Урок чтения во 2-м классе по программе "Школы России" на тему: «Русская народная сказка "Лиса и журавль"»

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством.
  2. Совершенствовать навык беглого выразительного чтения.
  3. Развивать навык связной речи обучающихся:

– умения ответить на поставленный вопрос
– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях
– словесное иллюстрирование прочитанного
– составление краткого отзыва о прочитанном
– творческое дополнение сказки другими событиями, героями.

4. Расширять круг читательских интересов, формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере героев и событий сказки.

Оборудование:

  • учебник,
  • иллюстративный материал.

План урока:

1. Подготовительная работа.

Отгадайте загадки:

А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.

Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это?

О ком идет речь в загадках? Какие признаки помогли догадаться? Знаете ли другие загадки о лисе или журавле?

В жизни они практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи. Как называется жанр? С какими другими животными встречалась лиса в фольклорных произведениях? В какой сказке встретились эти герои?

Работа над этой сказкой будет темой нашего урока сегодня.

2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

3. Беседа по первичному восприятию.

- Чем понравилась вам сказка? Что показалось забавным?

- Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?

- Нравится ли вам конец сказки? Как можно помирить героев?

4. Словарная работа.

- Как можно объяснить значение слов и выражений, сказать по- другому:

“вздумала”,“дорогой гость”, “стряпала”, “званый пир”, “не обессудь”, “потчевать”, “несолоно хлебавши”?

- Как сказать более понятно нам: “взяла лису досада”? “Как аукнулось, так и откликнулось”? “С тех пор и дружба врозь”?

- Какие слова сказки мы слышали как пословицы?

5. Повторное чтение сказки обучающимися в режиме жужжащего чтения.

6. Работа с текстом.

А) Найди в тексте близкие по значению слова: “познакомились”, “положила в тарелку каши”, “стала ходить вокруг кувшина с окрошкой”, “пошла домой голодная”.

Б) Найдите и прочитайте слова и выражения, которые можно встретить в других сказках.

В) Прочитайте отрывок, доказывающий жадность лисы.

Г) Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”. Прав ли он?

Можно ли было избежать ссоры? Как?

Д) Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля. Могла ли она чем-то исправить положение? Как она могла не допустить ссоры?

Е) Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки. Что оно значит? Какие другие слова близки по смыслу? Есть ли противоположные по смыслу слова для слова “откликнулось”?

Ж) Прочитайте слова и выражения, которые вам понравились, показались красивыми? Когда так можно нам сказать?

7. Работа по иллюстративному материалу.

Какой момент сказки изображен на этой иллюстрации?

Как художник показал то, что лисе хотелось попробовать угощение? Как сказано об этом в тексте?

Что еще можно было нарисовать в качестве иллюстрации?

Представьте себя на месте журавля. Каким можно изобразить его, как показать его состояние в этот момент?

Как можно изобразить позу, движения лисы дома и в гостях? Найдите слова и выражения, которые помогут рисовать нам.

8. Чтение сказки по ролям.

А) в паре с соседом

Б) хоровое чтение: девочки- слова лисы, мальчики-слова журавля.

В) по желанию парами у доски.

Чье чтение показалось вам более удачным? Почему?

Похвалите: “Я хвалю…, за удачное инсценирование . .”.

9. Итог урока.

Какой мудрый совет дает нам сказка? Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

Какие пословицы могли бы стать моралью сказки:

- Дружба заботой да подмогой крепка.

- Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

- Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

- Нет друга – ищи, а нашел – береги.

10. Оценки за урок (комментирование).

Чья работа еще заслуживает хорошей оценки, почему?

11. Домашнее задание: нарисовать, слепить героев сказки. Приготовить по тексту сказки их озвучивание. Найти и прочитать сказки с похожей моралью, приготовиться кратко пересказать прочитанное.