Наше время – время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира.
К решению проблем необходимо подходить с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования.
Б.Шоу писал: “Воображение – начало творчества”.
Разберёмся с понятиями, которые входят в понятие “Творчество”.
Творчество – форма активности самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового.
Креативность – способность человека отказаться от стереотипных способов мышления или обнаруживать новые способы решения проблем или их выражения.
Развитие креативности позволяет решать следующие задачи:
- Научить находить решения в нестандартных ситуациях.
- Развивать оригинальность мыслительной деятельности.
- Анализировать проблемную ситуацию с разных сторон.
- Развивать свойства мышления: анализ, синтез, умозаключения.
Воображение – психический процесс создания новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий.
Фантазия – это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина "Руслан и Людмила", Буратино, Стойкий оловянный солдатик – это фантастические образы.).
Педагог, работающий с детьми, должен владеть методами развития воображения и фантазии и конечно теоретическими положениями об этом психическом процессе.
Теория воображения
Воображение является центральным психическим новообразованием у детей дошкольного возраста?
Сущность воображения – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.
Механизмы развития воображения
Почему о воображении так сложно говорить? Почему ему не отводится места в программах дошкольного образования? Потому что развивать воображение чрезвычайно трудно. Воображению невозможно учить так же, как мы обучаем детей складывать числа или узнавать буквы.
Что же собой представляет воображение как центральное новообразование дошкольного возраста?
- Во-первых, воображение появляется на арене психического развития в качестве самостоятельной психической функции лишь в дошкольном возрасте. До возникновения этого периода развития (а именно, до кризиса трех лет) воображение включено в другие психические функции и процессы. Появление воображения в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребенка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. То есть ребенок дошкольного возраста умеет создавать воображаемую ситуацию.
- Во-вторых, воображение позволяет, по словам В.В. Давыдова, видеть “целое раньше частей”.
- В-третьих, воображение создает основу для того, чтобы ребенок переносил функции с одного предмета на другой, который этими функциями не располагает (В.В. Давыдов).
Третий уровень развития воображения предполагает, что воображение ребенка определяется лишь его собственной внутренней позицией. Соответственно, он перестает быть зависимым и от предметной среды, и от прошлого опыта. Он свободно придумывает ситуации, свободно придумывает объяснение действиям персонажей своей игры.
Однако выдвижение на первый план внутренней позиции не означает, что ребенок не нуждается в условиях для развития и реализации воображения. И тут существует ряд серьезных проблем. Третьим уровнем воображения, как правило, обладают дети старшего дошкольного возраста. Для “работы” воображения им необходимо время. Но именно в этом возрасте детей начинают учить. И время, предназначенное для воображения, для его развития, отнимается у ребенка на специально организованные учебные занятия.
В чем нуждаются дети с третьим уровнем воображения, так это в специальных заданиях, где надо что-то придумать. Дети с третьим уровнем воображения отличаются хорошо развитой речью, интересными “гипотезами”, самостоятельно созданными “теориями”. Как подчеркивает Л.С. Выготский, именно это обеспечивает ребенку готовность к школьному обучению, так как понять чужую теорию может тот, кто уже создал свою.
Экспериментальные исследования воображения в дошкольном возрасте позволяют выделить два его вида – смысловое и конструктивное. Смысловое воображение имеет своим источником личностные особенности ребенка. Захочет ребенок – и Баба Яга будет страшной и злой, а захочет сделать по-другому – и Баба Яга будет старой, больной и несчастной: ей даже чашку чаю некому налить. Это игровое воображение помогает ребенку осмысливать и переосмысливать как отдельные предметы, так и целостные ситуации.
Наряду со “смысловым” существует “конструктивное” воображение, которое в учебниках часто называют “воссоздающим”. Оно также определяется внутренней позицией ребенка, однако эта позиция должна быть непременно соотнесена с реальной предметной действительностью. Например, в смысловом воображении дом может быть меньше куклы, которая в нем живет, а в конструктивном воображении так быть не может. И нарисованный квадрат нельзя превратить в треугольник. Для этого надо что-то другое нарисовать. Воссоздающее воображение связывает образы, создаваемые ребенком, с реальностью. Это очень важное умение, которое позволяет малышу использовать в игре предметы-заместители. Стол при желании можно превратить в кровать, если на него лечь или уложить куклу, а табуретку или чурбачок можно приспособить под столик. Но при этом ребенок, приспосабливая предмет-заместитель для игры, ориентируется на некоторые его “формальные” свойства, позволяющие провести аналогию между ним и действительным атрибутом, который заместитель призван изображать в игре. Однако заместитель хорош своей полифункциональностью, отсутствием закрепленного за ним значения, способностью сегодня быть столом, завтра – кроватью, а послезавтра – башней.
Конструктивное (воссоздающее) воображение помогает ребенку включать воображение не только в игру, но и в другие виды деятельности. Например, читая или слушая какую-то задачу, ребенок с развитым конструктивным воображением сконструирует ее в виде модели, схемы или просто картинки, и тогда ее решение не отнимет у него много сил и времени.
Итак, воображение возникает как самостоятельная психическая функция в начале дошкольного периода развития. По мере взросления ребенок овладевает разными видами воображения и научается произвольно им пользоваться.
Чем отличается фантазирование и воображение от
серьезного решения задач?
При фантазировании ребенок сам создает какой
угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему
угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает
ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при
решении реальных задач ребенок ищет не любое, а
реальное, "взрослое", серьезное, выполнимое
решение. В обоих случаях он творит, но при
фантазировании больше свободы, так как нет
запретов со стороны физических законов и не
требуется больших знаний. Вот почему лучше
начинать развитие мышления детей с развития
фантазии.
Чем отличается фантазия от глупости?
Когда фантазия приносит вред, она становится
глупостью. Глупость – это бестолковый, нелепый,
ненужный, неразумный, неверный, вредный,
нецелесообразный поступок или утверждение, не
делающий чести тому, кто его совершил.
Разумеется, надо учитывать возраст человека,
условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия – это хорошо? Есть
генеральный критерий оценки качества всех дел на
Земле – это увеличение добра в мире.
Классическим носителем фантазии является
сказка.
Когда ребенок самозабвенно рассказывает
небылицы со своим участием, он не врет, в нашем
обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно,
реальное это или не реальное. И нам это не должно
быть важно, важно другое, что мозг ребенка
работает, генерирует идеи.
Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу?
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения
находится в прямой зависимости от богатства и
разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из
реальных элементов, богаче опыт – богаче
воображение. Отсюда следствие: надо помогать
ребенку накапливать опыт, образы и знания
(эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим
человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Механизмы развития воображения
- АГГЛЮТИНАЦИЯ – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, элементов действительности. (Кентавр, птица Феникс…)
- ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ – значительное преувеличение или преуменьшение свойств реальных объектов. (карлик НОС, Гулливер, Дюймовочка…)
- ЗАОСТРЕНИЕ – выделение тех или иных признаков реальности как особо значимых. (шарж, карикатура).
- СХЕМАТИЗАЦИЯ – сглаживание различий между объектами и произвольное наделение их чертами сходства (схематический рисунок).
- ТИПИЗАЦИЯ – выделение существенного, поверяющегося признака в однородных явлениях и воплощение их в конкретном образе (образ врача, учителя…)
- АНТРОПОМОРФИЗМ – уподобление человеку.
Методы и приёмы развития фантазии с дошкольниками
Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка – горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть, не знают приемов фантазирования.
Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений. Всё это можно делать, играя.
Творческие игры в дошкольном возрасте
Всем известно, что в дошкольный возраст преобладает наглядно-действенное мышление и интенсивно начинает развиваться наглядно-образное. А ведущей деятельностью является игра. Педагог должен организовать так игровую деятельность, чтобы успешно развивать все сферы деятельности ребёнка, его психические процессы. Игра – это признанный всеми психологами и педагогами метод обучения и воспитания. В каждой игре, даже самой простой, обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребёнка. Организация творческой деятельности требует от педагога и ребёнка особых усилий, т.к. составляющие таковой деятельности являются: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления, готовность к риску и ответственность за принятое решение; установление причинно-следственных связей. В своём творческом развитии ребёнок проходит несколько стадий: наглядно-действенное мышление, причинное мышление (установление причинно-следственных связей), эвристическое мышление (анализ и синтез присходящего, решение сложных, проблемных задач, поиск несколько путей решения, умение предвидеть итог… – формируется к 12–14 годам).
Программа развития творческого мышления состоит из трёх разделов, 1 из которых рассчитан на детей 5–7 лет, основываясь на наглядно-действенное мышление.
В этом разделе ставится задача сформировать следующие умения:
- Воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти.
- Угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.
- Воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части.
- Узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули, облака) различные знакомые предметы.
- Комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов.
- Находить в двух и более объектах общие и различные признаки.
- Переносить действия, применяемы к одному предмету на другой.
- Составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект.
- Использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу…
- Располагать предметы в порядке возрастания и убывания какого-либо свойства и делать выводы.
- Находить действия, противоположные по значению.
В этот же период начинается развитие причинного и образного мышления. Известно, что мышление рождается в ситуации затруднения, но “зона трудности” должна быть доступна решающему. Все упражнения должны проводиться совместно со взрослым, пока ребёнок самостоятельно не научится наблюдать, анализировать и концентрировать своё внимание на задании.
В Приложении “36 приёмов развития фантазирования” рассмотрены различные методы и приёмы, способствующие развитию воображения и фантазии у детей 4–7 лет, а именно:
- Увеличение – уменьшение.
- Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям.
- Оживший рисунок.
- Исключение некоторых качеств человека.
- Превращение человека в любой объект.
- Антропоморфизм.
- Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.
- Придание объектам неживой природы необычайных свойств.
- Оживление умерших людей, животных, растений (динозавр, Пушкин).
- Оживление умерших героев литературных произведений, в частности, героев сказок (Снегурочка, колобок).
- Оживление героев художественных картин и скульптур.
- Изменение привычных отношений между героями сказок (волк дружит с зайцем).
- Дайте новое название картине.
- Фантастическое объединение (рыба – человек – русалка).
- Фантастическое дробление (апельсин распался на дольки и …).
- "Как мне повезло".
- Прием ускорение – замедление.
- Машина времени.
- Метод Л. Н. Толстого (ежедневное описание предмета с точки зрения другого предмета: рассказать о зиме , если ты – снеговик; стол – с точки зрения ножки).
- Свободное фантазирование (Удивительный арбуз, внутри которого мармелад).
- Придумайте фантастическое сооружение.
- Придумайте новый праздник или конкурс.
– Праздник цветов. Конкурс фантазеров. - Придумайте драматический сюжет.
Мама сверх всякой меры баловала дочку. Что произошло с мамой и дочкой? - Придумайте новую фантастическую игру.
– Шахматные фигуры сделаны из шоколада; выиграл фигуру противника и можешь ее тут же съесть. - Волшебное выполнение собственных желаний и
материализация мыслей.
Скажите детям, что в течение часа они могут делать с людьми все что угодно, и хорошее и плохое. Проверьте, что захотят сделать дети? Добро или зло? - Метод переноса свойств (Барби, лампочка).
Барби светится изнутри матовым розово-молочным светом. - Комбинация приемов.
- Учимся выдвигать гипотезы.
- Упражнения на обстоятельства.
Придумайте новый вид транспорта. Покрытие дороги волнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не трясло на такой дороге.
Способы развития фантазии и воображения.
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень
престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока
не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у
детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда,
получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет
умением фантазировать, а потом умением
воображать, а потом и рационально мыслить. У
дошкольников интерес не к рассуждениям, а к
событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой
"волне любви" они больше вам доверяют и
охотнее слушаются.
5.Собственным примером. В раннем детстве малыши
копируют поведение взрослых, этим грех не
воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую
литературу по фантастике: в нежном возрасте (2–6
лет) – сказки, фантастические рассказы.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например:
"А что произойдет, если у тебя вырастут крылья.
Куда бы ты полетел?"
8. Ставить детей в затруднительные ситуации.
Пусть сами думают и находят выход. Вот, например,
классическая задача: дети попали на необитаемый
остров, как выжить?
9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и
просить их составлять по ним рассказы, сказки,
истории.
10. Постоянно открывать перед детьми “тайну
двойного во всём”.
11. Учить детей разрешать противоречия.(Что надо
сделать, чтобы перенести воду в решете).
12. Игры каждый день (см. консультацию).
13. Беседы с детьми на исторические темы. (История
изобретения книги, колеса…)
Принципы обучения, лежащие в основе занятия, направленного на развитие творческого воображения:
- Необходимость использования воспитателем педагогических развивающих технологий, направленных на развитие личности как субъекта деятельности (внедрение личностно-ориентированных технологий).
- Принцип “принятия другого” (принимать ребёнка как индивидуальность).
- принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей детей (организация “центров активности”).
- Принцип сотрудничества.
Рекомендации по стилю общения с детьми:
- Выслушать нужно каждого желающего;
- Давать только положительные оценки. Лучше говорить не “правильно”, а “интересно, необычно, любопытно, хорошо”.
- Во время бесед вы идёте за логикой ребёнка, а не навязываете своего мнения.
- Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
- Если в группе есть яркий лидер, со временем надо его переключать на какую-либо деятельность и беседовать с детьми уже без него.
- Развитие творческих способностей идёт наиболее эффективно при использовании активных форм обучения – групповых дискуссий, мозгового штурма, ролевой игры, групповых и индивидуальных проектов.
Условия организации занятия с целью творческого развития дошкольников:
- Воспитатель должен принимать любые ответы детей;
- Обеспечивать независимость выбора и принятия решений воспитанников;
- Восхищаться идеей ребёнка;
- Использование ошибки ребёнка, как неожиданный взгляд на что – то привычное;
- положительная поддержка личности каждого ребёнка (повышение мотивации успеха);
- Исключение критики личности и деятельности детей.
- Опираться на повседневный опыт детей.
- Добиваться целостного проживания ситуации ребёнком при обязательном задействовании эмоциональных механизмов (рефлексия). При развитии творческого потенциала эмоциональные реакции ребёнка являются тем центральным стержнем, с которым должен работать воспитатель.
Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
2. Кравцова Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.