Атмосфера эмоционального комфорта

Разделы: Общепедагогические технологии


Каждый из нас, входя каждый день в класс, сталкивается с противоречиями, обусловленными задачами, которые стоят сегодня перед школой, с одной стороны и трудностями, связанными с ростом и развитием детей, с другой стороны. Перечислю лишь некоторые из них:

ЗАДАЧИ:

Обеспечить:

- интеллектуальное развитие,

- творческое развитие,

- нравственное развитие,

- умение самостоятельно приобретать необходимые знания,

- умение самостоятельно критически мыслить,

- грамотно работать с информацией,

- умение быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах,

- самостоятельно работать над развитием,

- получение определенного объема ЗУН.

ТРУДНОСТИ:

- состояние здоровья,

- особенности развития нервной системы,

- уровень готовности к школьному обучению (психологической),

- отсутствие учебной мотивации,

- настороженное отношение родителей к школьному обучению,

- отсутствие времени у родителе на занятия с ребенком,

- большое количество учащихся в классе.

Вот, что получаем “на выходе”, если ничего не менять в системе образования, развития и воспитания:

- минимальный успех в реализации задач. - ухудшение здоровья детей (страхи и стрессы);

- полная потеря интереса к учебе;

- отстранение родителей от проблем ребенка в школе;

- отсутствие коммуникативных навыков.

Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально-комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта?

Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

АТМОСФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА

1. “Делай с нами…” (работа с родителями). 6. “Хочу, а значит – могу”. 11. “Преподавание или процесс познания”.
2. “Я – слушаю, меня – слушают…”. 7. “Что делать, если я не хочу”. 12. “Я стремлюсь стать лучше”.
3. “Наша сила – в единстве”. 8. “Радость новых открытий”. 13. “Жизнь после школы”.
4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”. 9. “В здоровом теле – здоровый дух”. 14. “Что есть, чтобы отдать?”.
5. “Что потопали, то и полопали”. 10. “Меня видят таким, какой я есть”.  

1. “Делай с нами…” (работа с родителями)

(постоянный процесс, который начинается еще задолго до 1 сентября 1 класса, и который не заканчивается с переходом детей в 5 класс)

  • позиция: я – родитель – ученик (проблемы ребенка – наши общие проблемы);
  • активное участие родителей в учебном процессе;
  • разные формы работы (родительские собрания, круглые столы, небольшие психологические тренинги, тематические лекции);
  • совместное проведение досуга (от пассивного до активного участия родителей);
  • выработка единой системы требований.

От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка.

2. “Я – слушаю, меня – слушают…”

  • атмосфера открытого диалога;
  • возможность ребенка работать на уровне своих возможностей;
  • отсутствие боязни задавать вопросы (как учителю, так и своим товарищам);
  • право на собственное мнение (возможно отличное от мнения учителя), право на его доказательство;
  • равноправие и свобода в выражении мыслей и идей, в выборе форм работы;
  • уважительное отношение к мнению других (даже если оно отличается от твоего мнения).

Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.

3. “Наша сила – в единстве”

  • общность целей и задач, как во время урока, так и во внеклассной жизни;
  • работа на уроках по парам, в группах; где общее дело – вклад каждого;
  • возможность постоянного оказания помощи друг другу;
  • уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга;
  • учет индивидуальной совместимости детей при организации групповой работы;
  • различная расстановка мебели, в зависимости от задач и форм работы на уроке.

Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.

4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”

  • ошибка – это не факт уличения в незнании;
  • ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики;
  • перед проверкой учителя – взаимопомощь и взаимопроверка (возможность исправления ошибки);
  • терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга;
  • система отработок.

5. “Что потопали, то и полопали”

  • при оценивании учет вложенных ребенком усилий (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий);
  • не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.

Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.

6. “Хочу, а значит – могу”

(работа над мотивацией учебной деятельности)

  • отсутствие стрессовых ситуаций;
  • общность целей и задач;
  • равные возможности успеха;
  • поощрение стремления узнать новое;
  • понимание того, где и как я могу применить свои знания.

7. “Что делать, если я не хочу”

  • соблюдение принципа добровольности (при выполнении творческих заданий, при привлечении дополнительного материала, при участии во внеурочной деятельности).

Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.

8. “Радость новых открытий”

(развитие познавательной активности)

  • создание проблемных ситуаций;
  • использование эвристических приемов;
  • групповая работа;
  • выполнение творческих заданий,
  • привлечение дополнительного материала (при работе с разными источниками информации);
  • работа на уроке на разном уровне сложности (со всеми детьми);
  • работа над проектной деятельностью.

Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.

9. “В здоровом теле – здоровый дух”

  • составление расписания с учетом ежедневно-допустимых нагрузок;
  • соотнесение нагрузок с состоянием здоровья ребенка;
  • рациональное использование времени урока, чередование видов деятельности;
  • паузы здоровья.

10. “Меня видят таким, какой я есть”

учет:

  • особенностей нервной системы;
  • уровня общего развития;
  • типа темперамента;
  • особенностей характера;
  • особенностей взаимоотношений в семье,
  • особенностей восприятия педагогических воздействий,
  • учет коммуникабельных способностей.

Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”, а значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.

11. “Преподавание или процесс познания”

  • ученик – субъект учебного процесса;
  • активная познавательная активность каждого с учетом его особенностей и возможностей;
  • введение приемов опережающего обучения;
  • стиль общения педагога.

12. “Я стремлюсь стать лучше”

  • тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия;
  • диалог партнеров;
  • каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне;
  • учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.

Оказываясь не объектом, а субъектом учебно-воспитательного процесса, ребенок постепенно учится чувствовать ответственность за происходящее вокруг, учится самостоятельно принимать решения, приобретает навыки общения, необходимые для достижения тех или иных задач.

13. “Жизнь после школы”

  • организация совместной деятельности не только в учебно-воспитательном процессе, но и во время проведения досуга;
  • активное участие родителей в организации и проведении досуга;
  • разные формы организации досуга детей (от их пассивного отдыха до активных театральных постановок);
  • нравственное развитие;
  • творческое развитие.

Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 4-х часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?

14. “Что есть, чтобы отдать?”

  • воздействие личности педагога на учебно-воспитательный процесс;
  • стиль общения педагога;
  • стремление педагога не к простой передаче определенного объема ЗУН, а к постоянному поддержанию в ребенке интереса к тому, что он делает;

“Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”.

  • ежедневный ответ педагога на вопрос: “А что у нас есть, чтобы отдать?”

Видя перед собой творческую личность педагога, с “горящими” глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, дает возможность ребенку не думать ежеминутно о своей безопасности и своем комфорте, а позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • активность учащихся;
  • “слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;
  • “сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
  • умение взять ответственность на себя,
  • умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их,
  • стремление аргументировать свои решения;
  • более легкое и прочное усвоение программного материала;
  • доброжелательное отношение друг к другу;
  • тщательность и добросовестность в выполнении роботы;
  • умение работать с разными источниками информации;
  • умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).

А самый главный результат – это услышать от ребенка:

“В наших сердцах есть добро, его в нас поселили Вы…”