После изучения темы “Давление” в 7 классе уже несколько лет провожу повторительно-обобщающий урок, к которому готовимся на протяжении всего времени изучения темы. Все ученики делятся на 6 групп и получают персональное задание. В группах назначается старший. Но в одну группу № 6 подбираю ребят, которые кроме хороших знаний имеют наиболее выраженные исследовательские умения, а также умеют работать с современной техникой, такой как цифровой фотоаппарат и компьютер. Потому что полученные данные им необходимо будет обрабатывать, редактировать и создавать презентацию. В каждой группе должны быть ученики, которые умеют работать с программой, позволяющей создавать презентации, так как это необходимо, чтобы представить результат своей работы.
Количество вопросов в вопросниках специально подобрано много, для того чтобы более полно обобщить знания учеников и в зависимости от уровня подготовки класса учитель сам определяет, сколько заданий и в каком классе (по уровню подготовки) необходимо выполнить.
Цели урока:
- образовательные – систематизировать
знания учащихся о давлении, оказываемом телами в различных агрегатных состояниях;
умения применять имеющиеся знания для решения качественных и количественных задач.
- воспитательные – продолжить формирование моральных, волевых и эстетических качеств личности,
- развивающие – продолжить работу над развитием внимания, мышления и речи учащихся, а также представлений о применении человеком знаний о давлении различных тел в быту и технике.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Повторение и обобщение изученного материала по теме: “Давление”.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.
В течение последних полутора месяцев мы с вами изучали, как оказывают давления тела, находящиеся в различных агрегатных состояниях. От чего зависит это давление, как его можно вычислить и измерить. А сегодня мы повторим и систематизируем наши знания.
Для начала, я попрошу вас ответить на несколько вопросов.
- Что называется давлением?
- От чего зависит давление тела?
- Как давление тела зависит от действующей силы?
- Как давление тела зависит от площади опоры?
- Приведите пример зависимости давления тела от действующей силы.
- Приведите пример зависимости давления тела от площади опоры.
- Какой буквой обозначается давление?
- В чём измеряется давление?
- Как передают давление твёрдые тела?
- Что является причиной давления твёрдых тел?
- Может ли человек изменить своё давление на пол? Как?
Молодцы! О давлении твёрдых тел вы уже знаете всё. А сейчас настало время применить свои знания для решения задач. Достаньте вопросник № 2.
- По вопроснику № 2 сначала решаются, фронтально, качественные задачи, а затем количественные.
Хорошо, вопрос о давлении твёрдых тел рассмотрели.
- Скажите, пожалуйста, а кроме твёрдого, в каких ещё агрегатных состояниях могут находиться тела?
- Жидкие и газообразные тела могут оказывать давление?
- Если да, то, что является причиной давления, оказываемого жидкостями и газами?
О том, как и почему жидкости и газы оказывают давление на окружающие их тела, нам расскажут ребята из 1 группы. (Приложение)
А сейчас мы решим несколько задач. Достаньте вопросник № 3.
- По вопроснику № 3 сначала решаются, фронтально, качественные задачи, а затем количественные.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами живём?
- Благодаря чему возможна жизнь на нашей планете?
- Скажите, атмосфера оказывает давление на нас?
О том, что такое атмосферное давление нам расскажут ребята из 2 группы. (Приложение)
А сейчас мы решим несколько задач на вычисление атмосферного давления. Достаньте вопросник № 4.
- По вопроснику № 4 сначала решаются, фронтально, качественные задачи, а затем количественные.
Ребята, вот мы с вами вспоминали, что жидкости и газы оказывают давление на дно и стенки сосуда, а также на тела в них находящиеся.
- Существуют какие-либо особенности при погружении тел в жидкость или газ? Какие?
- Что это за сила и куда она направлена?
Об Архимедовой силе нам расскажут ребята из 3 группы. (Приложение)
Так всё-таки, от чего зависит выталкивающая сила?
Сейчас мы решим несколько задач на вычисление выталкивающей силы, условия которых находятся в вопроснике № 5.
- По вопроснику № 5 сначала решаются, фронтально, качественные задачи, а затем количественные.
Молодцы! Кто-нибудь из вас знает, как и где человек использует выталкивающую силу?
Подробней об этом нам расскажут ребята из 4 и 5 групп. (Приложение)
Сейчас решим несколько задач, которые находятся в вопроснике № 6.
- По вопроснику № 6 сначала решаются, фронтально, качественные задачи, а затем количественные.
Среди нас есть ещё одна группа: “Экспериментаторы”. Эти ребята своими руками проделали несколько опытов, о результатах которых они сейчас и расскажут.
Выступает 6 группа. (Приложение)
Ребята! На уроках мы ещё изучали сообщающиеся сосуды.
- Какие сосуды называются сообщающимися?
- Приведите примеры сообщающихся сосудов.
- Каким свойством обладает жидкость в сообщающихся сосудах?
- У человека есть сообщающиеся сосуды? Например?
- Оказывает ли давление кровь, протекая по сосудам?
- Можно ли измерить кровеносное давление?
- Какие приборы вы знаете для измерения кровеносного давления?
О приборах измеряющих кровеносное давление нам расскажут ребята из 6 группы.
Спасибо всем! Вот мы и повторили весь материал, который изучали.
Подведение итогов:
Сейчас давайте заполним таблицу, которая находится у вас на партах.
№ | Характеристики | Агрегатные состояния | ||
Твердые тела | Жидкости | Газы | ||
1. | Что является причиной давления | |||
2. | Как передаётся давление | |||
3. | От чего зависит давление | |||
4. | Как вычисляется давление | |||
5. | Как измерить давление |
Выставление оценок за работу на уроке и над проектами.
Домашнее задание: Закончить заполнение таблицы и вклеить её в тетрадь.