Оригами в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: оригами, Развитие, школа, внеурочные занятия


Таинственный  мир  превращенья  бумаги…
Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги.
Творят  они  сказки  своими  руками.
И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.
                                           Марданова Е.У.        

С 2000 года я стала применять оригами на уроках по курсам разных дисциплин и во внеурочной деятельности. Удивительно, сколько положительных эмоций вызывают такие уроки! Это и математика, и основы геометрии, и технология, и литературное чтение, и история, и естествознание, и спортивные состязания… Педагог и дети испытывают удовольствие во смыслах этого слова: «Я понял! Получилось! Я могу! Я могу помочь понять и получить  другим!»

Почему оригами нравится учителям и детям?

– Оригами похоже на фокус: из обычного листка бумаги за несколько минут   рождается фигурка.
–  Для занятий нужна только бумага и ваши знания.
–  С помощью оригами легко создается целый мир, в который можно играть.
–  Занятия оригами абсолютно безопасны даже для маленьких детей.
–  Оригами – это личное и коллективное творчество.
–  Для оригами нет возрастных пределов, и не требуется особых способностей.
–  Оригами помогает оформлять помещения, делать оригинальные подарки (без больших материальных затрат).

Целью занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами:

– развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
–  знакомит с основными геометрическими понятиями;
–  улучшает способность следовать устным инструкциям;
–  расширяет коммуникативные способности;
– воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
–  воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Ведение занятий по оригами в школах способствует учебно-воспитательному процессу.

Также занятия складывания развивают психологические контакты в cpeде учителей и учеников. Традиционное японское искусство стало универсальным международным средством мира и дружбы без слов.

Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листке бумаги. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок.

Сейчас насчитывается множество разнообразных видов оригами:

  • По базовым формам из квадрата;

  • Минуя базовые формы из квадрата;

  • Из неквадратного листа;

  • Модульное оригами;

  • Гетеромодульное оригами;

  • Пазлы (мозаичное оригами);

  • Кирикоми оригами;

  • Мобили;

  • Аэрогами и другие.

Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир, добрый, радостный, веселый. Искусство оригами открыто всему миру.

Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе:

1. Как конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;

2. Как объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;

3. Как наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;

4. Как средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;

5. Как элемент мероприятий – например,  «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.

Оригами можно проводить как кружок в течении года. Также в нашем лицее №2 ведутся такие занятия в пришкольном лагере «Улыбка» и  уже 4 года я веду  лекционный и практический курс в математическом лагере «Интеграл» для старших классов, который дважды был организован как городской лагерь. Разработано разное по тематике и объёму тематическое планирование занятий. Сначала старшеклассники ухмыляются, придя на мои занятия, но потом понимают, что оригами - далеко не детская игрушка, а целая наука, где сочетаются и логика, и ловкость, и психология, и тайна, разгадать которую по силам не каждому «математику». Эмоции старшеклассников на занятии такие же яркие, как и у учеников начального звена. При анкетировании посещающих занятия оригами дети, независимо от возраста, постоянно просят повторения этого курса в следующем году. Есть ребята, которые ходят в лагерь «Интеграл» все четыре года, поэтому приходится уделять большое внимание тематическому планированию, дифференцировать темы для «новичков» и «ветеранов» лагеря, интегрировать с различными сферами деятельности.

В оригами есть объект на любую тему. Поэтому все работы должны найти своё применение в жизни: выставки, стенгазеты, подарки, открытки, приглашения, украшение комнат или сцены, тем более, что многие стали увлечённо заниматься фэн-шуй. Подготовка к занятию – это целое научное исследование и проектирование. Ведь каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда и множество вариантов применения в жизни.

Можно различить разные уровни мастерства в оригами:

1.  По устной инструкции  и показу действий;
2.  По устной инструкции и схемам;
3.  По схемам;
4.  По устной инструкции;
5.  По готовой фигуре;
6.  По памяти;
7.  Авторская разработка.

Использование оригами в учебно-воспитательном процессе надо обеспечивать информационной базой. Кроме предложенного ниже списка рекомендуемой литературы, предлагается использовать видео– и аудиоаппаратуру. Это поможет детям увидеть и услышать те объекты, над которыми они работают, познакомиться с культурой в изучаемых странах, животным и растительным миром. При демонстрации оригамических схем можно применить кодоскоп, а лучше – мультимедийную систему, использовать «презентации». Имея выход в Интернет, можно найти адреса веб-сайтов по ключевому слову origami. Есть множество отечественных и зарубежных сайтов как организаций, так и персональные страницы. Здесь есть сведения о новинках в мире оригами, компьютерные обучающие программы. Основным центром оригами в России является Петербургский центр оригами: 193318, СПб, а/я 377, который поможет в приобретении литературы, методических, дидактических пособий и в обучении специалистов.

Буду рада, если кто-то заинтересуется такой работой, и поделюсь опытом, планированием и идеями, потому что «Я понял! Получилось! Я могу! Я могу помочь понять и получить  другим!»

Список предлагаемой литературы:

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Энциклопедия оригами для детей и взрослых». СПб.: Кристалл, 2000.
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М: Аким, 2001.
3. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Оригами в вашем доме». М: Легкая промышленность, 2004.
4. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Мир бумажной игрушки». СПб.: Литера, 2002.
5. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Бумажный конструктор». М: Аким, 2004.
6. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Игры и фокусы с бумагой». М.: Рольф, Аким, 2001.
7. Афонькин С.   Ю., Лежнева Л.  В., Пудова В.  П. «Оригами и аппликация». СПб.: ООО Издательство «Кристалл», 2004.
8. Барта Ч. «200 Моделей для умелых рук». СПб.: Сфинкс, 2003.
9. Белим С. Н. «Задачи по геометрии, решаемые методом складывания (оригами). М.: Аким, 2003.
10. Катханова   Ю. Ф.  «Оригами.  Читай, думай,  складывай,   рисуй.   Пособие для учащихся младших классов». М.: Издательский центр «Владос», «Аким», 2001.
11. Коротеев И. А. «Оригами для малышей». М.: Просвещение. АО «Учебная литература», 2000.
12. Сержантова Т. Б. «365 моделей оригами». М.: Рольф. Айрекс Пресс, 2005.
13. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка». Ярославль: ООО «Академия развития», 2005.
14. Микрюкова Р. И. «Учебные игры оригами». Ижевск, 2002.
15. «Оригами. Бумажный конструктор для детей». (Пер. с японского) Вып. 1 – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 2003.
16. Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р. «Оригами – чудеса из бумаги». Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
17. Оригами. Искусство складывания из бумаги. Журнал (периодическое издание). М.: Аким, 2000.