Цели:
- закрепить знания о частях речи;
- систематизировать знания о роли слов разных частей речи в предложении;
- закрепить изученные грамматические категории
- развивать мышление, речь;
- развивать внимание и любовь к языку;
- работать в режиме оптимальном для сохранения здоровья детей, следить за посадкой ребят.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Чистописание:
- назовите третью букву сонорных согласных звуков в ленте букв (л – прописывается учителем на доске, выделяется второй элемент, короткая наклонная с закруглением внизу)
- буквы каких гласных звуков пишутся с использованием двух выделенных элементов? (и)
- буква, состоящая только из овала? (о)
- буква, состоящая из овала и второго элемента буквы л? (а)
- прописываем слоги: ло,ла,ли.
3. Словарная работа:
- запишите из словаря 3 слова, в которых первый слог – это прописанные нами слоги на чистописании (лопата, лагерь, лисица), проговариваем слова орфографически.
- какое слово можно назвать лишним и по какому признаку?
а) по вопросам кто?, что?
б) по составу слова – наличие и отсутствие приставки
в) по количеству слогов
г) в слове лопата все согласные звуки твёрдые
д) в слове лагерь все согласные звуки звонкие
- что общего у этих слов? (это существительные)
Сообщение темы урока.
4. Работа по теме урока:
- придумайте однокоренные слова к слову лисица, запишем их, выделяем корень.
- какой частью речи они все являются?
- что такое имя существительное?
- придумайте прилагательные к слову лисичка, на какой вопрос они будут отвечать?
- что такое имя прилагательное?
- придумайте предложение с одним из предложенных прилагательных и существительных; запишите одно из предложений (комментированное письмо) например: Хитрая лисичка убежала от охотников.
- слова каких частей речи добавились?
- что такое глагол?
- что такое предлог?
- разбор предложения по членам, определение словами какой части речи выражен каждый член предложения.
5. Физминутка: слайд-шоу о лисах, музыкальное оформление. (Приложение)
6. Работа с текстом.
Детям раздаётся текст, напечатанный на листочках. Орфограммы пропущены.
Л. са з. мой мышкует. Встала л. са на п. нё. . Ст. ит, слушает, смотрит.
П. . снегом мышка з. п. щ. ла. . Сне. шев. льнулся. Как кинется л. са!
- вставляем пропущенные буквы карандашом, разбирая орфограммы.
- что в тексте нас не устраивает? (часто употребляется слово лиса)
- словами какой части речи и в каких предложениях можно заменить это слово?
- что такое местоимение?
- запишите текст в тетради, изменяя слова и дополнив его ещё одним предложением и озаглавь его.
Работа в тетрадях.
7. Физминутка (потягивание, улыбка другу, обнимание себя, похвала себе)
8. Обсуждение получившихся текстов, заглавий. Разбор по членам второго предложения.
9. Подведение итогов.
Записанный текст – пример письменной речи. Каждое слово – это её часть, кусочек. На уроке мы повторили 5 изученных частей речи. Почему на доске названия этих частей речи записаны в два столбика?
имя существительное | предлог |
имя прилагательное | |
глагол | |
местоимение |
Предлог не является самостоятельным членом предложения.
10. Запись домашнего задания.