Организация конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "Ступени роста"

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время возникла необходимость менять имидж (облик) педагога дополнительного образования, повышать его квалификацию. В чем же дело? Да в том, что педагог – представитель высококвалифицированной профессии, имеющей значение для всего общества, должен соответствовать своей социальной роли и социальному статусу. Такое соответствие не определяется только наличием специального педагогического образования, оно требует от педагога глубоких знаний и особого мастерства, формирующихся в результате постоянного личностного и профессионального развития. О причине необходимости изменения имиджа педагога говорится в статье Клочко Б., Дуранова М.Е., Бахатина И.П. “Педагогические условия развития творческой личности педагога дополнительного образования” (Бюллетень № 6, 2001 г. с.34). В ней говорится, что “изменение парадигмы образования, утверждение гуманистического мышления и взаимоотношений, реализация идей личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании ставит педагога перед необходимостью овладения новыми знаниями, современными педагогическими технологиями и методиками, изменениями стиля деятельности. Высокие требования к деятельности педагога также обусловлены изменениями в образовании, определяемыми такими мировыми и отечественными тенденциями общественного и экономического развития, как интеграция науки и производства, технологизация, автоматизация многих сфер, информатизация”.

В то же время изменился и социальный заказ. Если раньше, изучая родительские запросы, выяснялось, что неважно кем будет их ребенок, лишь бы вырос достойным человеком, то теперь родители хотят увидеть в своем ребенке черты лидера, преуспевающего человека, хотят развить в ребенке не скромность и застенчивость. А уверенность и умение заявить о себе, не глубокие теоретические знания, а практически полезный труд.

Картавцева В.И. в статье “Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования” (Дополнительное образование № 6, 2002 г. с.4) замечает, что “у каждого педагога наступает момент, когда он осознает необходимость изменить существующее положение, причем сугубо индивидуально. Импульсом может оказаться и внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью, процесс педагогического поиска, осознанная потребность педагога в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте, понимании изменений социального заказа населения и требований нового времени”.

Так что же делать? Какие качества необходимо развивать в себе? Как стать педагогом-профессионалом? Профессионал – это мастер своего дела, это компетентный человек. Следует заметить, что чем выше компетентность педагога, тем выше качество образования. Методическая служба МОУДОД Дома детского творчества Яранского района Кировской области предложила решить данную проблему путем проведения конкурса профессионального мастерства “Ступени роста”. Почему именно конкурс?

На сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако, никто не спорит, что, при определенных условиях и соответствующей методике проведения, конкурс мог бы стать действенным средством развития кадрового потенциала и всего профессионального сообщества в целом.

Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для работы кадров и их профессионального развития, способствует профессиональному самоопределению специалистов.

Конкурс профессионального мастерства педагогов “Ступени роста” в Доме детского творчества Яранского района организован с целью повышения педагогического и методического мастерства педагогов дополнительного образования, повышения их профессиональной компетентности, самореализации профессиональных способностей, а также влияния на формирование нового имиджа педагога дополнительного образования, отвечающего запросам современной жизни. (см.Приложение №1)

Задачи конкурса:

  • выявление и поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;
  • включение каждого педагога в педагогический поиск по обновлению содержания профессиональной деятельности;
  • стимулирование самообразования профессионального творчества педагога;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • подготовка к аттестации.

Участниками являются педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы различных категорий. Стаж работы и возраст участников не ограничивается. Участие в конкурсе добровольное.

Конкурс педагогического мастерства проходит по номинациям:

  • “Открытое учебное занятие и самоанализ учебного занятия”
  • “Защита материалов ППО”
  • “Защита образовательной программы”
  • “Открытое воспитательное мероприятие и его самоанализ”

Подготовку , проведение и награждение конкурса осуществляет Оргкомитет.

Результативность и эффективность выполнения конкурсных заданий оценивает жюри, придерживаясь основных требований.

Требования к конкурсу:

1. “Открытое учебное занятие и его самоанализ”

Цель: Определить коэффициент эффективности занятия, дать оценку деятельности педагога и обучающихся.

Максимальная оценка – 92 балла. (см.Приложение №1)

Критерии оценки:

  1. Организационное обеспечение занятия
  2. Содержательная часть занятия
  3. Методическая деятельность педагога
  4. Особенности взаимоотношений педагога и воспитанников
  5. Здоровьесберегающая деятельность на занятии
  6. Деятельность воспитанников на занятии

Продолжительность занятия с обучающимися составляет 45 мин, для обучающихся дошкольного возраста – 30 мин.

Самоанализ учебного занятия:

Цель: выявить умения педагога, обосновать оптимальность выбранного им плана учебного занятия, осуществить самооценку достигнутых реальных результатов.

Максимальная оценка – 10 баллов.

Критерии оценки:

  1. Осознание постановки целей и задач учебного занятия, определение его замысла, место данного учебного занятия в системе занятий
  2. Соотнесение главной идеи опыта с деятельностью на учебном занятии
  3. Обоснование отбора содержания, хода учебного занятия, деятельности педагога и воспитанников (почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств и форм обучения; как осуществлялось управление познавательной деятельностью воспитанников)
  4. Анализ условий для проведения учебного занятия (учебно-материальные, психологические, эстетические временные)
  5. Самооценка учебного занятия (умение видеть причины успехов и недостатков проведенного учебного занятия)

2.“Защита образовательной программы

Цель: включение педагога дополнительного образования в педагогический поиск по обновлению содержания дополнительного образования детей.

Максимальная оценка – 38 баллов. (см.Приложение №2)

Критерии оценки:

  1. Социальная значимость целей программы
  2. Учет региональных особенностей в программах
  3. Педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм образовательной деятельности
  4. Творческий подход к разработке программ
  5. Практические результаты реализации программы
  6. Основное содержание программы.
  7. Выполнение основных требований к содержанию программы
  8. Выполнение требований к культуре оформления.

3.“Защита материалов ППО”

Цель: выявление и распространение ППО

Максимальная оценка – 33 балла (см. Приложение №3)

Критерии оценки:

  1. Обоснование актуальности проблемы
  2. Своеобразие и новизна опыта
  3. Раскрытие путей достижения
  4. Аргументированность выбора педагогического инструментария и способа организации учебно-воспитательного процесса
  5. Качественные характеристики приложений
  6. Обоснование и использование ТСО
  7. Культура оформления материалов

4“Воспитательное мероприятие и его самоанализ”

Цель: активизация и стимулирование творчества педагога, выявление передового опыта в воспитательной работе.

Максимальная оценка – 34 балла (см. Приложение №4)

Критерии оценки:

  1. Актуальность темы
  2. Активная, познавательная, творческая деятельность каждого ребенка в течение всего мероприятия
  3. Мотивация деятельности детей на мероприятии
  4. Доступность содержания (учет возрастных особенностей, объема, уровня подготовленности)
  5. Воспитывающая ценность содержания
  6. Связь содержания с жизненным опытом детей
  7. Обеспечение рефлексии в процессе деятельности на мероприятии
  8. Роль обстановки (место проведения, оформления), использование специальных приемов для создания необходимой эмоциональной атмосферы
  9. Достижение целей данного воспитательного мероприятия

“Самоанализ воспитательного мероприятия

Цель: выявить умение педагога, обосновать оптимальность выбранного им содержания воспитательного мероприятия, осуществить самооценку достигнутых реальных результатов.

Максимальная оценка – 10 баллов.

Критерии оценки:

  1. Осознание постановки целей и задач воспитательного мероприятия, определение его замысла, место данного мероприятия в системе воспитательной работы
  2. Обоснование выбора формы воспитательного мероприятия
  3. Обоснование отбора содержания, хода воспитательного мероприятия; деятельность педагога и воспитанников
  4. Анализ условий для проведения воспитательного мероприятия
  5. Самооценка воспитательного мероприятия (умение видеть причины успехов и недостатков проведенного мероприятия).

Финансирование конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования “Ступени роста” осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств МОУДОД Дома детского творчества.

Все участники конкурса “Ступени роста” получают сертификаты. Педагог-победитель, набравший наибольшее количество баллов награждается дипломом 1 степени с вручением памятного приза “Хрустальный лебедь и денежной премией в сумме ______рублей (или устанавливается надбавка ____% на следующий учебный год). При равенстве набранных баллов предпочтение отдается педагогу, имеющему лучший результат либо по “Защите образовательной программы”, либо по “Защите материалов ППО”. Результаты конкурса учитываются при прохождении педагогом аттестации.

Педагоги, занявшие 2 и 3 места, награждаются дипломами II, III степени и денежными премиями, соответственно в размере ____ рублей и ___рублей.

Данный конкурс апробирован в 2005-2006 учебном году, в целом, прошел на высоком организационном и методическом уровне. Необходимо заметить, что в представленных конкурсных работах был обозначен реальный уровень педагогических идей, принципов, целей, представлений об образовательном результате автора. Большое внимание в представленном опыте уделялось творческому, интеллектуальному развитию воспитанника, наблюдалась тенденция к внедрению не только образовательных, но и воспитательных технологий. Многие педагоги обозначили возрастной подход в проведении открытого учебного занятия, некоторые использовали разноуровневый подход.

В представленных образовательных программах “Школа будущей хозяйки” и “Резных дел мастера” четко и аргументировано, представлены способы допрофессиональной подготовки.

Конкурс выявил высокую практическую значимость данной формы работы, способствовал реализации опыта, возникновения новых идей в практике, а самое главное – повысилось качество дополнительного образования в учреждении в целом.

Лучшие материалы опубликованы в информационно-методическом сборнике “Практика проведения конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования “Ступени роста”

В издании предлагаются разработанные педагогами технологические карты учебных занятий, самоанализ учебного занятия, в кратком изложении образовательные программы детских объединений, самоанализ педагогической деятельности педагога дополнительного образования, конкурсные сценарии досуговых мероприятий: театрализованного тематического концерта “Человек, победивший войну”, интеллектуальной игры для учащихся младшего школьного возраста “Вперед, к победе!” и его самоанализ. Некоторые из этих материалов были направлены для участия во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”, областном конкурсе материалов ППО.

Данный материал может использоваться в работе педагогов дополнительного образования с целью повышения их профессиональной компетентности, а также повышения качества и результативности дополнительного образования детей.