Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Разделы: Внеклассная работа


В мире вечного движенья,
В превращеньях вещества
Возникают на мгновенья
Все живые существа.
Но явившись на мгновенье
Знать уж хочет существо,
В чем же вечное движенье,
Что такое вещество.
И зачем в земном сознанье
Отражается порой
Как в безбрежном мирозданье
Вечность жизни неземной.

Я глубоко уверена, в том, что путь к познанию идет через душу, чувства, эмоции ученика. Хотя в основе исследовательской работы лежит рациональный вид деятельности, я уверена, что не информация, а видение, ощущение, соприкосновение с объектом исследования ребенка в большей степени позволяет найти истину.

 

Для успешной научно-исследовательской деятельности учащийся должен обладать такими качествами как: высокий уровень мотивации к обучению и культуры, проживать в социально благополучной среде и т.д. Встает вопрос? Как работать в данном направлении с учащимися нашей школы, если для них характерен:

  • низкий уровень мотивации у 70%,
  • более 50% проживают в социально-неблагополучной среде,
  • о уровне культуры говорит то, что только 12% родителей учащихся имеют высшее образование.

А пришла к выводу, что успешности в НИД таких учащихся можно добиться, взяв за основу эмпирический путь познания: через чувства, эмоции, ощущения к серьезному анализу и обобщению.

Целью своей деятельности я ставлю: “Формирование нравственных ценностей, любви к Родине, повышение мотивации к обучению через изучение родного края”.

При организации НИД я придерживаюсь принципов:

1. Целесообразность (перед началом работы ребенок четко должен видеть объект, цель, методику, предполагаемый результат своего исследования)

2. Одним из важнейших принципов я считаю принцип сотрудничества. Группы для ведения НИД я формирую:

  • а) разновозрастные
  • б) из разной социальной среды
  • в) разные по уровню мотивации и культуры

Я считаю НИД это не только наука, но и поддержка детей из социально-неблагополучных семей. Например: из 15 детей, участвовавших в летней экспедиции, пятеро были дети с дивиантным поведением. Моя задача не только вовлечь их в исследовательскую деятельность, но и показать мир “другими глазами”

3. принцип непосредственного общения с объектом.

Например, если это изучение судеб Соловьева, Гайдара, Иваницкого, то это Чебака, Ефремкино, это дороги, которыми ходили, это люди, с которыми жили. Если это изучение климата микрорайона, то это не данные синоптиков, а собственные, ежедневные наблюдения термометра, барометра, флюгера и т.д. и последующий анализ и обобщение.

4. Комплексный сбор информации

В период с 1989 по 2005 года учащимися достигнуты следующие результаты:

а) 1989 год - первое место в городском НОУ с работой “ Организация спелеомаршрута по Абаканскому хребту”,

б) 1999 выход в финал всероссийского конкурса “Мое отечество”,

в) 2000 год призовое место в городском НОУ с работой “Социально-экономический мониторинг микрорайона Нижняя Согра”,

г) 2001 год материалы мониторинга социума представлены красноярскому центру “Сотрудничество”,

д) 2004 год третье место в городском НОУ и первое место в республиканском конкурсе юных исследователей природы с работой “Оценка климатических условий микрорайона Нижняя Согра”,

е) 2006 год второе место в городском НОУ с работой “Сектор экономики микрорайона Нижняя Согра. Проблемы.Перспективы развития.

На данный момент НИД осуществляется пятью группами учащихся по темам:

  • “Белогорье.Заповедник “Кузнецкий Алатау””,по итогам летней экспедиции 2006 года
  • “ Первы русские поселения на территории Хакассии и юга края”
  • “Заповедник “Хакасский”.История в лицах”
  • “Климатические условия Абакана”

Наиболее крупной НИР, прошлогоучебного года является “Мониторинг сектора экономики микрорайона Нижней Согры. Социально-экономические проблемы трудоспособного населения. Пути решения”. В выполнении работы задействовано четверо учащихся и одна родительница. С первого сентября 2005года по первое января 2006 года посещено 38 предприятий и организаций в географическом районе Нижняя Согра были посещены и описаны, проведены встречи с работниками кадров, технологами, руководителями. Снят двухчасовой видеофильм. Проведена оценка занятости и социально-экономического развития микрорайона.

В перспективе я планирую.

 Таким образом, моя система работы в данном направлении включает в себя следующие этапы.

 Все объекты исследования это природа и социум микрорайона и республики.

Так как дети с преимуществом визуальной модальности проще выучат и поймут, что им близко и известно. Например, при изучении почвенного профиля не абстракция Докучаева, а почва горы Самохвал или высота гор не на примере Урала, а с собственноручно изготовленным нивелиром горы Самохвал. Хотелось бы отметить, что в большей степени план задания имеет комплексный подход, т.е. привлечение учителей биологии, истории.

Данные работы учащихся имеют практическое применение

 

Практическая часть

Задание: на основе проведенного исследования учащиеся получили такие результаты.

Задание: наша школа располагается в социально-неблагополучном районе города с большим количеством безработных. Причем в нашем районе находится довольно большое количество предприятий обеспечивающих продукцией не только город, но и экспортирующие за рубеж в частности “Морис”, “Дасмар”, “Полином”, “Абаканпласт”, “Сибмост”, АЭМЗ, ЖБИ и т.д.

Учащиеся, посетив предприятия и оценив количество рабочих мест, удивились: работа есть, а мама безработная? Почему?

После 15 минутной работы представление мнений по вопросу по группам. (Группы разбиты изначально.) Проведя социальный опрос, учащиеся получили следующие обобщенные результаты по данной проблеме.

Проанализировав причины, учащиеся пришли к следующим собственным выводам.

Задание № 2: Ответьте на следующий вопрос с точки зрения учителя.

Осуществляя научно-исследовательскую дельность с учащимися.

Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.