки собаки.
(Шерсть – густая, шелковистая, чёрная, рыжая;
хвост – длинный, пушистый, короткий;
морда – вытянутая;
глаза – добрые, злые, чёрные;
ушки - торчат на макушке, висят;
лапки – короткие, в башмачках, в чулочках;)
- Про что можно сказать:
Он мой – (пёс, хвост, нос)
Они мои – (лапки, глазки, ушки)
Она моя –(спина, голова, лапка)
- Найди ошибку и исправь.
Чёрный щенки. (Чёрные щенки)
Лохматая пёс. (Лохматый пёс)
Короткая хвост. Короткий хвост)
Нужно правильно писать окончания для связи слов в предложении.
VII. Работа на индивидуальных досках.
У. Какую кличку можно дать собаке?
(Дети записывают и показывают)
- Почему с большой буквы?
(Клички животных пишутся с большой буквы)
VIII. Рассказ учителя.
У. Что это у меня?
(Игрушка)
- Послушайте мой рассказ: Это мой щенок. Его зовут Дружок. У него вытянутая мордочка. Ушки длинные. Глазки озорные. Носик пуговкой. Хвостик короткий. Пёсик меховой. Он самый доверчивый друг. Я его очень люблю.
- В конце сочинения нужно выразить своё отношение.
IX. Составление текста учащимися. (1–2 учащихся)
У. Сочинение обязательно нужно озаглавить, чтобы заголовок отражал главную мысль текста.
(“Мой друг”. “Дружок”)
- Давайте устно составим текст о щенке, но слово “щенок” не должно повторяться.
Учитель на доску вывешивает плакат с образцом написания сочинения.
X. Орфографическая подготовка.
Друг, зовут, Дружок, голова, длинные, уши, мордочка, короткий, меховой.
XI. Физминутка.
Дети встают в круг.
А). Учитель кидает мяч и говорит слово, обозначающее один предмет, а дети отвечают – много (Собака, щенок, нос, глаз, хвост);
Б). – сказать ласково. (лапы, собака, нос)
XII. Самостоятельная работа.
1). 1 группа детей самостоятельно записывают сочинение в тетрадь.
2). 2 группа детей работают по карточкам-помощникам.
Карточка-помощник.
Мой друг.
Это …. . Его зовут ….. . У него длинные ….. . Глазки ….. .
Хвостик …… . Пёсик …. . Я его ….. .
XIII. Проверка работ
1–2 учащихся зачитывают свои сочинения.
IX. Беседа о роли человека в жизни человека.
А). С давних пор живёт рядом с человеком собака, охраняет его дом защищает, помогает пасти стадо, охотиться на зверя. Каких только собак не бывает – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные, и все они верно служат человеку.
(Учитель читает стихи и соотносит их с картинками.)
Вперёд! Сомнений нет!
Настроен пёс решительно
Сперва взяла собака след
И следом нарушителя. (пограничная собака)
Собаки охраняют заводы, магазины, склады. Собаки-ищейки помогают милиции найти преступника.
А вот ныряльщик пёс – в воде
Он проявляет выучку
И если человек в беде
Всегда придёт на выручку. (собака-спасатель)
Собаки разносят почту, продукты, помогают слепым.
Несутся собаки тропой ледяной
Терпенье и сила в упряжке одной. (ездовые собаки)
Стадо овечье собаке послушно
Собака справляется с работой пастушьей.
В разное время у разных народов
Собаки ценились различной породы
Гнаться так резво умели немногие
Как русские гончие – псы быстроногие.
Зал аплодирует, хохочет:
Что за прыжки! Что за повадки!
В награду сахара кусочек,
Но труд артиста – ох не сладкий. (Цирковые собачки)
Собака преданный друг человека. Но и вы должны о ней заботиться.
Б). Беседа по картинке “Как выбирали щенка”.
- Если вы решили купить себе щенка, то вы должны знать и помнить, что его воспитание требует много времени.
- Как нужно заботиться о щенке?
1. Кормить.
2. Купать.
3. Отвести своё место в комнате.
4. Гулять.
X. Итог урока.
- О ком говорили?
- Как нужно заботиться о своих друзьях – собаках?
- Ребята, у кого-то изменилось настроение в конце урока?
- Каким оно было в начале урока и каким сейчас стало?
- Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!