Тип урока: комбинированный
Задачи:
- Определить систему упражнений и заданий для учащихся, позволяющих правильно находить и анализировать смешиваемые звуки через виды устного народного творчества.
- Познакомить с авторской и народной сказкой, развивать правильное выразительное чтение.
Цели:
- Помочь учащимся правильно выделять смешиваемые звуки [ц] , [с] в словах и обозначать их буквами.
- Организовать деятельность школьников на изучение нового вида фольклора - сказки.
- Содействовать развитию у детей коммуникативной культуры через монологическую и диалогическую речь.
Оборудование: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец “Азбука” (Приложение 1), “Я читаю!” (Приложение 2), выставка книг по теме урока, дополнительный текст “Электрический ток”, карточки с названиями видов устного народного творчества, аудиокассета "Магия волн", цветы красные и синие.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель: Ребята! Я вас рада видеть на уроке обучения грамоте. С каким настроением вы пришли на урок?
Дети поднимают красные или синие цветы.
Учитель: Чтобы все настроились на урок, прослушаем музыку воды.
Включаю аудиокассету “Магия волн”.
II. Речевая разминка
Учитель: Как журчит ручеёк по камешкам, так журчит наша речь. Красиво звучит правильная речь.
1. Работа со скороговоркой.
Вывешиваю карточку со словом “Скороговорка”.
Учитель: Читаем медленно скороговорку хором по указке с доски:
Цапля стоя на крыльце,
Написала букву “ц”.
Учитель: какие согласные звуки повторяются чаще?
Дети: Звуки [с], [ц].
Учитель: Дайте характеристику этих звуков по "ленте" букв.
Дети: Звук [ц] - согласный, непарный, глухой, всегда твердый.
Звук [ц] - согласный, парный, глухой, может быть твердым, может быть мягким.
Учитель: Прочтем скороговорку по рядам с ускорением темпа чтения, четко проговаривая звуки.
Учитель: Кто запомнил , как называются звуки, похожие по произношению?
Дети: Эти звуки смешиваемые. Их легко перепутать.
Спрашиваю скороговорку 2-3 человека индивидуально.
2. Чтение загадки парами
Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем много говорить о книгах. Я вам подготовила загадку о них, но случайно рассыпала карточки. Соберёте её правильно и прочтёте. Чья парта готова, те поднимут цветы.
Во время работы вывешиваю карточку со словом "загадка".
Дети парами читают в слух:
Сама мала, а ума придала.
3. Чтение пословицы с логическим ударением.
Учитель: Пословица - ещё один вид устного народного творчества.
Вывешиваю карточку со словом "пословица".
Учитель: Чему нас учит эта пословица?
Дети с доски самостоятельно прочитывают пословицу"жужжащим" чтением
Книга в суме /- в тягость /,
Книга в уме /- в пути облегченье.
После чтения проводим словарную работу.
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: 1 строку пословицы с логическим ударением и соблюдением пауз и интонации читают мальчики, 2 строку - девочки.
Учитель: Какие виды устного народного творчества мы повторили?
Дети: Скороговорки, загадки, пословицы.
Учитель: Устное народное творчество называют словом “фольклор”. Эти понятия одинаковые.
Вывешиваю карточку со словом “фольклор”.
Физкультминутка.
Учитель: Проведем физкультминутку "Сова", где ещё раз проговорим смешиваемые звуки.
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит - кричит.
Совушка - сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
III. Сообщение темы урока.
Учитель: Как водный источник не иссякает в природе, утоляет жажду людей, так и книга является источником знаний для людей. Ведь недаром говорится, кто много читает, тот много знает. Книги на выставке, наши учебники познакомят вас с ещё одним видом фольклора, помогут проанализировать тексты, применить полученные знания в жизни.
IV. Изучение новых знаний.
Учитель: Ребята! С самого раннего детства вас родители знакомили со сказками. Вы их любите слушать, читать или сочиняете сами. Народ любой страны сочинял сказки. Посмотрите сколько народных сказок у нас на выставке!
Обращаю внимание детей на русские, украинские, китайские, французские сказки.
Учитель: Но сказки сочиняли также поэты и писатели. Такие сказки называются авторскими.
Значит, сказки относятся к фольклору и делятся на народные и авторские.
По ходу объяснения вывешиваю карточки на доску:
Учитель: В "Азбуке" мы прочтём сказку Н. Сладкова " Кто как спит?" (Приложение 1)
Дети читают текст "цепочкой" по предложению.
Учитель: Кто участвует в разговоре?
Дети: Разговор вели заяц, цапля, тетёрка, летучая мышь.
Учитель: О чём говорят герои сказки?
Дети: Они рассказывают, как умеют спать.
Учитель: Как называют такой текст?
Дети: Это диалог.
Дети читают сказку по ролям с опорой на иллюстрации 2-3 р.
V. Закрепление изученного.
1. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Учитель: Посмотрите на слова "заяц", "цапля" и назовите общие гласные буквы.
Дети: Это буква "а", "я".
Учитель: Расскажите, что уже знаем о букве "я".
Дети: Буква "я" состоит из двух звуков [й], [а]
Два звука слышим в начале слов: яблоко, якорь.
Еще, когда стоит после гласного: Рая, Зоя.
А если буква “я” стоит после гласного звука, то обозначает его мягкость и звук[а]: мяч, Боря
2. Задание с комментированием.
Учитель: Вы можете помочь девочке Юле исправить ошибки в её записке.
Мама, я гулаю во д оре. Телую. Юла.
я | в | Ц | я |
Дети комментируют правильность написания каждого слова, исправляют ошибки самостоятельно в учебнике, а один ученик работает у доски.
3. Самостоятельная работа.
Учитель: Мы много работали над анализом звуков, я думаю, вы сможете обозначить
их буквами на письме. Рисунки помогут вам правильно прочесть слова.
ЦВЕТОК СВИТОК ЗАВИТОК СВИСТОК ЛЕПЕСТОК
Провожу индивидуальную работу с учащимися на местах.
После выполнения, дети читают слова, объясняя значение каждого
Учитель: Если вы были внимательны, то могли увидеть слово, которое спряталось в этих словах.
Дети: это слово “ток”.
Дети печатают его на строке в учебнике.
IV. Применение изученного.
Учитель: А вы хотите узнать, что такое ток?
У вас на партах лежат листы с текстом “Электрический ток”.
Будем читать за “диктором”.
Слова в тексте сложные, поэтому диктором выступает учитель.
Электрический ток.
Висят на столбах рядом два провода.
Висят молча, мирно, как верёвки.
Но берегись их, не трогай!
Огромная невидимая сила заключена в них.
Проведём провода к машине - оживёт она, загрохочет.
Подключи лампочку - она ярко загорится.
Течёт в проводах электрический ток.
Этот невидимка всё может обогревать, освещать, заставлять машины работать.
Учитель: Где живет ток? Что он делает?
Дети отвечают на вопросы и добавляют сведения из личного опыта.
Учитель: Прочтите выделенное предложение.
Как вы будете поступать, если увидите оборванные провода.
Дети демонстрируют знания, полученные на уроках О. Б. Ж.
Физкультминутка.
Наши нежные цветы
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
VII. Информация о домашнем задании.
Учитель: В ходе урока мы постоянно обращались к мудрости книг. А дома вы узнаёте, как появились книги.
Откройте учебник “Я читаю!”(Приложение 2). Эта страница знакомит нас с алфавитом наших предков. Прочтя названия букв, попробуйте догадаться, почему первая учебная книга называется “ Азбукой”?
Учитель: Первый букварь придумал и напечатал Иван Фёдоров. А чтобы буквы легче было запоминать, он их изобразил в виде фигур людей. Дома вы можете изобразить современные буквы, как вы их себе представляете.
А на следующем уроке мы проговорим о том, почему же появилась пословица "Корень учения горек, да плод его сладок. . "
VIII. Подведение итогов.
Учитель: Как вы считаете, наш урок прошел не напрасно? Почему?
В своих ответах дети ещё повторяют изученное на уроке.
IX. Рефлексия.
Учитель: Кто хочет похвалить себя за работу на уроке, те поднимут красные цветы, а те, кто недоволен своей работой - синие.
Наш класс похож на цветущий луг. Вы активно работали на уроке, старались, эти цветы вам в подарок. Молодцы!