Бесконечен и разнообразен мир искусства, неисчерпаемы пути его познания. Как разобраться в нем, постичь его тайны, язык, особенности развития.
Древнегреческий философ Демокрит утверждал: “Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться”. Научиться понимать и интерпретировать произведение искусства – задача не из легких. Этому можно учиться всю жизнь. Чтобы научиться постижению искусства, необходимо развивать в себе тонкий вкус, воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному, надо научиться жить “широко открыв глаза на все, что прекрасно”. Не каждый в будущем станет поэтом, художником или музыкантом, но каждый может быть слушателем, читателем или зрителем – человеком, для которого создаются великие произведения искусства.
Учащиеся 9-10 классов – это мальчики и девочки отроческого и юношеского возраста, когда происходит активный процесс духовного созревания личности, начинают формироваться мировоззрение, убеждения, важнейшие жизненные принципы, эстетические идеалы. Это возраст, когда всерьез задумываются над вопросами: Кем стать? Какие у меня склонности? Как выбрать профессию, чтобы не ошибиться? Где, в какой отрасли я смогу реализовать свои способности, дарование?
Элективный курс “История костюма и основные стили в искусстве” явится основой стремления школьника быть не только потребителем созданных предшествующими поколениями ценностей, но и создателем нового.
Костюм – образно решенный ансамбль, который объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную эстетическую функцию.
История костюма – составная часть истории материальной и духовной культуры и всеобщей истории искусства. Костюм синтезирует в себе различные виды прикладного искусства – ткачества, кружевоплетения, ювелирного дела, вышивки, орнаментации. Развитие этого наиболее массового вида творчества происходит под воздействием природно-географической среды, социально-экономических изменений в жизни общества, национальных особенностей, религиозно- культовых представлений.
Костюм характеризует и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. По сравнению с другими видами искусства костюм обладает еще одним важнейшим качеством – возможностью широко и почти мгновенно реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. Для того чтобы произведения скульптора, художника, архитектора, писателя были приняты обществом, иногда должен пройти длительный срок. Костюм же изменяется моментально. Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего художественного стиля эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, расцвет и угасание, причем с момента “умирания” старой, уже изжившей себя костюмной формы начинается процесс формирования новой.
Курс опирается на программу для старшеклассников “Мировая художественная культура”, завершающую преподавание предметов эстетического цикла в средней школе.
В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать историю костюма и стили искусства с конкретным историко – культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах (литература, МХК, история, ИЗО).
В курсе прослеживается связь костюма с морально-этической атмосферой каждого общества, показывается связь костюма с социально-психологическим феноменом моды, раскрывается роль фактора моды в общей эволюции исторического и современного костюма.
Актуальность изучения данного курса в том, что костюм – выразитель социальной и индивидуальной характеристики человека, его эстетического вкуса, характера, возраста, пола. Современная мода позволяет каждому человеку сделать свой выбор, соответствующий его индивидуальным требованиям.
Курс “История костюма и основные стили в искусстве” нацелен на побуждение школьника к осмысленному выбору художественно-эстетического профиля, к осмысленному выбору стиля в одежде, прическе и т.д. Изучение истории костюма необходимо для художников, модельеров, портных, искусствоведов, дизайнеров.
Основными задачами курса являются:
- изучение природных и социально-экономических условий страны и эпохи;
- изучение эстетического идеала разных исторических эпох, общего художественного стиля;
- обогащение представлений учащихся лучшими образцами искусства костюма разных народов и эпох, воспитание на этой основе ценностных ориентаций, развитие художественного вкуса.
В результате изучения курса “История костюма и основные стили в искусстве” учащиеся будут иметь представления:
- об истории развития костюма с древнейших времен по настоящее время;
- об основных формах одежды: драпированная (Древняя Греция, Др. Рим), накладная (Византия, средневековая Европа), распашная (Мос. Русь);
- о формах и украшений: съемные (серьги, браслеты, перстни), неподвижные (печатный рисунок, вышивка);
- об особенностях культуры рассматриваемой эпохи, страны;
- об эстетических идеалах разных исторических эпох, общего художественного стиля данной страны.
Учащиеся должны знать:
- основные стили в искусстве
- развитие и изменение основных форм костюма
- основные виды тканей
- элементы костюма: аксессуары, украшения, косметика, обувь.
Учебно-тематическое планирование
Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практичесое занятия |
1. Введение. Костюм и феномен моды | 1 | - | |
2. Основные виды одеяний египтян, украшения, парики, прически | 1 | ||
3. Связь одежды с пластикой тела в Древней Греции | 1 | - | |
4. Основные формы римского костюма | 1 | - | |
5. Составление образцов костюмов, причесок, обуви древних египтян, греков, римлян | 1 | ||
6. Византийский костюм по иконописным образцам | 1 | - | |
7. Рыцарский костюм | 1 | ||
8. Готические формы в костюме | 1 | ||
9. Основные формы русской одежды | - | 1 | |
10. Костюм барокко, прически, веера, часы, перчатки, маски | 1 | ||
11. Галантные платья Ватто (рококо) | 1 | ||
12. Деловой и романтический костюм | 1 | - | |
13. Костюм начала 20в | 1 | - | |
14. Защита проекта костюма | - | 1 | |
Всего | 14 | 11 | 3 |
Содержание программы
1. Введение.
1.1. Определение основных понятий “одежда” и “костюм”.
1.2. Костюм и феномен моды.
1.3. Происхождение костюма.
2. Основные виды одеяний египтян.
2.1.Социально-экономическая и культурная жизнь Египта.
2.2. Особенности художественного стиля в искусстве.
2.3. Мужской костюм: схенти. Прическа, косметика, украшения.
2.4. Женский костюм: калазирис. Прическа, косметика, украшения.
3. Связь одежды с пластикой тела в Древней Греции (хитон, гиматий, хламида)
3.1. Культура и искусство Древней Греции.
3.2. Эстетическая основа античного греческого костюма – драпировка, которая подчеркивает форму тела и изменяется в разных ракурсах при движении. Драпировка основана на системе каскадных, трубчатых, лучевых и органных складок. Культ прекрасного человеческого тела.
3.3. Мужской костюм: хитон (нижняя одежда), гиматий и хламида (верхняя одежда). Головной убор: петас, пилос. Обувь: крепиды (сандалии), эндромиды (сапоги).
3.4. Женский костюм: хитон (нижняя одежда), пеплос (платье), гиматий (плащ). Прически, косметика, украшения.
4. Основные формы римского костюма (тога, туника, стола, пала)
4.1. Культура и искусство Древнего Рима.
4.2. Влияние природно-климатических условий на создание костюма. Эстетический идеал – строгость и простота во всем.
4.3. Мужской костюм: туника (нижняя одежда, позднее – домашняя), тога (национальная одежда Римской империи, символ зрелости). Белый- парадный цвет. Дорогие шелка, парча.
4.4. Женский костюм. Эстетический идеал – плавность движений, монументальность, величественность. Туника, стола (верхняя одежда), палла (плащ). Яркие цвета: золотисто-желтый, голубой с серым, светло-лиловый с желтым, розовато-сиреневый.
5. Составление образцов костюмов, причесок, обуви древних египтян, греков, римлян.
6. Византийский костюм по иконописным образцам.
6.1. Влияние христианской религии на культуру.
6.2. Монументально-декоративный характер византийского изобразительного и прикладного искусства.
6.3. Византийский костюм. Эстетический идеал – красота духа, добродетель во славу бога. Фигуры, облаченные в византийские костюмы, тяжелые, массивные, прямоугольные, перегруженные орнаментом и богатыми декоративными украшениями.
6.4. Мужской костюм: паларис (нижняя одежда, римская туника), плащ-мантия (верхняя). Женский костюм: туника, стола, плаш-пенула, мафорий (накидка с капюшоном).
7. Рыцарский костюм (воинственность, символичность, орденский костюм).
7.1. Особенности исторического периода. Костюм романского периода. Символика цвета. Белый цвет - чистота, невинность, добродетель; черный – скорбь, верность; голубой - нежность; одежду красного цвета носили палачи.
Старались не носить одежду желтого цвета (измена, ненависть). Эстетический идеал – преобладание духовного начала в человеке, добровольно отрекающегося от земных благ и радостей жизни, человека –аскета.
7.2. Рыцарская одежда: блио (накладная верхняя одежда) с боковыми разрезами.
8. Готические формы в костюме (кот, сюркот).
8.1. Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы - силуэт костюма периода готики. Вшивные рукава, привязывание шнурками. Зарождение этикета. Культ Прекрасной Дамы.
8.2. Мужской костюм: сюркот (сшитый в боках длинный нарамник с открытыми проймами или с ложными рукавами), пурпуан ( короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки).
8.3. Женский костюм: котт (платье с узким лифом), эннен (высокий, конусообразный головной убор), барбет (косынка).
9. Основные формы русской одежды (рубаха, порты, зипун, охабень, шуба, сарафан, кокошник)
9.1. Культура и искусство Древней Руси. Характеристика социально-экономического строя Киевской Руси. Характерные черты костюма Киевской Руси – статичность, неподвижность. Мужской костюм: рубаха, порты (нижняя одежда), свита (кафтан). Женский костюм: рубаха, понева (юбка), шуба-свита.
9.2. Костюм Московской Руси. Мужской костюм: зипун (верхняя полуприлегающая одежда крестьян), ферязь (кафтан) – одежда знати, охабень – кафтан для бояр.
9.3. Женский костюм: шушун (длинный сарафан, расклешенный в подоле), кокошник – самый нарядный головной убор.
10. Костюм барокко, прически, веера, часы, перчатки, маски.
10.1. Характерные черты барокко – парадность, театральность, пышность, тяжеловесность. Отделка вышивкой, кружевом, аппликацией, бахромой, что создает перегруженность и обильную декоративность костюма.
10.2. Прически, парики, “мушка” - маленький пучок волос под нижней губой. Дополнения к костюму – шелковые чулки, перчатки, галстуки, шарфы, складные веера, часы, подвешенные к поясу.
11. Галантные платья Ватто (рококо)
11.1. Французское искусство XVIII в – эталон художественной жизни для большинства европейских стран. Рококо – декоративный стиль, носящий черты утонченности, хрупкости, жеманности.
11.2. Каркасная юбка, френон (платье на каркасе и корсете), модест (цельнокроеное, распашное от талии платье). Платье кунтуш – “со складками Ватто”, по имени художника, который изображал женщин именно в этом платье.
12. Деловой и романтический костюм.
12.1. Мода XIX в развивается под влиянием быстрого роста промышленности, искусства, конкуренции в торговле. Костюм теряет свое классовое значение. Мужской костюм становится деловым. Для мужчины считается дурным тоном яркость костюма, обилие украшений. Женщина отражает положение своего мужа в обществе, является рекламой благосостояния.
12.2. Мужской деловой костюм состоял из белой рубашки с высоким стоячим накрахмаленным воротником, подпирающим щеки. Поверх рубашки жилет, вместо коротких штанов панталоны в обтяжку длиной до щиколотки . Повседневная одежда – фрак с высоким воротником-стойкой. Верхней одеждой служил двубортный редингот и приталенный сюртук.
12.3. Романтический женский костюм: стеганая волосяная юбка – кринолин. Естественная длина талии и спущенная линия плеч, расширенные книзу рукава.
13. Костюм начала XX века.
13.1. Социально-экономическая обстановка в Европе в начале XX века и ее влияние на моду. Ведущие модельеры (Ворт, Шанель). Демократизация моды. Господство массового производства в промышленности.
13.2. Женский костюм: высокая талия, сужение бедер, ширина рукавов, юбка годэ.
13.3. Мужской костюм: узкие длинные брюки, сорочка, жилет, галстук, визитка, цилиндр. Главное событие – появление в мужской моде – “тройки”.
14. Защита проекта костюма определенной эпохи.
Рекомендуемая литература
- Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб, 1997
- Бердиик Т.О. Дизайн костюма. Ростов., 2000
- Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. М., 1993
- Блейз А. И. История в костюмах: от фараона до денди.
- Бонгард-Левина Г.М, Древние цивилизации. М., 1989
- Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1958
- Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. М, 1997
- Вардугин В. И. Русская одежда.- Саратов: Детская книга, 2001
- Васильев А. Красота в изгнании. М, 1998
- Веймари Б.В. Классическое искусство стран ислама. М: Искусство, 2002
- Верман Карл. История искусства всех времен и народов.-
- М. т.2: Европейское искусство средних веков. - 2001
- Виоле ле Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб, 1999
- Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. - М., СПб, 2001
- Воронин М.Л. Мода и время. Киев, 1985
- Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М.:Эксма, 2002
- Готтенрот Ф. Царство людей (одежда, утварь, обычаи, украшения народов древних и новых времен). СПб., М.,1994
- Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М., 1994
- Гудзик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной
- культуре. М., Просвещение, 1999
- Ермилова Д.Ю. История домов моды. М., 2000
- Зарецкая М.М., Смирнова В.В. МХК.- М., 1999
- Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996
- Ивлев С.А. Мировая художественная культура. Тематическое планирование. М., 2001.
- Исенко СП. Русский народный костюм. Учебное пособие для студентов
- вузов культуры и искусства. - М., 2002.
- История костюма, составленная Наталией Будур. - М., 2001.
- Каминская Н.М. История костюма. М., 1986.
- Кащенко О.Д., Козлова Т.В. Об одежде и моде. М., 1986.
- Киреева Е.В. История костюма. М., 1976
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4т. М., 2003
- Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. М., 1996
- Орлова Л. Азбука моды. М., 1989
- Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 1985.