Интегрированный урок: математика + информатика по теме: "Применение подобия к доказательству теории и решению задач"

Разделы: Математика, Информатика


Цели урока:

  1. Рассмотреть теорему о средней линии треугольника и свойство медиан треугольника, показать их применение в процессе решения задач.
  2. Совершенствовать навыки решения задач на применение теории подобных треугольников.
  3. Показать разработанные учащимися 10-11 классов демонстрационно-обучающие программные средства для поддержки преподавания курса математики в средней школе с целью выработки навыков применения средств информационных компьютерных технологий при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
  4. Совершенствовать навыки, полученные при работе в приложении в Power Point.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщить тему урока и сформулировать цели урока.

II. Проверка домашнего задания

В домашнее задание входило:
1) решение задач №559, 560(б) в тетради;
2) подготовка решения одной из задач в электронном виде с использованием приложения Power Point;
Отработка навыков создания аналогичных электронных документов проводилась на уроках информатики, на основе задач, ранее решенных на уроках математики.
3) повторение теоретического материала по теме "Подобие треугольников".

Задача №559. Учащийся, подготовивший решение этой задачи в электронном виде, с помощью проектора демонстрирует его на экране. Рисунок 1.

Рисунок 1.

Задача №560(б). Другой учащийся на экране показывает свое решение данной задачи. Рисунок 2.

Рисунок 2


Фронтальный опрос

На экране поочередно выводим следующие вопросы.
1. Что называется отношением двух отрезков?
2. Какие отрезки называются пропорциональными?
3. Что называется пропорцией?
4. Верны ли пропорции: 1,5:1,8=25:30; 18:6=5:30?
5. Какие треугольники называются подобными?
6. Сформулируйте первый, второй, третий признаки подобия треугольников.

III. Актуализация знаний учащихся

Решение задачи с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала.

Задача №1

Выводим условие задачи на экран:
В треугольнике АВС АВ=8 см, ВС=12 см, АС=10 см. Точка М, лежащая на АВ, делит ее пополам. Точка N, лежащая на ВС делит ее пополам.
Доказать:
1) треугольник АВС подобен треугольнику МВN;
2) MN параллельно АС;
3) найти MN.

Последовательность действий учащихся для решения задачи

1. Построим рисунок для решения нашей задачи (рисунок учащиеся выполняют на компьютере, в приложении Power Point).

1.1 Построим треугольник АВС.
1.2 Построим среднюю линию MN треугольника АВС (навыки построения отрабатывались на предыдущих уроках информатики).
1.3 Показываем процесс построения на экране с использованием проектора. Приложение1.

2. Наводящие вопросы:

2.1 Найдите отношение отрезков . ( )
2.2 Найдите отношение отрезков . ( )
2.3 Сделайте вывод (отношение первых двух отрезков равно отношению двух других отрезков).
2.4 Что из этого следует? (отрезки МВ и BN пропорциональны отрезкам АВ и ВС).
2.5 Вывод: так, как = ; = ; угол В - общий, следовательно треугольник MBN подобен треугольнику АВС.
2.6 Что можно сказать о соответственных углах подобных треугольников? (соответственные углы равны).
2.7 Вывод: угол М равен углу А, следовательно MN параллельно АС по признаку параллельности двух прямых.
2.8 Как ведут себя сходственные стороны в подобных треугольниках? (сходственные стороны пропорциональны).
2.9 Вывод: , следовательно MN= AC
2.10 Решение показываем на экране, учащиеся записывают его в тетрадь. Рисунок 3

Рисунок 3

IV. Изучение нового материала

1. Вводим определение средней линии треугольника. Показываем на экране.
2. Формулируем теорему о средней линии треугольника, делаем в тетради рисунок и записываем, что дано и что требуется найти. Показываем на экране.
3. Предлагаем учащимся доказать эту теорему самостоятельно.
4. Вместе с учащимися доказываем теорему, поэтапно показывая доказательство теоремы на экране. Приложение 2.
5. Даем возможность записать доказательство теоремы в тетрадь.
6. Решаем задачу №1, используя доказанную теорему. Выводим решение на экран. Рисунок 4.

Рисунок 4

7. Для сравнения выводим на экран два разных решения задачи (рисунок 3 и рисунок 4).
8. Делаем вывод: применение теоремы о средней линии треугольника позволяет решить эту задачу более простым способом.

V. Решение задач

Выводим на экран условие задачи №2.

Задача №2

Доказать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.

Решение

1. Построим рисунок для решения нашей задачи. Рисунок учащиеся выполняют на компьютере, в приложении Power Point. Для этого:
1.1 Изобразим треугольник АВС.
1.2 Проведем медианы АА1 и СС1.
1.3 Соединим точки А1 и С1 отрезком и обозначим точку пересечения медиан точкой О.
2. Что можно сказать о треугольниках АОС и А1ОС1? (Треугольники подобны).
3. Докажем, что треугольники подобны.
4. Учащиеся решают самостоятельно, затем на экране показывается готовое решение.

Рисунок 5

5. Вывод: медианы АА1 и СС1 пересекаются в точке О. Точка пересечения медиан АА1 и СС1 делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины.
6. Аналогично докажем, что точка пересечения медиан СС1 и ВВ1 делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины, и, следовательно, совпадает с точкой О.
Подводим итог: все три медианы треугольника АВС пересекаются в т.О и делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.
Вывод: это свойство называется свойством медиан треугольника и широко используется при решении задач.

VI. Закрепление

Выводим на экран условие задачи №3.

Задача №3

В треугольнике АВС медианы АА1, ВВ1 и СС1, пересекающиеся в точке О, равны соответственно 6 см, 9 см и 12 см. Найти АО+ОВ+СО.
Эту задачу учащиеся решают самостоятельно и записывают решение в тетрадь.

VII. Подведение итогов урока

VIII. Оценка работы учащихся.

Домашнее задание:
п. 62, в. 8, 9, №570, 571, 564, 565.

IX. Литература

1. "Геометрия 8 класс" А.С. Атанасян
2. Дидактический материал по геометрии автора Б.Г. Зив