Каждый из нас, входя каждый день в класс, сталкивается с противоречиями, обусловленными задачами, которые стоят сегодня перед школой, с одной стороны и трудностями, связанными с ростом и развитием детей, с другой стороны. Перечислю лишь некоторые из них:
ЗАДАЧИ: Обеспечить: - интеллектуальное развитие, - творческое развитие, - нравственное развитие, - умение самостоятельно приобретать необходимые знания, - умение самостоятельно критически мыслить, - грамотно работать с информацией, - умение быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, - самостоятельно работать над развитием, - получение определенного объема ЗУН. |
ТРУДНОСТИ: - состояние здоровья, - особенности развития нервной системы, - уровень готовности к школьному обучению (психологической), - отсутствие учебной мотивации, - настороженное отношение родителей к школьному обучению, - отсутствие времени у родителе на занятия с ребенком, - большое количество учащихся в классе. |
Вот, что получаем “на выходе”, если ничего не менять в системе образования, развития и воспитания: |
|
- минимальный успех в реализации задач. | - ухудшение здоровья детей (страхи и
стрессы); - полная потеря интереса к учебе; - отстранение родителей от проблем ребенка в школе; - отсутствие коммуникативных навыков. |
Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально-комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта?
Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ
АТМОСФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА |
||
1. “Делай с нами…” (работа с родителями). | 6. “Хочу, а значит – могу”. | 11. “Преподавание или процесс познания”. |
2. “Я – слушаю, меня – слушают…”. | 7. “Что делать, если я не хочу”. | 12. “Я стремлюсь стать лучше”. |
3. “Наша сила – в единстве”. | 8. “Радость новых открытий”. | 13. “Жизнь после школы”. |
4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”. | 9. “В здоровом теле – здоровый дух”. | 14. “Что есть, чтобы отдать?”. |
5. “Что потопали, то и полопали”. | 10. “Меня видят таким, какой я есть”. |
1. “Делай с нами…” (работа с родителями)
(постоянный процесс, который начинается еще задолго до 1 сентября 1 класса, и который не заканчивается с переходом детей в 5 класс)
- позиция: я – родитель – ученик (проблемы ребенка – наши общие проблемы);
- активное участие родителей в учебном процессе;
- разные формы работы (родительские собрания, круглые столы, небольшие психологические тренинги, тематические лекции);
- совместное проведение досуга (от пассивного до активного участия родителей);
- выработка единой системы требований.
От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка.
2. “Я – слушаю, меня – слушают…”
- атмосфера открытого диалога;
- возможность ребенка работать на уровне своих возможностей;
- отсутствие боязни задавать вопросы (как учителю, так и своим товарищам);
- право на собственное мнение (возможно отличное от мнения учителя), право на его доказательство;
- равноправие и свобода в выражении мыслей и идей, в выборе форм работы;
- уважительное отношение к мнению других (даже если оно отличается от твоего мнения).
Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.
3. “Наша сила – в единстве”
- общность целей и задач, как во время урока, так и во внеклассной жизни;
- работа на уроках по парам, в группах; где общее дело – вклад каждого;
- возможность постоянного оказания помощи друг другу;
- уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга;
- учет индивидуальной совместимости детей при организации групповой работы;
- различная расстановка мебели, в зависимости от задач и форм работы на уроке.
Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.
4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”
- ошибка – это не факт уличения в незнании;
- ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики;
- перед проверкой учителя – взаимопомощь и взаимопроверка (возможность исправления ошибки);
- терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга;
- система отработок.
5. “Что потопали, то и полопали”
- при оценивании учет вложенных ребенком усилий (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий);
- не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.
Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.
6. “Хочу, а значит – могу”
(работа над мотивацией учебной деятельности)
- отсутствие стрессовых ситуаций;
- общность целей и задач;
- равные возможности успеха;
- поощрение стремления узнать новое;
- понимание того, где и как я могу применить свои знания.
7. “Что делать, если я не хочу”
- соблюдение принципа добровольности (при выполнении творческих заданий, при привлечении дополнительного материала, при участии во внеурочной деятельности).
Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.
8. “Радость новых открытий”
(развитие познавательной активности)
- создание проблемных ситуаций;
- использование эвристических приемов;
- групповая работа;
- выполнение творческих заданий,
- привлечение дополнительного материала (при работе с разными источниками информации);
- работа на уроке на разном уровне сложности (со всеми детьми);
- работа над проектной деятельностью.
Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.
9. “В здоровом теле – здоровый дух”
- составление расписания с учетом ежедневно-допустимых нагрузок;
- соотнесение нагрузок с состоянием здоровья ребенка;
- рациональное использование времени урока, чередование видов деятельности;
- паузы здоровья.
10. “Меня видят таким, какой я есть”
учет:
- особенностей нервной системы;
- уровня общего развития;
- типа темперамента;
- особенностей характера;
- особенностей взаимоотношений в семье,
- особенностей восприятия педагогических воздействий,
- учет коммуникабельных способностей.
Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”, а значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.
11. “Преподавание или процесс познания”
- ученик – субъект учебного процесса;
- активная познавательная активность каждого с учетом его особенностей и возможностей;
- введение приемов опережающего обучения;
- стиль общения педагога.
12. “Я стремлюсь стать лучше”
- тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия;
- диалог партнеров;
- каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне;
- учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.
Оказываясь не объектом, а субъектом учебно-воспитательного процесса, ребенок постепенно учится чувствовать ответственность за происходящее вокруг, учится самостоятельно принимать решения, приобретает навыки общения, необходимые для достижения тех или иных задач.
13. “Жизнь после школы”
- организация совместной деятельности не только в учебно-воспитательном процессе, но и во время проведения досуга;
- активное участие родителей в организации и проведении досуга;
- разные формы организации досуга детей (от их пассивного отдыха до активных театральных постановок);
- нравственное развитие;
- творческое развитие.
Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 4-х часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?
14. “Что есть, чтобы отдать?”
- воздействие личности педагога на учебно-воспитательный процесс;
- стиль общения педагога;
- стремление педагога не к простой передаче определенного объема ЗУН, а к постоянному поддержанию в ребенке интереса к тому, что он делает;
“Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”.
- ежедневный ответ педагога на вопрос: “А что у нас есть, чтобы отдать?”
Видя перед собой творческую личность педагога, с “горящими” глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, дает возможность ребенку не думать ежеминутно о своей безопасности и своем комфорте, а позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
- активность учащихся;
- “слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;
- “сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
- умение взять ответственность на себя,
- умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их,
- стремление аргументировать свои решения;
- более легкое и прочное усвоение программного материала;
- доброжелательное отношение друг к другу;
- тщательность и добросовестность в выполнении роботы;
- умение работать с разными источниками информации;
- умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).
А самый главный результат – это услышать от ребенка:
“В наших сердцах есть добро, его в нас поселили Вы…”