В качестве ключевых задач в области управления, требующих практического разрешения, мы выделяем:
- разработку и апробацию в новых условиях принципиально иных технологий управления, требующих от руководителей знания законов управления, умения и навыка управлять системно;
- централизацию и децентрализацию власти, обеспечение контроля и одновременно гибкости в проведении решений, развитие инициативы;
- специализацию и координацию деятельности различных специализированных служб, проектов, лабораторий, программ;
- расширение взаимосвязей и создание современных информационных систем;
- повышение уровня управленческой культуры, овладение руководящего персонала навыками менеджмента.
При формировании модели управления основной деятельности школы мы использовали основные принципы общей теории управления:
Общественный характер управления.
Принцип гуманности (социально обусловленной целесообразности).
Принцип эффективности.
Принцип экономичности (оптимальности).
Принцип адекватности способов и средств управления конкретным обстоятельствам.
Принцип интегральности (системности управленческой деятельности).
Остановимся подробнее на совершенствовании системы управления, ориентированной на результат.
В управленческой системе мы выделяем 4 блока управления: (приложение 5)
- 1 блок - педагоги и специалисты;
- 2 блок - ученик;
- 3 блок - семья;
- 4 блок - открытый социум.
1-й блок управления.
Управление людьми (деятельность по руководству педагогическим коллективом и персоналом образовательного учреждения). Ставит целью развитие мотивации деятельности коллектива учителей, учащихся.
Оно включает функции:
- обеспечение сотрудничества;
- кадровую политику;
- обучение персонала;
- информирование;
- стимулирование.
Результатом управления должно стать развитие коллектива в целом и каждого человека в отдельности.
Различаем 3 уровня педагогического управления людьми:
на первых двух уровнях (высшее и среднее звено управления) руководитель и его заместители создают развивающее пространство для профессионального саморазвития педагогического коллектива в целом и каждого педагога в отдельности.
на третьем уровне (низшее звено управления) педагог и организационно-деятельностные службы образовательного учреждения организуют развивающее пространство для саморазвития коллектива детей и каждого ученика в отдельности.
Сущность управления людьми, таким образом, состоит в создании того развивающего пространства, в котором и будет происходить саморазвитие человека - учителя и ученика.
В ФМЛ каждая образовательная ступень - это своя “мини-школа”, в которой образовательный процесс осуществляется одновременно в трех направлениях - обучении, воспитании, развитии. Цели и функции управления принципиально меняются. Руководитель такой “мини-школы” несет ответственность за качество обучения, воспитания и развития своих учеников, за формирование творческой линии каждого ученика, творческий поиск в работе каждого учителя. Это повышает роль и ответственность руководителя за результаты процесса в образовании, личной инициативы и творчества.
Учителя, работающие в “мини-школах”, овладевают, кроме функционала-предметника, и возрастной специализацией. Единство целей и действий руководителей “мини-школ”, психологов, социальных педагогов, школьных врачей, родителей, учителей-предметников позволяет отслеживать процесс развития личности с учетом возрастных, физиологических особенностей каждого ребенка.
Важнейшими условиями, способствующими успешному функционированию учебно-воспитательного процесса, являются во-первых, кадровое обеспечение и работа с кадрами; во-вторых, научно обоснованной координации усилий всех участников обучения и воспитания школьников; в-третьих, наличие необходимой учебно-материальной базы; в-четвертых, соответствующие морально-психологические, санитарно-гигиенические и эстетические условия.
Система подбора кадров.
Вышеперечисленные требования к педагогам и специалистам ФМК предполагают наличие системы их подбора при приеме на работу и развитие в процессе их трудовой деятельности. Такая система подбора разработана и применяется в ФМК. Она осуществляется в несколько этапов:
- подбор педагогов и специалистов, наиболее подходящих для работы с академически одаренными детьми;
- ориентация принятых на работу педагогов на цели и задачи ФМК;
- подбор подходящего места работы с учетом индивидуальных особенностей и интересов педагога;
- развитие профессиональных навыков работы с одаренными детьми.
На первом этапе данной системы проводится тестирование по двум направлениям. Первое-выявление индивидуальных особенностей претендента; второе - определение его интересов по полученным результатам тестирования, проводится собеседование с претендентом. Если по результатам тестирования и собеседования с директором ФМК претендент отвечает заданным требованиям, то он принимается на работу с испытательным сроком.
На втором этапе принятый на работу педагог знакомится с успехами, организацией работы, традициями, преподавательским и административным составом ФМК. На этом этапе происходит адаптация "новичка", принятие или отвержение им социально-психологических норм ФМК. Если цели и задачи ФМК принципиально не совпадают с ориентацией вновь принятого учителя, по истечении испытательного срока принимается соответствующее решение
На третьем этапе после успешной работы по истечении испытательного срока директор определяет педагогу основное место его работы. Это может быть научная деятельность, классное руководство, работа по факультативным курсам административная деятельность и т. п.
На четвертом этапе вновь принятый педагог имеет возможность проявить свои творческие способности, а именно создавать творческие учебные программы, перенимать опыт работы с одаренными детьми у более опытных педагогов, развивать свои интеллектуальные возможности и т.д.
Возможно, в процессе работы в ФМЛ вновь принятый педагог осознает, что он может дальше развить свои способности, не касающиеся его специализации. В этом случае он имеет возможность в дальнейшем пройти родственную специализацию на курсах повышения квалификации. Но это желание должно полностью совпадать с целями и задачами ФМЛ.
При этом особое значение придается осознанному желанию работать с академически одаренными детьми, наличию у педагога творческих желаний, творческих дел. Знакомим с успехами колледжа, с организацией работы, с учителями, с требованиями. Администрация не скрывает своих взглядов на то, что работа с академически одаренными детьми требует огромных умственных и физических усилий. Устанавливаем испытательный срок.
На протяжении всех лет функционирования инновационного образовательного учреждения улучшаются условия для творческого труда учителей. Широко применяется стимулирование учителей: введены доплаты за участие в экспериментальной работе, в исследовательской работе, в экспериментальной площадке; за апробацию учебных программ и учебников; за подготовку победителей и призеров различного уровня олимпиад и конференции от 25% до 30%.
Для создания благоприятных условий работы учителей одного предмета, они объединяются в кафедры. Такое решение обусловлено тем, что функции администрации состоят не только в отборе учителей, способных к работе с детьми, но и в создании условий, максимально отвечающих поставленным требованиям для повышения квалификации в оперативном порядке. Пять кафедр ФМК представляют собой отдельные микроколлективы, направленные на определенные цели и задачи.
Это группы единомышленников, ориентированных на развитие всех способностей школьника и, как результат, на получение высоких и стабильных результатов в работе с одаренными детьми; педагоги кафедр не только обладают высоким профессионализмом в конкретной предметной области, но и владеют психолого - педагогическими методами работы с детьми, умеют обмениваться опытом своей работы внутри группы (коммуникативный аспект) и совместно достигать поставленных целей (результативный аспект).
В течение последних лет с коллективами кафедр работает группа психологов. Основной целью данной работы является улучшение взаимодействия коллективов кафедр путем раскрытия личного потенциала ее членов.
Основные задачи исследования : связь подготовки и повышения квалификации персонала с целями и проблемами физико-математического колледжа; разработка содержания, методологии и организации программы подготовки коллективов кафедр ФМЛ; мотивирование и стимулирование коллективов кафедр на повышение квалификации и непрерывное самообразование.
В работе приняли участие коллективы двух кафедр ФМЛ: русского языка и литературы; математики и информатики. Всего было протестировано 20 человек, работающих на этих кафедрах. Возрастной состав исследуемой группы от 26 до 61 года. Образование - высшее. Среди них мужчин - 2, женщин - 18. Стаж работы от 5 до 41 года.
В результате тестирования были выявлены индивидуальные особенности и определены выполняемые роли в коллективах кафедр.
Особенно ярких "лидеров" и "генераторов идей" в коллективах кафедр нет, однако остальные внутригрупповые роли распределены равномерно: в достаточном количестве для данных коллективов представлены "двигатели группы", "эмоциональные вовлекатели", "систематизаторы", "гармонизаторы отношений" и "исполнители решений". Эти факты являются свидетельством того, что коллективы кафедр уже сложились и имеют определенные традиции, исповедуя в основном демократический стиль общения.
В результате тестируемые получили рекомендации по самосовершенствованию, а директор ФМК - схему взаимодействия и ролевое распределение коллективов кафедр. Последнее позволило выявить основные проблемы коллектива и сформулировать его основные цели.
В физико-математическом лицее сложился коллектив-команда, т.к. 63,6% учителей вместе с администрацией планируют и выполняют программу развития.
90,9% учителей считают, что содержание деятельности школы, соответствует поставленным целям, столько же - 90,9% считают, что администрация заботится о взаимодействии всех структур и снабжает их информацией; 87,9% педагогов считают, что функциональные обязанности в их учебном заведении четко распределены;
63,6% убеждены, что школа работает стабильно, изменения связаны только с выполнением программы развития; 66,7% учителей удовлетворены расписанием.
Наиболее привлекательными моментами в своем учебном заведении 60,6% педагогов считают хорошую атмосферу в коллективе, столько же - 60,6% хорошие отношения с учениками; 57,6% высокий профессиональный уровень педколлектива; 45,5% считают свой коллектив - творчески работающим коллективом. Работа в инновационных условиях требует и высокого уровня коммуникативной культуры педагогов - 100% учителей ФМЛ не испытывают негативных моментов в общении с коллегами; 69,7% педагогов удовлетворяют отношения с администрацией.
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (учебно-воспитательным процессом)
Включает функции:
- анализа;
- планирования (определение целей и задач, прогнозирования,
- программирования);
- организации;
- создания системы измерения работы;
- контроля.
Внутришкольная оперативная информация
Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы внутришкольной информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Под управленческой информацией понимается совокупность сведений, данных фактов, отражающих состояние системы управления в целом и отдельных ее компонентов. Внутришкольная информация - один из видов управленческой информации, обеспечивающей ознакомление директора учебного заведения, его заместителей с состоянием дел в учебном заведении и отдельных классах.
Чтобы рационально руководить деятельностью учебного заведения, заместителей, учителей, учащихся необходимо своевременно получать сведения об успеваемости, посещаемости, качестве уроков. Необходимо знать о состоянии кабинетов, хозяйственном обеспечении, работе с ТСО, о наличии учебников, о работе учителя, о контроле заместителей, о питании...
Директору необходимо иметь точную и оперативную информацию ежедневно, чтобы правильно и своевременно принимать решения.
Использование ПЭВМ в управленческом процессе значительно упрощает и оптимизирует процесс накопления, использования и хранения управленческой информации, цель которой - резко сократить составление письменных документов и вместе с тем обеспечить получение своевременных сведений, необходимых для принятия управленческих решений в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Система управления школой, построенная на применении НИТ характеризуется:
- целостностью,
- динамичностью и гибкостью,
- демократичностью,
- быть детерминирована моделью школы.
- ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ информатизации системы управления школы является создание системы программных и технических средств и информационных массивов, обеспечивающих сбор, хранение, поиск, обработку информации и выдачу ее пользователям - субъектам управления по их запросам в целях повышения эффективности управления УВП на основе применения вычислительной техники и научных методов. Важнейшими направлениями информатизации управленческой деятельности являются следующие:
- сбор фактических данных по всем объектам образовательного процесса, подлежащим учету,
- формирование соответствующих баз данных и инструментальных средств работы с ними,
- компьютеризация выпуска документации
- организация анализа различных показателей статистического учета,
- текущий контроль за выполнением решений коллектива и приказов администрации
- установление единого порядка учета и использования информации, исключение избыточного дублирования при работе с ней,
- обеспечение информирования всех субъектов управления, организация обмена информации между структурными подразделениями школы.
- Обеспечение информационных связей с внешней средой.
Для оперативного сбора, хранения, анализа информации в колледже создана административная компьютерная сеть. В административную сеть включены все заместители (6 человек), секретарь-машинистка, делопроизводитель и видеоцентр.
Просматривая по компьютеру данные по питанию, директор имеет полную информацию по этому вопросу. В случае возникновения в каком-то классе проблемы с питанием (что видно по динамике охвата питанием) приглашаются заместитель директора по воспитательной работе и классный руководитель для выяснения причин. Таким же образом собирается и хранится в компьютере информация по санитарному состоянию, отсутствующих и опоздавших учащихся; справки по посещенным урокам и мероприятиям; приказы, подготовленные заместителем и другая информация.
В компьютере заместителей хранится информация по учебной деятельности:
- График контроля на год. Справки о посещенных уроках за неделю.
- Тексты административных контрольных работ.
- Графики и таблицы, отражающие динамику качества успеваемости по предметам, по классам, параллелям классов, по качеству работы учителей.
- Результаты административных контрольных работ.
- Результаты экзаменов.
- Справки по проверкам.
- Приказы.
- Итоги олимпиад.
- Результаты выступлений на конференциях
- Устав;
- Списки сотрудников;
- Списки учащихся;
- Договора,
- Правила поведения учащихся
- Различные “Положения” и локальные акты
- Должностные обязанности и др.
Помимо основной документации в компьютер закладывается и текущая информация, нужная по усмотрению каждого члена администрации. Так как все компьютеры включены в сеть, то все члены администрации имеют возможность обменяться информацией, получить нужную информацию в считанные минуты, даже в случае отсутствия, какого либо пользователя сети (члена администрации), что очень важно в школе.
Сбор информации идет постоянно и достоверно, не отвлекая учителя и не обременяя его новой отчетностью. Так на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации администрация нашего ФМЛ ставит конкретные задачи, принимает правильные решения, обеспечивает их практическую реализацию.
Применение информационных технологий дает свободу мысли, оставляет время для основной деятельности, для работы с людьми.
Одна из важнейших функций управления - это аналитическая работа.
1. Анализ. При разработке концепции развития проводится анализ образовательного пространства. Выявляются положительные и отрицательные силы внутри организации и вне ее. Это необходимо, прежде всего, для определения генерального курса, постановки стратегических целей, выявление сильных и слабых сторон поможет в дальнейшей работе опереться и развить сильные факторы и нейтрализовать слабые.
Таким образом, главная цель анализа исходных позиций - обобщить имеющиеся опасности и возможности. Становятся ясны перспективы развития организации на данном этапе. В повседневной деятельности анализ также играет немаловажную роль. Нельзя что-либо планировать без учета реальной ситуации. Это так называемый систематический анализ. Педсоветы по анализу деятельности проводятся дважды в год: промежуточный - в январе; итоговый - в сентябре.
Директор анализирует деятельность педагогического коллектива по выполнению поставленных задач (общий анализ), заместители директора - по результатам обучения, воспитания, развития. На итоговом педсовете анализируется также ход выполнения целевых комплексных программ, финансовая и хозяйственная деятельность, уровень развития материальной базы и другие важные вопросы.
Руководители кафедр совместно с заместителем по научно-методической работе ежегодно готовят итоговую научно-практическую конференцию, на которой дается анализ опытно-экспериментальной и методической работы, формируются задачи на новый учебный год.
Таким образом, анализ - это исходная позиция планирования. Ответственность за него несет администрация, но в его составление включается как можно большее число членов коллектива. На основе анализа руководство оценивает актуальность определяющей линии и целей образовательного учреждения и при необходимости корректирует их. Одновременно выясняется действенность тех или иных идей и насколько рационально и эффективно используются имеющиеся ресурсы. Наконец, выбирается главная стратегия деятельности коллектива на последующий период и по каждой отдельной задаче проверяется соответствие практической политики избранной главной стратегии. Таким образом, определяются рамки деятельности.
2. Планирование. Планировать работу можно по целям, объектам управления, субъектам управления, времени и другим основаниям.
Оптимальный план должен отражать структуру и объект управления (компонентов образовательного процесса, направлений и участков работы) и управляющей системы. Различают планирование: перспективное (долгосрочное), текущее (систематическое) и оперативное (по организации конкретного дела). Планирование начинается с целеполагания, построения древа целей и раскладки его в “веер” рабочих задач. Следующий важный этап - прогнозирование и программирование образовательной модели школы, которая наиболее успешно решала бы провозглашенные цели и задачи.
Практикуют следующие виды планирования:
1. Стратегическое - разработаны:
- целевые комплексные программы развития
- “Здоровье”, “Интеллект”, “Творчество”, “Управление”;
- план опытно-экспериментальной работы сроком на 5 лет
2. Годовые Планы:
- работы образовательных ступней ( II, III);
- работы психологической службы;
- работы социального педагога
- реализации целевых комплексных программ;
- совещаний при директоре, при завуче;
- работы НМС;
- работы совета ФМЛ;
- работы предметных кафедр, теоретических и практических семинаров;
- работы педагогических лабораторий;
- школы передового опыта;
- развития материальной базы и привлечения внебюджетных средств.
Приложениями к планам являются графики: -
- по организации деятельности;
- по режиму работы.
- мониторинги учебной деятельности.
Месячное:
Из готовых планов работы делается выборка на месяц с разбивкой по неделям. В месячные и недельные планы вносятся соответствующие коррективы с учетом ситуации.
Такое четкое и вместе с тем гибкое планирование дает возможность каждому видеть пути достижения поставленных задач.
Важнейшими путями совершенствования планирования мы считаем:
- усиление конкретности планов и приближение их к практике;
- одновременное рассмотрение нескольких стратегических вариантов, а также прогнозирование различных действующих факторов ситуации;
- усиление внимания к ключевым результатам и целям;
- доведение целей и путей их реализации до каждого работника на всех организационных уровнях.
Организация опытно экспериментальной, научно-методической работы.
Ведущей идеей является поиск форм и методов работы с одаренными детьми. Для реализации этой идеи создана и утверждена экспериментальная творческая площадка (ЭТП) по теме: "Новые информационные технологии в управлении учебно-воспитательным процессом". С целью практической реализации данной темы созданы компьютерные классы, по кафедрам: истории и изобразительного искусства, литературы и русского языка, химии, физики, иностранного языка. Установлены компьютеры в библиотеке и учительской и шахматном классе.
Научно-методический совет (НМС) является органом, мобилизующим усилия педагогического коллектива на выполнение задач, поставленных перед учебным заведением, формирующим цели развития ФМЛ. Через НМС осуществляется руководство работой заведующих предметными кафедрами, всей инновационной работой, диагностикой состояния методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, разработкой новых технологий и авторских программ.
2-й блок управления.
Школьное самоуправление представлено Центром инициативы и творчества (ЦИТ). ЦИТ является координирующим и направляющим центром в общественной жизни школы. Благодаря ЦИТ школьники решают вопросы дежурства, генеральных уборок, предметных декад, внеклассных и внешкольных мероприятий и многое другое.
В ЦИТ входят представители учащихся всех классов. Самоуправление учащихся ярко проявляется при подготовке общешкольных праздников и дел. Организовываются творческие коллективы, которые проектируют, экспертируют и воплощают задуманное на сцене. Разработаны и приняты демократические принципы деятельности учащихся, которые нашли отражение в Кодексе Чести учащихся. Самоуправление учащихся строится в тесном сотрудничестве с педагогами. Воспитательные центры, научное общество, клубные обьединения имеют управленческую структуру, которая строится на самоуправлении и педагогической поддержке.
3-й блок управления.
Изменилась роль и место родителя в образовательной политике школы. Семья рассматривается как один из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучается позицию родителей, которая учитывается при организации классов, дополнительного образования, выборе направления воспитательной работы. Регулярно проводятся социально-педагогические опросы и анкетирование родителей, используются информация с родительских собраний, результаты бесед психолога с родителями. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Союз семьи и школы — это важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность, не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно-досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.
Родительский комитет поддерживает генеральную линию учебно-воспитательной работы.
Образовательное пространство школы открыто для родителей. Для этого им представляются исчерпывающие сведения о сущности новых образовательных технологий в школе, о содержании и перспективах классов, об индивидуальных особенностях и проблемах развития детей.
Родители рассматриваются как ведущие экспертов образовательной системы школы. Их мнение, их оценочные суждения о качестве образования и педагогическом потенциале учителей обязательно учитываются при аттестации педагога.
Обновляются подходы к воспитанию педагогической культуры родителей; укрепляются сложившиеся традиции родительского всеобуча, вводятся новые формы педагогического влияния на родителей. Школьный психолог, преподаватели проводят психолого-педагогические консультации для родителей. Одним из показателей эффективности работы школы является удовлетворенность родителей ее деятельностью.
Как показывают данные анкетного опроса, в исследовании участвовало 22% пап и 78% мам, что является нормальным показателем активности для школ любого типа с точки зрения выборки по половой принадлежности. Большая часть родителей имеют высшее (49%) и средне-специальное образование (36%). Известно, что чем выше образование родителей, тем критичнее они настроены в оценке качества знаний.
В целом можно сделать следующий вывод: родители, имеющие более высокий уровень образования, в большей степени ориентируются при выборе школы на ее статус, либо на инновационные направления, заявленные в концепции школы. Родители данной группы стремятся в первую очередь “обеспечить” своего ребенка знаниями. Для них наиболее значимым фактором в деятельности школы является получение ребенком высокого уровня подготовки, что обеспечивается работой педагогов-профессионалов.
Система знаний, получаемых ребенком в стенах школы, в основном представляет собой комплекс дисциплин определенной направленности. Однако быстро меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, перемены, происходящие в обществе, требуют включения в систему школьного образования новых знаний. С точки зрения родителей, это знание иностранных языков, экономики, психологии, культуры. Вполне естественно, что школа не в состоянии реализовать все направления и обеспечить детей обширным комплексом знаний, выходящих за пределы специальной программы. Однако родители не пытаются снять с себя ответственность за образование своих детей и считают, что качество знаний детей во многом зависит от их помощи и поддержки.
Результаты анализа эмпирических данных свидетельствуют о том, что ведущим критерием эффективности работы школы, с точки зрения родителей, является успешное осуществление функции передачи знаний, которая в свою очередь зависит от типа школы (инновационных процессов), и не может быть решена без участия квалифицированного педагогического коллектива.
Тот факт, что подавляющее большинство родителей относятся к ФМК, как к школе, “лучше, чем другие школы”, говорит о том, что те инновации, которые транслируются коллективом школы как нельзя лучше воспринимаются родителями учащихся ФМК.
4-й блок управления.
Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, поэтому мы постоянно выявляем воспитательный потенциал окружения, создаем единую воспитательную среду. Такая технология управления позволяет видеть все объекты и всех субъектов образовательного процесса, видеть динамику развития школы в целом.
Школа накопила немалый опыт установления связей с внешней средой, корректировки и развития. Целенаправленно выстраивалась школьная система внешних связей:
- связи с органами власти;
- управлением образования, центром развития образования (ЦРО) и центром семьи;
- организациями, регулирующими информационные потоки в образовании;
- вузами, научно-исследовательскими институтами, отечественными и зарубежными школами;
- общественностью, предприятиями, спонсорами;
- средствами массовой информации: телевидение, радио, редакции газет и журналов;
- туристическими фирмами как отечественными, так и зарубежными и т. д.
Установление внешних связей только основа дела, главное научится управлять, координировать, интегрировать эти связи в социально-воспитательном процессе, ведь по существу, контакты классного руководителя ограничиваются общением с семьей.
Исследование выявило положительный опыт социально-педагогической деятельности совместно с администрацией города и руководством АО "Горная компания", многими высшими учебными учреждениями по подготовке специалистов с высшим образованием.
Такое содружество расширяет сферу отношений учащихся, такая модель образовательного учреждения не замыкает старшеклассников в круг интересов только учебной деятельности.
В профилактике антиобщественных проявлений в молодежной среде образовательное учреждение опирается на взаимодействие с органами социальной защиты, правопорядка, труда и занятости, с депутатским корпусом, с творческими союзами и общественными объединениями. Проблемы детства становятся не только естественным пространством человеческого согласия, совместной заботы многих организаций, но и предметом солидарной ответственности взрослых.
Изменился характер взаимоотношений администрации школ и Управления образования. Сейчас их функции сводятся в основном к диагностике и аналитике учебно-воспитательного процесса в школах. Органы Управления образования поддерживают, инновационные процессы в школах.
Инновационные процессы, которые проходят в школе приносят большую пользу жизни города, так как учащиеся активно включены в решение социальных вопросов, проблем населения, выполнения комплекса социально значимых дел.
Кроме того, инновационные школы являются центрами передового педагогического опыта, методическими центрами по передаче методических средств, приемов, программ и т. д. Они выполняют роль лидера в распространении инновационных процессов.
На основе анкетирование и диагностирование выпускников, постоянных встреч с ними изучается общественное мнения в школе, в семьях учащихся, в открытом социуме, на предприятиях, где работают выпускники, изучается мнение средств массовой информации, общественных организаций, вооруженных сил, науки и искусства.
Педагогический коллектив изучает общественное мнение, стремится активно влиять на него, разъясняя в городских, общероссийских средствах массовой информации основные направления своей инновационной политики
Высокий рейтинг школы позволяет привлекать к ней внимание отечественной и зарубежной общественности. Интерес к школе проявили преподаватели из США и Канады, Франции, Японии, Болгарии, которые непосредственно посетили школу, изучили опыт нашей работы. Расширяя внешние связи, школа вышла на международные отношения.
Территориальная удаленность сужает педагогическое пространство. Выход из создавшегося положения коллектив нашел в подключении школы к информационным компьютерным сетям "Интернет", объединяющим потоки информации со всего мира.
Представляется существенным тот факт, что в открытых системах значительно легче решаются такие проблемы, как кадровая; привлечение дополнительных материальных средств из бюджетных и внебюджетных источников; уменьшение уровня конфликтности в школе как на уровне "школа-родитель", в силу социальной гомогенизации контингента родителей, так и на уровне "школа-система управления", "учитель-ученик", получение школой выхода на международные связи; сохранение старого и отбор нового контингента учащихся.