Элективный курс "История костюма и основные стили в искусстве"

Разделы: МХК и ИЗО


Бесконечен и разнообразен мир искусства, неисчерпаемы пути его познания. Как разобраться в нем, постичь его тайны, язык, особенности развития.

Древнегреческий философ Демокрит утверждал: “Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться”. Научиться понимать и интерпретировать произведение искусства – задача не из легких. Этому можно учиться всю жизнь. Чтобы научиться постижению искусства, необходимо развивать в себе тонкий вкус, воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному, надо научиться жить “широко открыв глаза на все, что прекрасно”. Не каждый в будущем станет поэтом, художником или музыкантом, но каждый может быть слушателем, читателем или зрителем – человеком, для которого создаются великие произведения искусства.

Учащиеся 9-10 классов – это мальчики и девочки отроческого и юношеского возраста, когда происходит активный процесс духовного созревания личности, начинают формироваться мировоззрение, убеждения, важнейшие жизненные принципы, эстетические идеалы. Это возраст, когда всерьез задумываются над вопросами: Кем стать? Какие у меня склонности? Как выбрать профессию, чтобы не ошибиться? Где, в какой отрасли я смогу реализовать свои способности, дарование?

Элективный курс “История костюма и основные стили в искусстве” явится основой стремления школьника быть не только потребителем созданных предшествующими поколениями ценностей, но и создателем нового.

Костюм – образно решенный ансамбль, который объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную эстетическую функцию.

История костюма – составная часть истории материальной и духовной культуры и всеобщей истории искусства. Костюм синтезирует в себе различные виды прикладного искусства – ткачества, кружевоплетения, ювелирного дела, вышивки, орнаментации. Развитие этого наиболее массового вида творчества происходит под воздействием природно-географической среды, социально-экономических изменений в жизни общества, национальных особенностей, религиозно- культовых представлений.

Костюм характеризует и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. По сравнению с другими видами искусства костюм обладает еще одним важнейшим качеством – возможностью широко и почти мгновенно реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. Для того чтобы произведения скульптора, художника, архитектора, писателя были приняты обществом, иногда должен пройти длительный срок. Костюм же изменяется моментально. Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего художественного стиля эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, расцвет и угасание, причем с момента “умирания” старой, уже изжившей себя костюмной формы начинается процесс формирования новой.

Курс опирается на программу для старшеклассников “Мировая художественная культура”, завершающую преподавание предметов эстетического цикла в средней школе.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать историю костюма и стили искусства с конкретным историко – культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах (литература, МХК, история, ИЗО).

В курсе прослеживается связь костюма с морально-этической атмосферой каждого общества, показывается связь костюма с социально-психологическим феноменом моды, раскрывается роль фактора моды в общей эволюции исторического и современного костюма.

Актуальность изучения данного курса в том, что костюм – выразитель социальной и индивидуальной характеристики человека, его эстетического вкуса, характера, возраста, пола. Современная мода позволяет каждому человеку сделать свой выбор, соответствующий его индивидуальным требованиям.

Курс “История костюма и основные стили в искусстве” нацелен на побуждение школьника к осмысленному выбору художественно-эстетического профиля, к осмысленному выбору стиля в одежде, прическе и т.д. Изучение истории костюма необходимо для художников, модельеров, портных, искусствоведов, дизайнеров.

Основными задачами курса являются:

  • изучение природных и социально-экономических условий страны и эпохи;
  • изучение эстетического идеала разных исторических эпох, общего художественного стиля;
  • обогащение представлений учащихся лучшими образцами искусства костюма разных народов и эпох, воспитание на этой основе ценностных ориентаций, развитие художественного вкуса.

В результате изучения курса “История костюма и основные стили в искусстве” учащиеся будут иметь представления:

  • об истории развития костюма с древнейших времен по настоящее время;
  • об основных формах одежды: драпированная (Древняя Греция, Др. Рим), накладная (Византия, средневековая Европа), распашная (Мос. Русь);
  • о формах и украшений: съемные (серьги, браслеты, перстни), неподвижные (печатный рисунок, вышивка);
  • об особенностях культуры рассматриваемой эпохи, страны;
  • об эстетических идеалах разных исторических эпох, общего художественного стиля данной страны.

Учащиеся должны знать:

  • основные стили в искусстве
  • развитие и изменение основных форм костюма
  • основные виды тканей
  • элементы костюма: аксессуары, украшения, косметика, обувь.

Учебно-тематическое планирование

Тема Всего часов Теоретические занятия Практичесое занятия
1. Введение. Костюм и феномен моды   1 -
2. Основные виды одеяний египтян, украшения, парики, прически   1  
3. Связь одежды с пластикой тела в Древней Греции   1 -
4. Основные формы римского костюма   1 -
5. Составление образцов костюмов, причесок, обуви древних египтян, греков, римлян     1
6. Византийский костюм по иконописным образцам   1 -
7. Рыцарский костюм   1  
8. Готические формы в костюме   1  
9. Основные формы русской одежды   - 1
10. Костюм барокко, прически, веера, часы, перчатки, маски   1  
11. Галантные платья Ватто (рококо)   1  
12. Деловой и романтический костюм   1 -
13. Костюм начала 20в   1 -
14. Защита проекта костюма   - 1
Всего 14 11 3

Содержание программы

1. Введение.

1.1. Определение основных понятий “одежда” и “костюм”.

1.2. Костюм и феномен моды.

1.3. Происхождение костюма.

2. Основные виды одеяний египтян.

2.1.Социально-экономическая и культурная жизнь Египта.

2.2. Особенности художественного стиля в искусстве.

2.3. Мужской костюм: схенти. Прическа, косметика, украшения.

2.4. Женский костюм: калазирис. Прическа, косметика, украшения.

3. Связь одежды с пластикой тела в Древней Греции (хитон, гиматий, хламида)

3.1. Культура и искусство Древней Греции.

3.2. Эстетическая основа античного греческого костюма – драпировка, которая подчеркивает форму тела и изменяется в разных ракурсах при движении. Драпировка основана на системе каскадных, трубчатых, лучевых и органных складок. Культ прекрасного человеческого тела.

3.3. Мужской костюм: хитон (нижняя одежда), гиматий и хламида (верхняя одежда). Головной убор: петас, пилос. Обувь: крепиды (сандалии), эндромиды (сапоги).

3.4. Женский костюм: хитон (нижняя одежда), пеплос (платье), гиматий (плащ). Прически, косметика, украшения.

4. Основные формы римского костюма (тога, туника, стола, пала)

4.1. Культура и искусство Древнего Рима.

4.2. Влияние природно-климатических условий на создание костюма. Эстетический идеал – строгость и простота во всем.

4.3. Мужской костюм: туника (нижняя одежда, позднее – домашняя), тога (национальная одежда Римской империи, символ зрелости). Белый- парадный цвет. Дорогие шелка, парча.

4.4. Женский костюм. Эстетический идеал – плавность движений, монументальность, величественность. Туника, стола (верхняя одежда), палла (плащ). Яркие цвета: золотисто-желтый, голубой с серым, светло-лиловый с желтым, розовато-сиреневый.

5. Составление образцов костюмов, причесок, обуви древних египтян, греков, римлян.

6. Византийский костюм по иконописным образцам.

6.1. Влияние христианской религии на культуру.

6.2. Монументально-декоративный характер византийского изобразительного и прикладного искусства.

6.3. Византийский костюм. Эстетический идеал – красота духа, добродетель во славу бога. Фигуры, облаченные в византийские костюмы, тяжелые, массивные, прямоугольные, перегруженные орнаментом и богатыми декоративными украшениями.

6.4. Мужской костюм: паларис (нижняя одежда, римская туника), плащ-мантия (верхняя). Женский костюм: туника, стола, плаш-пенула, мафорий (накидка с капюшоном).

7. Рыцарский костюм (воинственность, символичность, орденский костюм).

7.1. Особенности исторического периода. Костюм романского периода. Символика цвета. Белый цвет - чистота, невинность, добродетель; черный – скорбь, верность; голубой - нежность; одежду красного цвета носили палачи.

Старались не носить одежду желтого цвета (измена, ненависть). Эстетический идеал – преобладание духовного начала в человеке, добровольно отрекающегося от земных благ и радостей жизни, человека –аскета.

7.2. Рыцарская одежда: блио (накладная верхняя одежда) с боковыми разрезами.

8. Готические формы в костюме (кот, сюркот).

8.1. Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы - силуэт костюма периода готики. Вшивные рукава, привязывание шнурками. Зарождение этикета. Культ Прекрасной Дамы.

8.2. Мужской костюм: сюркот (сшитый в боках длинный нарамник с открытыми проймами или с ложными рукавами), пурпуан ( короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки).

8.3. Женский костюм: котт (платье с узким лифом), эннен (высокий, конусообразный головной убор), барбет (косынка).

9. Основные формы русской одежды (рубаха, порты, зипун, охабень, шуба, сарафан, кокошник)

9.1. Культура и искусство Древней Руси. Характеристика социально-экономического строя Киевской Руси. Характерные черты костюма Киевской Руси – статичность, неподвижность. Мужской костюм: рубаха, порты (нижняя одежда), свита (кафтан). Женский костюм: рубаха, понева (юбка), шуба-свита.

9.2. Костюм Московской Руси. Мужской костюм: зипун (верхняя полуприлегающая одежда крестьян), ферязь (кафтан) – одежда знати, охабень – кафтан для бояр.

9.3. Женский костюм: шушун (длинный сарафан, расклешенный в подоле), кокошник – самый нарядный головной убор.

10. Костюм барокко, прически, веера, часы, перчатки, маски.

10.1. Характерные черты барокко – парадность, театральность, пышность, тяжеловесность. Отделка вышивкой, кружевом, аппликацией, бахромой, что создает перегруженность и обильную декоративность костюма.

10.2. Прически, парики, “мушка” - маленький пучок волос под нижней губой. Дополнения к костюму – шелковые чулки, перчатки, галстуки, шарфы, складные веера, часы, подвешенные к поясу.

11. Галантные платья Ватто (рококо)

11.1. Французское искусство XVIII в – эталон художественной жизни для большинства европейских стран. Рококо – декоративный стиль, носящий черты утонченности, хрупкости, жеманности.

11.2. Каркасная юбка, френон (платье на каркасе и корсете), модест (цельнокроеное, распашное от талии платье). Платье кунтуш – “со складками Ватто”, по имени художника, который изображал женщин именно в этом платье.

12. Деловой и романтический костюм.

12.1. Мода XIX в развивается под влиянием быстрого роста промышленности, искусства, конкуренции в торговле. Костюм теряет свое классовое значение. Мужской костюм становится деловым. Для мужчины считается дурным тоном яркость костюма, обилие украшений. Женщина отражает положение своего мужа в обществе, является рекламой благосостояния.

12.2. Мужской деловой костюм состоял из белой рубашки с высоким стоячим накрахмаленным воротником, подпирающим щеки. Поверх рубашки жилет, вместо коротких штанов панталоны в обтяжку длиной до щиколотки . Повседневная одежда – фрак с высоким воротником-стойкой. Верхней одеждой служил двубортный редингот и приталенный сюртук.

12.3. Романтический женский костюм: стеганая волосяная юбка – кринолин. Естественная длина талии и спущенная линия плеч, расширенные книзу рукава.

13. Костюм начала XX века.

13.1. Социально-экономическая обстановка в Европе в начале XX века и ее влияние на моду. Ведущие модельеры (Ворт, Шанель). Демократизация моды. Господство массового производства в промышленности.

13.2. Женский костюм: высокая талия, сужение бедер, ширина рукавов, юбка годэ.

13.3. Мужской костюм: узкие длинные брюки, сорочка, жилет, галстук, визитка, цилиндр. Главное событие – появление в мужской моде – “тройки”.

14. Защита проекта костюма определенной эпохи.

Рекомендуемая литература

  1. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб, 1997
  2. Бердиик Т.О. Дизайн костюма. Ростов., 2000
  3. Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. М., 1993
  4. Блейз А. И. История в костюмах: от фараона до денди.
  5. Бонгард-Левина Г.М, Древние цивилизации. М., 1989
  6. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1958
  7. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. М, 1997
  8. Вардугин В. И. Русская одежда.- Саратов: Детская книга, 2001
  9. Васильев А. Красота в изгнании. М, 1998
  10. Веймари Б.В. Классическое искусство стран ислама. М: Искусство, 2002
  11. Верман Карл. История искусства всех времен и народов.-
  12. М. т.2: Европейское искусство средних веков. - 2001
  13. Виоле ле Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб, 1999
  14. Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. - М., СПб, 2001
  15. Воронин М.Л. Мода и время. Киев, 1985
  16. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М.:Эксма, 2002
  17. Готтенрот Ф. Царство людей (одежда, утварь, обычаи, украшения народов древних и новых времен). СПб., М.,1994
  18. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М., 1994
  19. Гудзик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной
  20. культуре. М., Просвещение, 1999
  21. Ермилова Д.Ю. История домов моды. М., 2000
  22. Зарецкая М.М., Смирнова В.В. МХК.- М., 1999
  23. Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996
  24. Ивлев С.А. Мировая художественная культура. Тематическое планирование. М., 2001.
  25. Исенко СП. Русский народный костюм. Учебное пособие для студентов
  26. вузов культуры и искусства. - М., 2002.
  27. История костюма, составленная Наталией Будур. - М., 2001.
  28. Каминская Н.М. История костюма. М., 1986.
  29. Кащенко О.Д., Козлова Т.В. Об одежде и моде. М., 1986.
  30. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976
  31. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4т. М., 2003
  32. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. М., 1996
  33. Орлова Л. Азбука моды. М., 1989
  34. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 1985.