Класс делится на три команды: Воды, Земли и Воздуха. В течение месяца ребята собирают материал, используя интернет, различные энциклопедии, литературные произведения. Так как дети еще маленькие, учитель и родители помогают ребятам соединить собранный материал в один сценарий, отобрать самое интересное, помогают сделать костюмы.
Вступительное слово учителя. Сегодня у нас учебный праздник. Участвуют в празднике три команды: Воды, Земли и Воздуха. Каждая команда спорит, кто главнее? Давайте послушаем все выступления, а потом сделаем вывод, без чего невозможна жизнь на Земле? Что важнее: вода, земля или воздух?
Капитаны тянут жребий, первой выступает команда Воды.
Дух воды начинает выступление. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и “стеклянной” быть могу! Что это, ребята? (Вода)
Я – дух воды. Я появился на свет еще тогда, когда на планете все было перемешано; вода была воздушной и тяжелым горячим облаком покрывала текучую Землю. Постепенно планета остыла, вода стала жидкой, и появился первородный неделимый океан, среди вод которого плавал огромный материк – Пангея. Потом Земля разделась, и мои воды стали называть совершенно по-разному. А вот что это за вода, и как она называется – отгадайте.
Сестры-капельки, летите, помогите, удивите, расскажите нам все тайны про себя!
После этих слов выходят сестры в изящных синих шляпах с голубой вуалью, у них в руках сделанные из плотной бумаги капельки воды (это подсказки, на обратной стороне записаны слова выступающих), на шее у девочек водные талисманы – это призы внимательным зрителям, которые будут отвечать на вопросы викторины.
1 капелька – океан. Я – самая первая капелька на Земле. Я состою из 4 неделимых частей и могу путешествовать по всей планете без преград. Я получаю от Солнца много тепла и вода во мне всегда перемещается. А теперь отгадайте мою загадку. Где вода в океане солонее, на экваторе или на полюсе?
Дух воды. А знаете ли вы, что вода состоит из двух веществ – из водорода и кислорода. Отдельно это газы. Они никак не смешиваются. Но давным-давно, когда зарождалась планета, было очень жарко, и они объединились вместе. Один “кислород” связался с двумя “водородами”. Получилась вода. И теперь воду так и называют – H2O. Дух воды берет веревку и связывает трех детей, держащих таблички: H, H, O.
Младшая сестричка огромного океана, лети к нам!
2 капелька – море. Я маленькая капелька, очень похожая на океан, но не океан. Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете кто я. Никто не солил, а соленое? (Море) По мне тоже плавают большие суда и подводные лодки. Мои воды бывают теплыми и ласковыми. А бывают ледяными и суровыми. И тогда они поднимаются и становятся размером с дом. А знаете ли вы, что море относительно малая часть океана.
Моря отличаются друг от друга глубиной, составом воды или вообще окружены сушей. Такие моря называются внутренними. Например, Аральское море. Оно пресное.
А Мертвое море очень соленое, из-за этого в нем практически нет жизни. Из-за ошибок человека Аральское море погибает. А знаете ли вы, что в море, так же как и в океане бывают приливы и отливы. У меня последний вопрос: Сколько берегов у моря? (1)
3 капелька – озеро. Большинство озер родилось тысячи и тысячи лет назад. Озер на земле очень много. Одни находятся высоко в горах, другие - среди лесов и топких болот. Есть озера, богатые рыбой, птицей, а есть озера, в которых такая соленая вода, что почти ничего живого там не встретишь.
А какое озеро самое глубокое? Правильно, Байкал. Его огромную каменную чашу наполняют 336 рек, а вытекает оттуда всего одна - Ангара. В некоторых местах глубина Байкала достигает 1620 метров. Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки называют его морем. Название “Байкал” значит “богатое озеро”. Оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса. Да и сама по себе байкальская вода – великое богатство. Байкал – это самое большое в мире озеро с пресной, самой чистой, самой вкусной водой. Вот мы и должны сохранить это чудо природы навсегда!
4 капелька – река. Я рождаюсь в горах и наполняю моря. Люди всегда селились по моим берегам. Я спасаю от жажды людей, во мне водятся рыбы. Я знакома со многими речными обитателями, знаю пользу речных растений. Я хочу вам рассказать страшные истории об обитателях рек:
1. Анаконда живет в реках Южной Америки. Ее длина – 40м. Она способна задушить и проглотить оленя или двухметрового аллигатора.
2. Крокодил. Длина – 6м. Ночью он лежит в реке и подкарауливает добычу.
3. Арапайма – живет в реках Южной Америки. Ее длина 3м. Ее жертвами становятся рыбы и змеи.
5 капелька – дождь. Я капелька воздушная, разным ветрам послушная. Есть загадка про меня: С неба пришел, в землю ушел. Кто я?
Но я не только дождь или снег, я – все осадки, и связываю всю воду на планете вместе. Побывав капелькой океана или моря, я улетаю от них высоко в небо и там, в компании своих подружек путешествую по всей земле. Могу подняться высоко-высоко и стать слоистым или перистым облаком, а могу в жаркий летний день подняться над озером и пролиться из кучевого облака на соседний лес. Из меня получаются самые красивые снежинки, и я образую ледниковые шапки на полюсах.
Есть на планете места, где так и называют целых три месяца – сезон дождей (например, в Индии), а на экваториальных островах дожди идут по расписанию, каждый день круглый год. Утром солнце, в обед – дождь, а потом опять солнце. Но и в пустыне, где я очень редко появляюсь, меня ждут семена и корни растений, буйно расцветая сразу после дождя. Я – важная часть круговорота воды в природе.
6 капелька- роса. Я – душа леса. Безудержная и разнообразная, чистая и блестящая, прохладная и теплая. Какая захочешь. Кто я? Не отгадали? Тогда загадка попроще.
Заря – заряница, красная девица. Врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла. Месяц видел, а солнце скрыло. Какие это ключи? (Роса).
Существует древняя легенда происхождения росы. Давным-давно у одного короля была дочь Диана. И была она самой красивой девушкой на земле и на небе. За это возненавидели ее жительницы Олимпа, а больше всех – жена Зевса. Решила она убить девушку. Но за Диану вступилась ее подруга, богиня земли Гея. Поэтому по утрам можно увидеть капельки росы, играющие в солнечных лучах – слезы Дианы и Геи.
Еще говорили, что роса – это слезы Земли по ушедшему на ночь Солнцу. А по утрам земля до слез радуется его появлению.
Дух воды заканчивает выступление команды воды. Мои милые капельки-сестрички рассказали вам про себя. Но это только капля в огромном море интересных фактов, которые люди узнали о воде. И пусть океан нашего любопытства всегда наполняется дождем знаний!
Следующее выступление команды Земли.
Выходят Белоснежка и 7 гномов. Каждый гном символизирует один тепловой пояс Земли. На голове у гномов одинаковые колпаки и красные клоунские носы, но у младшего гнома на шее висит соска, у одного гнома на шее теплый шарфик, у двух гномиков надеты черные очки, еще один накинул русский платок с кистями, а один гном держит в руках зонтик от солнца.
Белоснежка. Сегодня к нам пришли веселые гномы – духи Земли. Уж они-то надеемся все знают про Землю. Гномов, как известно, 7. Столько, сколько тепловых поясов Земли. Солнце согревает Землю в разных местах по-разному.
Маленький Гномик. Где солнце греет Землю сильнее всего?
1 Гном. На экваторе, где я живу, круглый год жарко, как в бане Я даже знаю, почему это происходит.
Гномы. Как интересно!!! Скажи почему???
1 Гном. Это все из-за солнца. Оно поднимается очень высоко. Солнце светит ярко, людям будет жарко. А еще в зкваториальном поясе растут дождевые леса. Погода здесь круглый год одна и та же. Есть места и посуше, это саванны – тропические степи. Там уже есть времена года – два сухих и два влажных.
Белоснежка, обращаясь к маленькому гномику. А ты знаешь, как называется воображаемая линия, которая опоясывает Земной шар и делит его на Северное и Южное полушарие?
Маленький Гномик. Нет, не знаю. Ребята, помогите мне ответить…
2 и 3 Гномы. А мы гномы-близнецы. Мы живем в тропическом поясе.
2 Гном. Только я на Южном…
3 Гном. А я на Северном.
2 и 3 Гном вместе. У нас очень жарко…
Маленький Гном. А бывает ли у вас зима?
Белоснежка. А как вы думаете, ребята?
Маленький Гном. Я сегодня нарисую зиму, снежную такую. Лес, дорога – все в снегу, черный ворон на стогу.
2 Гном. Нет, наша зима не такая.
3 Гном. Снега мы никогда в жизни не видели. Даже самые старые гномы.
2 Гном. Зато у нас бывают дожди.
Маленький Гномик. Дождик, дождик проливной, дождь веселый, озорной. Или, скажем дождь сквозь солнце, называется – грибной.
3 Гном. Да вы, что?? У нас дождь хлещет с небес, как водопад.
2 Гном. Это два раза в год наступает сезон дождей. А еще у нас есть пустыни.
3 Гном. Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар! Еды в них на семь суток!
Белоснежка. Ребята, что это за животное?
2 Гном. А знаете, почему верблюд такой запасливый? Это потому, что в пустыне нет воды. Жить в пустыне очень тяжело. Только песок да камни. Летом в пустыне ни капли дождя, а зимой стужа и ледяной ветер.
3 Гном. Но некоторые животные и растения приспособились к таким условиям.
Белоснежка. Кто скажет, что копит верблюд в своих горбах?
Маленький Гномик. Знаю – знаю.…У вас там еще живет не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, для зимы другого цвета.
4 и 5 Гномы. Все–то ты снова перепутал, Маленький Гном! Заяц живет у нас, в умеренном поясе!
4 Гном. У нас бывает холодная зима и теплое лето.
5 Гном. А вообще у нас 4 времени года: зима, весна, лето и осень.
Маленький Гномик. А, знаю! Там в развалку ходит, как моряк, белый галстук, черный фрак. В Антарктиде среди льдин проводит дни свои пингвин.
6 Гном. И снова ты ошибся, Гномик! Антарктида – это, где живу я, в холодном полярном полюсе, на Южном полюсе.
7 Гном. А я живу тоже в холодном полярном поясе, только на Северном полюсе.
Белоснежка. Ребята, а может ли повстречаться белый медведь с пингвином? Почему?
6 Гном. На полярных поясах, где мы живем, даже летом, когда солнце не заходит по полгода, земля покрыта снегом и льдом.
7 Гном. А зимой в нескончаемую полярную ночь свирепствует лютый мороз.
Маленький Гномик. А я знаю, что существует не только 7 тепловых поясов, но и 7 материков.
Гномы. Не 7, а 6.Ты перепутал. Ребята, помогите перечислить названия материков.
Но все эти материки находятся в разных тепловых поясах.
На одних бывает сильная жара, а на других лютый мороз.
Маленький Гномик. Я даже про мороз загадку знаю! Он и летом, и зимой, между небом и землей, хоть всю жизнь к нему иди он все будет впереди.
Белоснежка. Разве это загадка про мороз? Мне кажется, что это про…Ребята, помогите!
А что такое линия горизонта?
Маленький Гном. Про горизонт это просто. Вот, например: в жарком лете я стою, шапкой зиму достаю.
Гномы. Это не про горизонт, а про поверхность земли, про гору. Гора-это часть ландшафта Земли.
Маленький Гном. Слово какое-то непонятное – ландшафт. Ребята, а что это такое?
Белоснежка. А вот вам еще загадка. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все и млад, и стар, что она большущий шар.
Маленький Гномик. Футбольный мячик!
Гномы (хором). Да ты что!! Это Земля!!
Маленький Гномик (обиженно). Ну, если вы такие умные, то расскажите, что находится внутри этого шара. Было бы неплохо, если бы там оказалась сладкая начинка.
1 Гном. Это очень просто. Мы, гномы, часто бываем в недрах земли, добываем полезные ископаемые.
2 Гном. Эти полезные ископаемые человек использует для своих нужд.
3 гном. Земля нам дарит щедро поля, леса и недра.
4 Гном. Есть нефть, и газ, и золото, запас руды и олова.
5 гном. Медь, торф, железная руда в земле запрятаны всегда.
6 Гном. И нужно шахты прорубить, чтоб уголь каменный добыть.
7 гном. Сколь ни езди, ни ходи, тебе конца тут не найти.
Белоснежка. Можно бесконечно говорить о нашей планете.
1 Гном. Берегите, Землю, берегите! Жаворонка в голубом зените, ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем. Берегите Землю, берегите!
2 Гном. Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
3 Гном. Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
4 Гном. Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой.
5 Гном. И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
6 Гном. Берегите эту землю, эту воду, даже малую былиночку любя.
7 Гном. Берегите всех зверей внутри природы, убивая лишь зверей внутри себя!
Все вместе. Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
Последней выступала команды Воздуха.
Ребята выходят в лазурных воротничках. На голове у них повязки из плотной бумаги с надписями: Атмосфера, Тропосфера, Стратосфера, Мезосфера, Термосфера. Среди ребят выделяется Ученый с папкой, одетый в длинную черную мантию, в шапочке с кисточкой и Художник с палитрой в руках.
Ученый. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. Что это? Правильно, воздух. Без воздуха на земле не было бы жизни. Воздух нужен для дыхания и людям, и животным, и растениям. Вся наша планета окружена толстым слоем воздуха.
Атмосфера. Я – газовая оболочка Земли. От греческого “атмос” - воздух и “сфера” - шар. Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км.
Ученый. Атмосфера подразделяется на 5 больших слоев: тропосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу.
Тропосфера. Я – нижний слой атмосферы. Моя толщина – 15 км. Здесь зарождается большинство бурь и ураганов, а постоянная циркуляция воздуха приводит в движение облака.
Стратосфера. Моя толщина – 40 км. Здесь царит почти полное затишье. Поэтому в стратосфере летают реактивные самолеты, избегая сильных порывов ветров нижнего слоя.
Мезосфера. Я имею толщину 30 км. Мезосфера характеризуется понижением температуры с высотой: от 0° C на нижней границе до -90° C на верхней. В холодной мезосфере происходит сгорание частиц метеоритов.
Ученый. Последние слои земной атмосферы – термосфера и экзосфера состоят из сильно разреженного воздуха очень высокой температуры. Здесь происходят полярные сияния.
Термосфера. Полярное сияние – это многокрасочное свечение отдельных участков ночного неба. Наблюдается в северных и южных приполярных областях Земли.
Ученый. Для того чтобы научиться предсказывать погоду и заставлять воздух работать на себя, человек должен хорошо знать свойства воздуха. Сейчас мы расскажем вам о них.
Экзосфера. Возьмем мяч и сожмем его руками. Ударим мячом о пол. Его форма не изменилась. Мы обнаружили, что воздух обладает упругостью.
Атмосфера. Если на одну чашку весов положить надутый шарик, а на другую не надутый. То какая перевесит? Правильно. Значит, воздух имеет вес.
Тропосфера. Если набрать полную ванну воды и попробовать утопить в ней воздушный шарик, то, что получится? Правильно. Потому что воздух легче воды.
Стратосфера. Почему земля под снегом остается теплой, и корни деревьев и растений не замерзают? Правильно. Между снежинками воздух, он не пропускает холод. Вывод: воздух – плохой проводник тепла.
Мезосфера. Где в нашем кабинете находится более теплый воздух – у потолка или ближе к полу? Правильно. Нагретый воздух поднимается вверх, а освободившееся место занимает холодный.
Термосфера. Солнечным днем в любой момент можно увидеть радугу – достаточно взять шланг и начать поливать цветы в саду. Если при этом встать спиной к солнцу, освещающему водяные брызги, то обязательно увидишь небольшую радугу.
Художник. Солнце светит и смеется, а на землю дождик льется, и выходит на луга разноцветная дуга. Слово “радуга” происходит от слова “радость”. В старину ее называли “райской дугой” и верили, что она приносит счастье. А строят радугу солнечные лучи и дождевые капли. Лучи солнца проходят сквозь дождевые капли, преломляются, и возникает необычный цветовой эффект – радуга. Когда дождь стихает, радугу как будто кто-то стирает с неба. Когда мы смотрим на радугу с земли, она нам кажется дугой. Если посмотреть на радугу с высоты, например из самолета, она нам будет казаться кругом. В радуге 7 цветов и они расположены в строгом порядке. А чтобы легче было запомнить порядок цветов, придумали такую фразу: “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”.
Ученый. А теперь проведем небольшую викторину.
1. Каким прибором измеряют давление воздуха? (Барометр)
2. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
3. Каким прибором измеряют температуру воздуха? (Термометр)
4. Если из стакана вылить воду, что в нем останется? (Воздух)
5. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)
6. Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка и улетел за облака. (Воздушный шарик)
7. Состав воздуха. (Смесь газов: азот, кислород, углекислый газ и другие)
8. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
Подведение итогов.
Приглашаются капитаны команд. Ребята отвечают на вопрос, кто главнее? И приходят к выводу, что все важны: и вода, и воздух, и земля. Капитаны берутся за руки. Команды награждаются памятными вымпелами.