Цели:
1. Учить детей работать с текстом задачи:
- отличать текстовую задачу от других текстов;
- выделять основные части задачи:
- соотносить их взаимное расположение;
- осуществлять анализ ситуации, предложенной в задаче;
- учить сокращать текст задачи (убирая лишние слова):
- учить кратко записывать задачу;
2. Продолжить знакомить учеников с разными методами решения задач (метод догадки, метод отсекающих вопросов и т. д. )
3. Развивать мышление, внимание, речь.
4. Учить наблюдать, сравнивать, обобщать.
5. Учить рассуждать и доказывать свои рассуждения.
6. Продолжать учить детей классифицировать различные математические записи, группировать их.
7. Отрабатывать вычислительные навыки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начнем урок с разминки. Только разминка у нас будет не спортивная, а математическая.
2. Устный счет.
Антон наклеил в свой альбом 5 марок, а Лиза в свой – 7. Сколько альбомов потребовалось?
Вова тратит на дорогу в школу 15 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с дедушкой?
В магазине было 3 холодильника. Продали меньше, чем осталось. Сколько холодильников продали?
Назовите четное число меньше 36, но больше 32.
Уменьшите его на 37.
Полученный результат уменьшите в 3 раза.
Ребята нашли в лесу 2 сыроежки, 3 подберезовика и 8 шишек. Сколько грибов?
Дети отвечают, доказывают свои ответы, а учитель на доске записывает их. Появляется запись: 2, 15, 1, 34, 27, 9, 5.
Что можете сказать об этих числах?
Здесь записаны однозначные и двузначные числа.
Числа все натуральные.
Есть четные, есть нечетные.
Выпишите двузначные нечетные числа.
Дети выписывают 15, 27.
Для дальнейшей работы нам понадобится еще одно число. Чтобы его отгадать, мы сыграем в математическую игру “Да – нет”.
К доске выходит ученица. Она делает пометки на доске и, используя метод отсекающих вопросов, отгадывает третье число.
Девочка задала 6 вопросов и отгадала задуманное число – 52.
На доске появляется запись: 15, 27, 52.
3. Составление математических записей и их классификация.
Учитель просит детей за 4 минуты составить как можно больше различных математических записей, используя эти три числа.
Дети называют, а учитель записывает на доске:
15=27
15+27
15* 27
15 +27< 52
15+Х=52-27
15+27+52
52-15-27
15> 27
52-27
27-15
27* 15
52-(15+27)
Учитель дает задание выписать только математические выражения и вычислить их значения.
Проверка. Дети читают выражения, которые они выписали; рассказывают, как считали, и называют ответ.
На какие две группы можем разделить эти равенства? Подчеркните каждую группу своим цветом.
Проверка. Ребята предложили такие варианты ответов:
- выражения со скобками и без скобок;
- выражения, где значение выражения трехзначное и где двузначное;
- выражения с действиями первой ступени и второй ступени;
- выражения, где одно действие и где два действия;
4. Сокращение текста задачи.
Дети получают листочки, на которых записан такой текст.
Карлсон готовился ко дню рождения. Он надел новые синенькие носочки, желтоватый вельветовый костюмчик и беленькую рубашку в крупный горошек.
Затем он отправился к Малышу. “Привет, Малыш! Я страшно рад видеть тебя!” - прокричал он громко и улегся на диван, готовый принимать от друга поздравления.
Выслушав поздравления вежливого Малыша, Карлсон отправил друга в магазин, строго настрого наказав ему ничего не забыть. Сам он решил почитать интересную книжечку.
Через час Малыш вернулся. В руках он нес тяжелую сумку, в которой лежали сладости.
“Как ты долго!”- прокричал ему Карлсон.
“Лифт сломался”, - ответил усталый мальчик и стал перечислять имениннику, что же он купил. А купил он 5 мармеладок, пряников на 3 больше, чем мармеладок, и любимых конфет Карлсона. Конфет было столько, сколько мармеладок и пряников вместе.
Но вместо того, чтобы поблагодарить друга, привередливый Карлсон засомневался, хватит ли общего количества сладостей на всех гостей. Но Малыш успокоил товарища, сказав, что сладкого так много, что обязательно хватит на всех.
В это время в комнату вошла Фрекен Бок и ворчливо поинтересовалась, сколько же будет гостей. “Попробуйте отгадать сами, - схитрил Малыш. – Гостей будет столько, что каждому достанется по одной сладости”.
Учитель обращается к классу: “Помогите мне, ребята! А то я просто потонула в тексте!”
Ученики доказывают, что этот текст является задачей, так как в наличии все части задачи.
На своих листочках дети зачеркивают лишние слова, обсуждают, как лучше задать вопрос к задаче. В результате обсуждения и совместной работы задача приобретает такой вид:
К празднику Малыш купил 5 мармеладок, пряников на 3 больше, чем мармеладок, и конфет. Конфет было столько, сколько мармеладок и пряников вместе. Сколько придет гостей, если известно, что каждому гостю достанется по одной сладости?
Далее класс обсуждает, как записать задачу кратко и составляет план решения задачи.
Затем дети самостоятельно записывают решение этой задачи. Одна ученица работает на индивидуальной доске. Решение проверяется.
5. Домашнее задание.
Подумайте над такой интересной задачей:
Арбуз весит 3кг и еще пол-арбуза. Сколько весит арбуз?
Использованные при подготовке к уроку материалы:
- Журнал “Практика образования”, 2004, №2, с. 2-4
- Журнал “Практика образования”, 2004, №1, с. 16-17
- Журнал “Практика образования”, 2005, №3, с. 13-15
- Узорова О. В. “Контрольные и олимпиадные работы по математике”