Заседание клуба родительских встреч «Пока горит свеча» на тему: "Ваш ребёнок начинает учиться по системе Л.В.Занкова – трудности адаптации к школе"

Разделы: Работа с родителями


Задачи встречи:

  1. Познакомить родителей с особенностями программы обучения, вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением.
  2. Предложить практические советы по адаптации первоклассников.

Форма работы: круглый стол

Основные вопросы для обсуждения:

  1. “Ребёнок – это тот же человек, только маленький”.
  2. Физиологические и психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.

Ход встречи

На доске плакат “Какие плюсы даёт обучение по системе Л. В. Занкова?”

Ученику:

  • развитие ума, воли, чувств, формирование потребности учиться;
  • радость от свободного умственного труда, творчества и общения,
  • самостоятельность, уверенность, ответственность;
  • стремление к сотрудничеству;

Учителю:

  • изменение взгляда на образование ученика;
  • технологию развития личности учащихся, его познавательных и созидательных способностей;
  • расширение возможностей для творчества;

Родителям:

  • уверенность в успешном будущем своего ребёнка

А какие плюсы видите Вы, побывав на предшкольной подготовке? (ответы родителей_ дети стали свободно общаться друг с другом, не бояться отвечать на занятиях и не бояться ошибиться, возникло много познавательных вопросов, на которые можно ответить, только поработав с энциклопедией)

Уважаемые родители, система общего развития Л. В. Занкова существует более 40 лет и завоевала всеобщее признание. В 1996 году она получила статус государственной системы начального образования, её выбирает каждый четвёртый учитель, по ней обучается более 700тысяч учащихся начальной школы страны. С 2002 года система получила продолжение в основной школе.

Слова учителя на уроке постоянно таковы: “Умей думать хорошо”, “Умей быть добрым в мыслях и чувствах”.

Цель моей работы с детьми: ни одного серенького, ни одного безликого, ни одного ничем не выделяющегося. Добраться до каждого, до той жилки, с которой начинается его неповторимый талант. Упущен момент, когда эта жилка в человеке была, теперь её никогда не будет, человек на всю жизнь обречён быть сереньким, посредственным, заурядным. Хорошо будет тогда, когда мы вместе с вами сможем сотворить чудо, воспитать прекрасную личность, способную творить, беречь, щедро любить людей и помогать им.

Ребёнок, ученик должен видеть просторную дорогу, а не идти с наклонённой головой, присматриваясь к ухабам и болотцам . Пусть голова его будет всегда поднята.

Вы пришли в занковский класс – это раз!

Школа рада вам всегда – это два!

Ну а три- вы всё найдёте на занковском же уроке.

Занковский урок – это удивительное чудо рождения детских мыслей, чувств, таких индивидуальных и творческих, что просто дух захватывает. Атмосфера творчества и доверительных отношений царит на уроке. Учитель спокойно реагирует на ошибочные ответы учеников, спор, доказательство своих рассуждений, интерес к познанию, положительный настрой, интересные задания _вот копилка мастерства учителя, работающего по системе Л. В. Занкова.

2. Обсуждение вопроса “Физиологические условия адаптации ребёнка к школе”.

На собрание приглашены детский врач и специалисты лечебных учреждений, они знакомят родителей с проблемами в здоровье ребёнка, которые могут быть связаны с изменением статуса ребёнка. Специалисты должны обратить внимание на следующее:

  • изменение режима дня ребёнка по сравнению с детским садом, увеличение физической нагрузки;
  • необходимо учитывать смену учебной деятельности дома, создание условий для двигательной активности между выполнением уроков;
  • во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную посадку, освещение рабочего места,
  • тренировать мелкие мышцы костей рук, предупреждать близорукость, искривление позвоночника,
  • организовывать правильное питание – обязательно вводить в рацион питания витаминные препараты, овощи, фрукты;
  • создавать дома все условия для увлечения ребёнка спортом;
  • воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

3. Обсуждение вопроса “Психологические условия адаптации ребёнка к школе”.

Выступает школьный психолог и даёт практические советы родителям:

  1. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (сверстников, бабушек, дедушек).
  2. Знакомство с одноклассниками и возможность общения с ними после уроков,
  3. Проявление интереса к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому дню в школе.
  4. Первое условие успеха в школе- самоценность ребёнка для его родителей.
  5. Учитывать роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).
  6. Создание благоприятного климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
  7. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  8. Поощрение и не только за учебные успехи.
  9. Не забывайте слова В. А. Караковского “Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому”.

3. Система взаимоотношений в семье в период адаптации к школе.

Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания в семье. Расшифруйте их.

Законы семьи = ед. тр. + зн. похв. +тр. уч. +разд. благ.

(Звучит музыка, пока родители выполняют задание. )

Послушаем за чашечкой чая , что же у вас получилось? Какие законы семьи вам удалось открыть? Идёт анализ зашифрованной формулы.

Оказывается все законы довольно просты и понятны каждому :единство требований отца и матери, значимость похвалы для ребёнка, трудовое участие каждого члена семьи в жизни всей семьи, разделение в равной мере материальных ценностей и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы выполняются в семье, если отец и мать являются друзьями своего ребёнка, значит вырастет в семье человек и личность.

Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас- это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Сегодня сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их : одна сторона его чиста, а вторая заполнена. На заполненной стороне написаны предложения, в которых рассказывается о том, что увидел педагог в вашем сыне или дочери за некоторое время, на что хочет обратить внимание. Например: Лида К. – обратите внимание на то, что девочка часто плачет, если не получается написать аккуратно и правильно задание, нервозна, суетлива, нуждается в поддержке учителя и родителей.

Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с учителем. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний. (Родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли индивидуальная встреча с классным руководителем. )

4. Итог встречи.

Дорогие родители! Основной особенностью системы Л. В. Занкова является согласование ведущей роли обучения с чутким отношением учителя и родителей к внутреннему миру ребёнка. Отдавая его в школу знайте- его ждёт развивающая программа, умело построенная и продуманная до мельчайших подробностей. Учитель будет работать над развитием способности делать умозаключения, анализировать, сравнивать, устанавливать связи, над умением общаться с ребятами, не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их разрешения.

Послушайте сказку Г. Цыферова “Что такое звёзды?”

- А что такое звёзды?- спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

- Большие слоны говорят: “Звёзды – это золотые гвоздики, ими прибито небо”. Но ты не верь.

Большие медведи думают: “Звёзды – это снежинки, что забыли упасть”. Но ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, что виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.

- Да,- сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звёзды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

А как думаете вы, на что похожи звёзды? Конечно же на ваших прекрасных, самых замечательных детей и моих любимых учеников. Их светлые глаза и открытые лица позволяют работать с полной отдачей и огромной энергией.

Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие вас вопросы, встретились со специалистами, а теперь пришла пора подвести итоги нашей сегодняшней встречи.

Учитель раздаёт анкеты в виде незаконченных предложений для заполнения отзыва о встрече с родителями учащихся.

А сейчас заполним отзыв о встрече. Он выглядит так:

Я узнал, что…

Новым для меня стало….

Я убедился, что….

Меня не смогли убедить в том, что…

Я категорически против того, чтобы …

Я возмущён тем, что…

В конце встречи родители получают памятки. Очень хорошо, если они поместят эти правила в комнате ребёнка на видном месте. В конце недели обратят внимание ребёнка на то, что получилось и не получилось и почему.

Памятка.

  1. Не отнимай чужого, поделись своим.
  2. Не дерись, это очень стыдно.
  3. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  4. Старайся быть аккуратным.
  5. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
  6. Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай поможем.
  7. Не ябедничай – донозчику первый кнут.
  8. Будь добрым и щедрым на помощь, люби людей.

Литература:

  1. Л. В. Занков “Беседы с учителями”, 1999 г.
  2. Л. В. Занков “Избранные труды”, 1997 г.
  3. Волинова Т. В. “Учитель и семья”, 2004 г.
  4. Воспитательная работа в школе. Методическое пособие. Псков, 1999 г.
  5. Коляда М. Г. “Шпаргалка для родителей”, Донецк, 2001 г.