Урок изобразительного искусства во 2-м классе по теме: "Линия как средство выражения. Ритм линий"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • дальнейшее формирование умения чувствовать и определять красоту, ритм линий, как средства художественной выразительности, использовать эти средства и возможности в собственном творчестве;
  • закрепление умений навыков передавать свои наблюдения в рисунке, соблюдать приемы композиции, развитие фантазии, воображения, воспитание любви к природе, бережного отношения к лесу.

Оснащение урока:

  • Для учителя:
    • учебная таблица “Ближе – дальше”;
    • кроссворд по теме;
    • рисунки, фотографии различных пород деревьев, кустарников, травы;
    • репродукции художников: Г.С. Верейский. “В саду Русского музея”, В. А. Фаворский “Пролетающие птицы”;
    • таблица: “Декоративное решение стволов”;
    • образцы зарисовок различных пород деревьев и кустарников;
    • музыкальный ряд: П. И. Чайковский “Времена года ”;
    • литературный ряд: стихи С. Русаковой, Н. Некрасова, Л. Квитко. В.Рождественского;
    • русские народные загадки.
  • Для учащихся:
    • затонированная бумага;
    • уголь;
    • фломастер;
    • тушь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Организация рабочего места и проверка готовности детей к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель. О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов и рассказов, слушая музыкальное произведение и всматриваясь в живописные произведения. А как могут передать красоту окружающего мира художники-графики? Обратите внимание на репродукции Г.С. Верейского и В.А.Фаворского. Какими выразительными средствами пользовались эти художники, чтобы передать красоту природы?

Дети. Художники-графики используют: линию, штрихи, точку, пятно.

Учитель. Что мы будем сегодня изображать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт!
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем! (лес)

– Итак, что мы сегодня на нашем уроке будем рисовать?

Дети. Мы будем рисовать сказочный лес.

Учитель. А что такое лес? Какие чудеса можно увидеть в лесу?

Дети. Лес это не только деревья, в лесу есть много: кустарников, травы, цветов, грибов, ягод, там много животных и птиц.

Учитель. Конечно ребята, они жители леса и его неотделимая часть. Без грибов, ягод, муравьев, птиц и зверей – лес не лес. А вы знаете, дети, в лесу, как в большом доме, есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и называют ярусами. Самый первый, самый высокий ярус – большие деревья. Его называют древостоем. Древостой – главный этаж в лесу. Как вы думайте, какие деревья там можно встретить?

Дети. В первом ярусе можно встретить дуб, сосну, берёзу. Во втором ярусе находятся деревья, которые мирятся с тенью, что падает от веток деревьев первого яруса, там могут ели, пихты, кедры и липы.

Учитель. А что растет в третьем ярусе?

Дети. В третьем ярусе растут кустарники.

Учитель. А какие кустарники можно встретить в лесу?

Дети. Тут можно встретить можжевельник, калину, шиповник, рябину, иву, малину и мн. др.

Учитель. А что может расти ниже кустарников?

Дети. Ниже кустарников растут: травы, цветы, мхи.

Учитель. Лес, это наше богатство. А что дает нам лес?

Дети. Лес дает нам древесину для отопления и строительства, лекарство, бумагу.

Учитель. А вы знаете, чтобы изготовить 270 экземпляров 190 страничной книги, требуется целое большое дерево. Из древесины также, изготовляют: резину, лаки, смолы, воск, краску, целлофан, ткани, клей и многое другое. Лес пополняет кислород так необходимый для жизни на земле. Как же мы должны относится к лесу?

Дети. Мы должны бережно относиться к лесу, беречь от главного и коварного врага – пожара. Не ломать ветки, не оставлять мусор в лесу.

Учитель. А теперь решим кроссворд, отгадывая русские народные загадки.

По горизонтали:

1. Не матушка родима, а гостинцем оделила.
2. Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю.
3. Платье потерялось, пуговки остались.
4. Над водой, водой, стоит с красной бородой.
5. Стоят столбы белы, на них шапки зелены.

По вертикали:

1. Никто ни пугает, а вся дрожит.

Ответы:

По горизонтали: 1. Яблоня, 2. Сосна. 3. Рябина. 4. Калина. 5. Береза.

По вертикали: 1. Осина.

Учитель. А теперь проведем игру “Юный натуралист” Нужно соотнести графическое изображение дерева со словесной его характеристикой силуэта.

1 ЕЛКА
2 БЕРЕЗА
3 ДУБ
4 ИВА
Пушистая, густая, зеленая.
Стройная, гибкая, белоствольная.
Мощный, толстый, ветвистый.
Поникшая, “длинноволосая”.

III. Беседа по теме урока

Учитель. Прежде, чем приступить к работе, обратим внимание на последовательность выполнения деревьев, кустарников, травы их строение и композицию. Если дерево находится ближе к нам, то оно будет выше или ниже от нижней части альбома? Оно будет ниже к крайней части альбома. (Работа по таблице “Ближе – дальше”.) Сравниваем ритм линий: он может быть быстрым и, плавным, спокойным и тревожным. Вы знаете, что у человека бывает злой добрый характер, нежный жесткий. А как вы думаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите эти ветки. Какие они?

Дети. Ветки дуба – мощные, корявые, грубые.

Учитель. А у какого дерева ветки – тонкие, гибкие, нежные?

Дети. Тонкие, гибкие, нежные ветки у берёзы.

Учитель. А кто знает боярышник? Какие у него ветки?

Дети. Колючие, жесткие, страшные.

Учитель. А у ивы?

Дети. Гибкие, длинные, ровные.

Учитель. Итак вы знаете, что деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми. После просмотра репродукций учитель рисует на доске мелом деревья различных пород, наделяя их при этом образными характеристиками, можно комментировать рисунок в стиле сказки.

IV. Практическая работа

Две группы детей подходят к доске, где прикреплена затонированная желтая и голубая бумага. Графическими материалами приступают к созданию своего сказочного леса.
Другая группа рисуют также на тонированной бумаге свою композицию. Учитель читает стихи, которые дополнят переживаемую ситуацию изобразительно-выразительными поэтическими образами. Звучит музыка.

ДЕРЕВЬЯ

В земном пути, меняющем кочевья,
Жилища, встречи, лица и края,
Беседу с вами я веду, деревья.
Ни в чём не изменившие друзья.
И как мне было с вами не сродниться,
Приветившими Родину мою,
Когда живые образы и лица
Я в ваших очертаньях узнаю!
Вот старый дуб – листва из звонкой меди.
Могучий стан в извилинах коры.
Он весь гудит, рокочет о победе,
Как некогда на струнах гусляры.
Вот сосны, прямоствольны и упруги,
Колючие – ветрам не разорвать,
Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,
Спокойные, как Игорева рать.
И ёлки неподвижны и суровы,
Роняя низко рукава ветвей,
Ждут, пригорюнясь, матери и вдовы,
Молчальницы в платочках до бровей.
А рядом боязливая осина
И вовсе простодушная ольха
Глядит поверх кустов, как из-за тына,
На тропку, что тениста и глуха.
Но всех милей мне девушка берёза,
Пришедшая из сказок и былин,
Снегурочка, любимица мороза,
Алёнушка пригорков и равнин.
Ей любы наши зори, сенокосы,
Ромашки в росах, звонкие стрижи,
Зелёные она качает косы
Над волнами бегущей с ветром ржи.

В. Рождественский.

Дети изображают любой уголок сказочного леса, в котором растут разные по характеру и внешнему виду деревья, кустарники, траву, выявляя индивидуальные особенности в их строении, проявляя свое творчество, фантазию. Стараются передать фактуру ствола и крону, моделируя их штрихами, тоном и пятном. Обращают внимание на выразительность и ритм линий в композиции. Учитель ведет наблюдение, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается. По завершению работы придумывают свое название к своей графической композиции.

V. Физкультминутка

Дети повторяют движения за учителем.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

М. Борисова.

VI. Итог урока. Эстетическая оценка работ

Учитель. Что изобразили на своём рисунке? Как вам удалось передать свое настроение? Какие линии использовали в своей работе? Расскажи о своём сказочном лесе.

VII. Рефлексия

Выразить своё настроение, используя карточки с изображением “Весёлого карандаша”, “Фломастера” и “Кистенеи”

Приложение